Общество

Мирное сосуществование ислама и других религий

Мирное сосуществование последователей различных религий является одним из воззваний ислама к человечеству. В многочисленных аятах Священного Корана данное воззвание предстает перед нами в самых разных формах. Можно сказать, что Коран является пионером в этой области, так как в предыдущие века, предшествовавшие его ниспосланию, мирное сосуществование последователей разных религий никем серьезно не рассматривалось. В Коране нет призывов к вражде и ненависти из-за вероубеждений, хотя некоторые люди упорно пытаются доказать обратное. Это они пытаются показать ислам с отрицательной стороны, навешивая на его последователей различные ярлыки, такие как исламисты, экстремисты и террористы. Владея средствами массовой информации, они умело манипулируют общественным сознанием, в результате чего ислам и мусульмане воспринимаются в мире в негативном свете. В Коране нет призывов к религиозным войнам, которые, к сожалению, имели место в истории других религий. Ислам не дозволяет своим последователям проявлять неуместную вражду и ненависть к последователям иных религиозных школ. Ислам запрещает оскорбления и нанесение обид людям, не разделяющим убеждения мусульман, считая, что подобные оскорбления не имеют ничего общего с подлинной верой. Исламская религия порицает верующих, которые оскорбляют и унижают друг друга, беспочвенно обвиняют в неверии и во всевозможных грехах. С точки зрения Корана подобные отношения не влекут за собой ничего, кроме ненависти, вражды, глубоких разногласий и кровавых столкновений. Последователям разных религий необходимо научиться жить в мире и согласии, ибо только так человечество сможет нормально жить и развиваться, только так люди смогут достичь безмятежности и покоя.
Для того чтобы люди смогли достичь этого Священный Коран предлагает ряд рекомендаций и положений, соблюдение которых несомненно облегчит жизнь человечеству. К важнейшим из них относятся:



1. Свобода вероисповедания.

2. Внимание к общим религиозным нормам.

3. Неприятие расизма и национализма.

4. Открытые диалоги.

5. Стремление к примирению.

6. Соблюдение прав религиозных меньшинств.

7. Признание небесных писаний и пророков.

8. Всеобщий мир.

9. Борьба с проявлениями религиозного шовинизма.

10. Взаимопомощь.

1. Свобода вероисповедания

Аяты Священного Корана делают ударение на свободе вероисповедания, ведь вера человека и его убеждения не зависят от принуждения и насилия. Вера занимает свое место в сердце и невозможно заставить сердце принять то или иное вероучение.

«Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения» (Сура «Корова», аят 256).

«Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле. Разве ты стал бы принуждать людей обратиться в верующих?» (Сура «Йунус», аят 99)

Одной из главных задач Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его род) было донесение божественного воззвания до людей. Пророку надлежало донести воззвание, а принимать его или нет должны были сами люди: «Скажи: «Истина – от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует» (Сура «Пещера», аят 29).

«Если бы Аллах пожелал, то они не приобщали бы сотоварищей. Мы не назначили тебя их хранителем, и ты не являешься их попечителем» (Сура «Скот», аят 107).

Вера в единственность Аллаха, пророческую миссию Посланника Аллаха и во все положения исламского учения не может быть навязана извне. Единственным способом воздействия на умы и сердца может быть только увещевание и приведение логических доводов. Только так можно добиться того, что человек примет исламскую веру. Ислам всегда стремится к тому, чтобы божественные заповеди были должным образом разъяснены и люди поняли их, а затем по собственной воле и, находясь в здравом уме, уверовали в них.

Одной из неотъемлемых составляющих свободы вероисповедания является свобода мысли. Человек свободен в своих мыслях и думах. На страницах последнего небесного писания Всевышний Аллах множество раз указывает на важность размышлений, изысканий и поисков. Он множество раз призывает людей задуматься над тайной своего происхождения и над знамениями окружающего их мироздания. Используя разум, людям надлежит познать пользу и вред, истину и ложь, а затем посредством дарованной им способности к самоопределению встать на путь духовного роста и отказаться от пороков и грехов.

«Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих, пока им не станет ясно, что это есть истина. Неужели не достаточно того, что твой Господь является Свидетелем всякой вещи?» (Сура «Разъяснены», аят 53)

«На земле есть знамения для людей убежденных, а также в вас самих. Неужели вы не видите?» (Сура «Рассеивающие», аяты 20-21)

2. Внимание к общим религиозным нормам

С самого начала своего зарождения одной из программ для человечества ислам назвал мирное сосуществование последователей различных религий. Всевышний Аллах велел Своему пророку искать точки соприкосновения с обладателями прежних писаний, дабы этим путем уменьшить разногласия и снять напряженность в отношениях: «Скажи: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей, и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом» (Сура «Семейство Имрана», аят 64). Данный аят – важнейший из аятов, обращенных к последователям небесных религий и призывающих их к плодотворному сотрудничеству. Этот аят отличается от аятов, приведенных в предыдущем пункте. Те аяты призывали человечество к размышлению и последующему принятию ислама по собственной воле. Но этот аят сосредотачивает внимание на том, чтобы мусульмане, христиане и иудеи могли бок о бок жить друг с другом, сотрудничая в положениях, общих для всех аврамических религий. Исламские исследователи и толкователи Корана утверждают, что данный аят призывает мусульман сотрудничать с обладателями писания даже в самых незначительных моментах, если последние откажутся делать это в основных положениях. Исламская религия ждет от своих последователей доброго и справедливого отношения к иноверцам, и от них в свою очередь ожидает того же, ибо только так можно добиться спокойной и безмятежной жизни на земле.

3. Неприятие расизма и национализма

Священный Коран осуждает любые проявления расизма, а также любые националистические идеи, наносящие оскорбления представителям иных наций. Ислам не разделяет идеи о том, что один человек может превосходить другого по расовому или национальному признаку. Ислам считает всех людей детьми одного отца и одной матери: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (Сура «Комнаты», аят 13).

Равенство и справедливость являются обязательными условиями мирного сосуществования людей, ведь в ином случае часть человечества всегда будет приписывать себе несуществующее превосходство, что естественно не обрадует другую часть. Расизм и национализм не влекут за собой ничего кроме высокомерия одних людей и униженного положения других, а это в свою очередь является причиной возникновения кризиса в обществе, порой выливающегося в кровавые столкновения. В двадцатом веке человечество пережило две мировые войны с огромным количеством жертв, и у истоков этих войн стояли националистические идеи.

Различия людей в цвете коже, языке и месте жительства ни в коем случае не должны становиться основанием для возвышения одной группы людей над другой. Аллах учит нас в Своей Книге, что существование языковых и национальных различий между людьми является одним из Его знамений, которое должно способствовать познанию людьми друг друга и их Творца. Одни представители человечества могут превосходить других только в богобоязненности, набожности и благочестии. Люди представляют собой единую общину, единое человечество: «Люди были одной общиной, и Аллах отправил пророков добрыми вестниками и предостерегающими увещевателями, ниспослал вместе с ними Писание во истине, чтобы рассудить людей в том, в чем они разошлись во мнениях» (Сура «Корова», аят 213).

Значительное количество аятов Священного Корана обращается не только к мусульманам, но и ко всему человечеству, используя такие выражение как «о сыны Адама» и «о человек». Использование подобных выражений еще раз доказывает, что исламская религия не проводит разницы между людьми. Все они одинаково являются представителями своего вида. Где бы и когда бы они ни жили, на каком бы языке ни общались и каким бы цветом кожи ни обладали, все они люди, и все они произошли от одного мужчины и одной женщины – Адама и Евы.

4. Открытые диалоги

Исламская религия призывает своих последователей к диалогам и взаимодействию с приверженцами других религий. К диалогам, основанным на взаимоуважении, стремлении к миру и гармонии. К диалогам, далеким от фанатизма и вражды. Беседы и диспуты с иноверцами должны вестись с мудростью и толерантностью: «Если вступаете в диспут с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом. Это не относится к тем из них, которые поступают несправедливо. Скажите: «Мы уверовали в то, что ниспослано нам, и то, что ниспослано вам. Наш Бог и ваш Бог – один, и мы покоряемся только Ему» (Сура «Паук», аят 46). В аятах, предшествовавших данному аяту, была затронута тема разговоров и взаимоотношений с язычниками, упрямыми и фанатичными в своем глубоком заблуждении, далекими от единобожия. Обладателей писания нельзя сравнивать с язычниками, так как иудеи и христиане верует в Единого Творца, до них дошел призыв пророков и посланников, они знакомы с учением небесных книг, они обладают большей степенью подготовки к восприятию исламского учения. По этой причине Коран указывает на то, что диалог с иудеями и христианами должен отличаться от диалога с язычниками.

Одной из основ конструктивного диалога является проявление уважения к оппоненту и отсутствие попыток унизить, обидеть, нанести оскорбление. Поэтому Коран повелевает мусульманам ни в коем случае не ругать иноверцев и их святыни: «Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из вражды и по невежеству. Таким образом Мы приукрасили для каждого народа их деяния. Потом им предстоит вернуться к своему Господу, и Он поведает им о том, что они совершали» (Сура «Скот», аят 108). Исламская религия должна быть представлена с положительной стороны, поэтому если кто-то из мусульман и испытывает неприятие к язычеству, идолам и многобожникам, то коранические предписания не дозволяют им выплескивать это неприятие на своих оппонентов из числа язычников. Не пристало правоверному оскорблять людей, даже если они далеки от аврамических религий. Ислам предписывает культуру в общении, мягкость и этикет в беседе с последователями даже самых примитивных верований. И не может быть иначе, так как каждый человек считает свою веру правой и видит свои убеждения единственно верными, а посягательства на них и их оскорбления воспринимает как проявления вражды.

5. Стремление к примирению

«Если же они отступили от вас, не стали сражаться с вами и предложили вам мир, то Аллах не открывает вам пути против них» (Сура «Женщины», аят 90). Такое повеление дает мусульманам Всевышний Аллах. Если враг решит прекратить ведение военных действий и предложит перемирие, то мусульманам следует принять их предложение. Конечно же, сделать это нужно в том случае, если предложение о мире будет искренним и твердым решением с их стороны, а не хитростью и обманом. О причине ниспослания данного аята в трудах по толкованию Священного Корана приводится следующая история. Среди многочисленных арабских племен, населявших Аравийский полуостров в эпоху становления ислама, жили два племени – Бани Дамра и Ашджа’. У мусульман с племенем Бани Дамра был заключен договор о ненападении, у племени Ашджа’ имелся такой договор с Бани Дамра. В один из дней до мусульман дошли вести, что семьсот человек из племени Ашджа’ под предводительством Масуда ибн Руджайла направляются к Медине. Посланник Аллаха отправил им навстречу своих представителей, чтобы те узнали, что побудило Масуда ибн Руджайла и его людей отправиться к мусульманам. Племя Ашджа’ сообщило, что они пришли заключить с Мухаммадом (да благословит Аллах его и его род) договор о мире и ненападении. Узнав об этом, Посланник Аллаха отправил им в качестве подарка большое количество фиников. Затем он встретился с главами племени Ашджа’, которые сказали ему, что не желают вражды с мусульманами, так как живут рядом с ними, а также не хотят враждовать с врагами мусульман, ибо у них нет для этого достаточных сил. По этой причине, продолжили они, мы хотим заключить с вами договор о мире. В это время Посланник Аллаха получил откровение, в котором содержалось предписание о необходимости принятия предложения о мире.

6. Соблюдение прав религиозных меньшинств

Ни одна из существующих религий не дает религиозным и национальным меньшинствам столько прав и свобод, сколько дает их ислам. Ислам на территории шариатского государства гарантирует справедливость и соблюдение всех прав не только мусульманам, но и последователям других религий, несмотря на то, что последние не разделяют веру мусульман. Предоставление таких прав является предметом гордости приверженцев ислама, ведь историческая действительность свидетельствует, что очень часто на территориях, в которых проживали последователи других религий, чинились препятствия иноверцам, и те не имели возможности соблюдать должным образом свою религию, не могли исполнять свои ритуальные обряды. В исламе существует предписание, согласно которому мусульмане и иноверцы заключают договор и берут на себя двухсторонние обязательства, после чего иноверцы могут спокойно проживать в исламском государстве и гарантированно пользоваться всеми общественными, политическими и религиозными правами, не испытывая при этом каких-либо ущемлений. Каким должно быть отношение к иноверцам и соблюдению их прав описывается в суре «Испытуемая»: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (Сура «Испытуемая», аят 8).

Таким образом, в исламе не существует никаких преград для того, чтобы религиозные меньшинства, не согласные с учением последней небесной религии, спокойно проживали в своих домах, занимались различной деятельностью и находились под защитой мусульманского правительства. Конечно же, при этом они не должны строить козни против ислама и его последователей, они не должны нарушать взятые ими обязательства. В этой же суре говорится: «Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые сражались с вами из-за религии, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию. А те, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками» (Сура «Испытуемая», аят 9).

Из приведенных выше двух аятов следует, что мусульманам не дозволяется беспричинно враждовать с религиозными меньшинствами. Священный Коран учит, что до тех пор, пока последователи других религий будут соблюдать свои обязательства, не станут попирать права мусульман, и не будут сговариваться с неприятелем, они свободны в своей вере и деяниях, и мусульмане обязаны быть справедливыми и дружелюбными к ним. Но если они будут плести заговоры с врагами мусульман, нарушая этим договор, то в этом случае мусульмане будут вынуждены предпринять необходимые меры и пресечь их подрывную деятельность.

Свобода религиозных меньшинств в шариатском государстве действительно велика. К примеру, если кто-либо из обладателей писания совершит деяние, являющееся дозволенным в его религии, но запрещенным в исламе, например, будет употреблять алкоголь, то никто не станет ему докучать. Никто не будет преследовать его за это деяние. Конечно же в том случае, если он не станет делать это открыто, наплевательски относясь к мусульманским традициям. Если же он сделает это открыто, то к нему естественны будут применены необходимые меры. Если кто-либо из обладателей писания совершит действие, являющееся запрещенным и в его религии, и в исламе, например, совершит прелюбодеяние, то шариатский судья будет иметь право применить по отношению к нему соответствующее шариатское наказание. Также он может передать его дело на рассмотрение его религиозного совета, чтобы тот наказал его согласно своим законом.

В исламском праве сказано, если два человека из числа религиозных меньшинств обратятся к шариатскому судье за разрешением возникшего среди них раздора, то судья имеет выбор – он может вынести решение на основании исламских законов, а также может отказаться браться за это дело, посоветовав им обратиться к их религиозному ученому. Такое положение выведено из Священного Корана, в одном из аятов которого Аллах обращается к Своему пророку: «Если они явятся к тебе, то рассуди их или же откажись от них» (Сура «Трапеза», аят 42). Следует заметить, что аят не велит Посланнику Аллаха и шариатскому судье выбирать один из двух путей, исходя из своих личностных интересов. Необходимо принять во внимание все аспекты и условия дела, а в случае необходимости вынести необходимое решение. Если в решении необходимости не будет, то следует отказаться. И во всех случаях обязательно должна соблюдаться справедливость, ибо справедливости в исламской религии придается огромное значение.

7. Признание небесных писаний и пророков

В основе исламского вероучения лежит вера в единые и общие цели всех небесных писаний, когда-либо ниспосланных Всевышним Аллахом человечеству. Все небесные книги, с которыми божьи пророки несли людям благую весть, стремились усовершенствовать общество и воспитать духовно богатого человека. Основа всех писаний одна, хотя они и отличаются друг от друга во второстепенных и практических положениях. Подобное отличие обусловлено историческими условиями и иными реалиями, с которыми сталкивалось человечество по мере своего развития. Каждая религия и каждое небесное писание несли людям что-либо новое, поднимая их на новую ступень духовного и материального роста. Священный Коран уважительно отзывается обо всех прежних пророках и писаниях, в его аятах подтверждается их божественная природа. Всевышний Аллах говорит Своему пророку: «Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно свидетельствовало о них. Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах» (Сура «Трапеза», аят 48). В Коране имеется около двадцати аятов, подтверждающих миссию предыдущих пророков и свидетельствующих о божественной природе Торы и Евангелия.

Традиция Аллаха заключается в том, чтобы каждый посланный к людям пророк подтверждал истинность предыдущего пророка. И чтобы каждое новое писание свидетельствовало о предшествующем писании. Посредством Пророка Исы и Евангелия Всевышний Аллах свидетельствует об истинности Пророка Мусы и Торы: «Вслед за ними Мы отправили Ису, сына Марьям, с подтверждением истинности того, что было прежде ниспослано в Торе. Мы даровали ему Евангелие, в котором было верное руководство и свет, которое подтверждало то, что было прежде ниспослано в Торе. Оно было верным руководством и назиданием для богобоязненных» (Сура «Трапеза», аят 46)

8. Всеобщий мир

Начиная с эпохи Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род) исламская религия всегда стремилась к миру и не желала войны. Ислам призывает человечество к всеобщему миру и гармонии, чтобы все люди на земле оставили разногласия, ведущие к кровопролитию и страданиям. Достаточно сказать, что само слово «ислам» является производным от арабского корня «с-л-м», означающего мир, процветание, благополучие, здоровье. Коран взывает к людям и зовет их к миру и благополучию: «О вы, которые уверовали! Входите все в мир и покорность, и не следуйте по стопам сатаны!» (Сура «Корова», аят 208)

Всевышний Аллах ниспослал откровение, согласно которому Пророк и мусульмане должны заключить с врагами мир, если те пожелают его и откажутся от продолжения неприязни и вражды: «Если они склоняются к миру, ты тоже склоняйся к миру и уповай на Аллаха. Воистину, Он – Слышащий, Знающий» (Сура «Добыча», аят 61). Тяга ислама к миру подтверждается еще и тем, что Священный Коран предвещает верующим, что оставление вражды, забвение былой неприязни и хорошее отношение к бывшим врагам влечет за собой не только мир и процветание, но даже дружбу и крепкие отношения: «Может быть, Аллах установит дружбу между вами и теми, с кем вы враждуете. Аллах – Всемогущий. Аллах – Прощающий, Милосердный» (Сура «Испытуемая», аят 7).

В исламе иноверцы по их отношению к мусульманам условно делятся на две группы. К первой группе относятся те, кто враждебно настроен к мусульманам, кто с оружием в руках посягает на их свободу и жизнь, изгоняет их из жилищ и стремится прибрать к рукам принадлежащее им. Они недруги исламской религии и мусульман, они подтверждают свою вражду к ним словами и делом, они не желают примирения и упорно продолжают строить козни против мусульман. Отношение к таким иноверцам естественно не может быть доброжелательным. Ни один разумный человек не позволит себе проявлять слабость перед врагом, ибо в ином случае тот не приемлет нанести удар в спину. Ислам предписывает своим последователям защищать себя и свои ценности от врага, используя при этом все свои возможности. Ярким примером такого врага являлись язычники Мекки, особенно их предводители.

Другую группу составляют иноверцы, не проявляющие вражду и неприязнь к мусульманам. Они относятся к ним с уважением, не оскорбляют их святыни, не нарушают заключенных договоров, не посягают на их жизни, имущество и честь. Такие иноверцы заслуживают ответного уважения и добродушного отношения.

Таким образом, внешняя политика мусульманской общины строится на благожелательном отношении к последователям других религий. Мусульмане стремятся к миру с ними и взаимоуважению. Но в случае вражды с их стороны мусульмане не дадут себя в обиду, и при необходимости будут защищаться с оружием в руках.

9. Борьба с проявлениями религиозного шовинизма

Ряд аятов Священного Корана затрагивает тему противостояния фанатизму и шовинистическим идеям, присущим некоторым из последователей различных религий. Подобные искаженные идеи приводят к возникновению неприязни людей друг к другу, способствуют появлению сильнейших разногласий между представителями разных вер. Последнее небесное писание, разъясняя мусульманам необходимость мирного сосуществования с иноверцами, разъясняет также присущие некоторым из них неправильные мысли и опасные убеждения. Во времена Посланника Аллаха группа иудеев и группа христиан считали лишь себя избранными рабами Аллаха. Иудеи говорили так о себе, христиане соответственно о себе. Каждый из них полагал, что только они близки к Аллаху, что рай небесный уготовлен для них и находится в их ожидании, и что никто кроме них не испытает вечной радости загробного мира. Каждый из них утверждал, что лишь они достойны уважения и почитания, ибо они превосходят всех остальных людей в знаниях, богобоязненности и других нравственных качествах.

«Иудеи и христиане сказали: «Мы – сыны Аллаха и Его возлюбленные». Скажи: «Почему же Он причиняет вам мучения за ваши грехи? О нет! Вы всего лишь одни из людей, которых Он сотворил. Он прощает, кого пожелает, и причиняет мучения, кому пожелает. Аллаху принадлежит власть над небесами, землей и тем, что между ними, и к Нему предстоит прибытие» (Сура «Трапеза», аят 18). Данный аят сводит на нет идеи о превосходстве одних верующих над другими.

В другом аяте сказано: «Они сказали: «Не войдет в Рай никто, кроме иудеев или христиан». Таковы их мечты. Скажи: «Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду». О нет! Кто покорит свой лик Аллаху, совершая добро, тот получит награду от своего Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (Сура «Корова», аяты 111-112). Таким образом, райские сады ждут всех тех, кто покорился Аллаху, вершил добро и был праведен.

Если религиозный шовинизм захватит умы последователей какой-либо религии или даже части ее последователей, то это уничтожит любые попытки других верующих к мирному сосуществованию с иноверцами. В этом случае человечество может забыть о возможности жить в мире, покое и безопасности, так как религиозный шовинизм одних людей будет способствовать возникновению ответного шовинизма в других людях. А это не сулит ничего хорошего, ведь с появлением подобных идей в разы повышается вероятность вспышек насилия и напряженности. Поэтому Священный Коран прямо и косвенно взывает ко всем религиозным группам, чтобы те не считали избранными только себя. Никто из людей не заключил с Аллахом братского союза, никто из них не превосходит остальных людей. Близости с Аллахом удостоится лишь набожный и благочестивый человек, покорный истине, от принятия которой его не удерживает ни упрямство, ни фанатизм, ни что-либо еще.

10. Взаимопомощь

Для всеобщего развития и процветания необходимыми условиями являются взаимопомощь, взаимовыручка и благотворное сотрудничество. Взаимопомощь и сотрудничество должны существовать не только в рамках одной религиозной или национальной общины, но в масштабах всего человечества. Без содействия друг другу в политических, экономических, культурных, социальных и иных сферах человечество не сумеет преодолеть трудности на пути к миру и безмятежной жизни. К взаимопомощи и сотрудничеству людей призывает их разум и внутренняя природа, а Священный Коран подтверждает истинность их призыва. Коран настоятельно советует оказывать помощь друг другу во благе и ни в коем случае не сотрудничать в пороке и грехе: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (Сура «Трапеза», аят 2). Усердие в установлении справедливости, равенства, мира, безопасности и процветания относятся к упомянутым в аяте благочестию и богобоязненности. Также к ним относятся борьба с тиранией, эксплуатаций, агрессией, расовой и национальной дискриминацией, а также стремление к распространению набожности и благочестия, близости людей к Творцу. В этом человечество должно помогать друг другу. Люди никогда и ни при каких обстоятельствах не должны содействовать распространению нечестия, насилия, порока и грехов.

М.Муслимов, газета "Сердало"

Автор: Malsagoff

Комментарии 0