Их нравы

Чему научило НАТО ливийское небо

Анализ боевых действий сил союзников во время воздушной операции в Северной Африке

Прошел год с начала интервенции в Ливию, и уже можно проанализировать тактику союзников. Тем более, что «на подходе» еще две горячие точки - Иран и Сирия, где возможно повторение обкатанных приемов.

Ключевую роль в ливийской операции сыграли военно-воздушные удары самолетов Альянса. США и НАТО за последние 40 лет накопили громадный опыт борьбы с системами ПВО, выстроенными на основе устаревших советских комплексов С-75, С-125, С-200 и «Квадрат». Такая система ПВО успешно подавлялась Израилем в Ливане, а также силами США и их союзников в Ираке и Югославии. Сейчас такую систему противовоздушной обороны можно считать практически бесполезной против современных вооруженных сил Запада и быстро подавляемой.

Воздушная группировка НАТО

К началу операции в относительной близости от ливийских берегов была создана крупная группировка ВВС и ВМФ союзников. Двадцать пять боевых кораблей и подводных лодок западной коалиции, в том числе три корабля ВМС США с ракетами «Томагавк» на борту, и вспомогательных судов 2-го и 6-го флотов США, включая авианосец «Энтерпрайз», десантные вертолетоносцы «Керсадж» и «Понсе», флагманский (штабной) корабль «Маунт Уитни». Была создана мощная авиационная группировка разведывательной авиации и радиоэлектронной борьбы.

Операция «Рассвет Одиссеи» началась в ночь с 20 на 21 марта масштабными ракетно-авиационными ударами по отдельным объектам на территории Ливии. Первый удар состоял из трех волн. В последующем удары трансформировались в серии, которые наносились как в ночное, так и в дневное время суток. Главной целью союзников стали ракетные системы С-200 армии Каддафи, способные поражать цели на расстоянии 300 километров и около 50 ракет типа «Куб», которыми сербы сбили американский F-16 в 1995 году. Ливийская интегрированная система противовоздушной обороны, так же как и в Ираке, имела около 30 установок «земля-воздух», связанных с 15 радарными системами раннего оповещения на побережье Средиземного моря. По данным Пентагона, они представляли собой серьезную угрозу для иностранных военных самолетов, находящихся в воздушном пространстве Ливии или рядом с ним.

Особенности действий авиации НАТО

 

Авиаудары НАТО (съемка с истребителя Tornado)

 31 марта операция «Рассвет Одиссеи» была завершена в связи с началом кампании под названием «Объединенный защитник». Фактически Ливия превратилась в полигон для боевого испытания новых вооружений НАТО. Так, впервые были испытаны тактическая крылатая ракета Tomahawk Block IV, один из самых совершенных современных самолетов, многоцелевой истребитель Eurofighter Typhoon ВВС Великобритании. Самолеты Tornado наносили удары крылатыми ракетами Storm Shadow. 29 марта в боевых условиях был впервые применен тяжёловооруженный самолет поддержки сухопутных подразделений АС -130U. Впервые показал себя палубный самолет радиоэлектронной борьбы EA-18G Growler ВМС США, участвовавший в постановке помех в работе ливийских радаров. В ночь на 4 июня впервые получили боевое применение вертолеты Apache ВВС Великобритании, базирующиеся на вертолетоносце «Оушен» и французские Tiger и Gazelle.

Другой особенностью стратегического использования ВВС НАТО явилось урановое бронебойное оружие. Боеприпасы с обедненным ураном применялись в основном в первые сутки операции в Ливии. Вес некоторых бомб, сброшенных на Джамахирию, составил около двух тонн. Высокоточные французские ракеты AASM были использованы для уничтожения колонны бронетехники в районе Бенгази в восточной части Ливии. Они также применялись для уничтожения зенитного ракетного комплекса С-125 российского производства. При этом запуск был осуществлен за пределами зоны эффективного действия комплекса ПВО.

Применение крылатых ракет

 

Крылатые ракеты «Томагавк»

 Нанесение удара по Ливии началось с применения крылатых ракет (КР) морского и воздушного базирования. Всего 19 марта корабли ВМС США и Великобритании выпустили 112 КР «Томагавк», уничтожив, как было заявлено, 20 из 22, подвергшихся ударам целей. В последующем пуски крылатых ракет стали производиться в значительно меньшем количестве. В качестве целей для поражения были выбраны правительственные пункты управления войсками, резиденция Муаммара Каддафи, штаб ВВС Ливии в Матейге к востоку от Триполи, база ВВС Аль-Гардабия, узлы связи и базы ВМС, радары ливийской системы ПВО и объекты связи, места дислокации и позиции войск, лояльных Каддафи, мобильные батареи противокорабельных ракет. «Томагавки» были выпущены с пяти американских кораблей — двух крейсеров и трех подводных лодок, входящих в группу ВМС США, действующую в Средиземном море (удаление от береговой линии 50-150 км.).

Нанесение ударов стратегическими бомбардировщиками ВВС США

Бомбардировщики В-2 нанесли удары по главному ливийскому аэродрому недалеко от Триполи, поразив управляемыми авиабомбами укреплённые ангары, в которых находились истребители и бомбардировщики ливийских ВВС. B-2 сбросили 40 бомб на этот стратегический объект. Бомбардировщики находились в полете 25 часов и четыре раза дозаправлялись топливом в воздухе. Самолеты В-2 использовались для поражения наиболее важных целей Ливии, Они наносили удары 2000-фунтовыми управляемыми бомбами GBU-31B/ JDAM. По данным штаба ВВС США, все запланированные цели были поражены с заданной точностью. Высокая эффективность применения самолетов В-2 была достигнута за счет возможностей корректировки полетного задания уже в воздухе и возможности перепрограммирования бомбовой нагрузки на другие цели, полученные ими в масштабе реального времени.

Характер атаки ВВС

Атака французских и американских ВВС протекала по стандартной схеме. Предварительная разведка – создание зоны постоянного контроля самолетами ДРЛО – выдвижение в район целей – постановка помех на рубежах действительного огня ливийской ПВО – распределение целей – удар – отход. В ходе операции в Ливии отрабатывались различные тактические сценарии для самолетов «Тайфун». Шлифовалось обеспечение лазерного целеуказания выбранных для поражения наземных целей. Хотя летчики самолетов этого типа, способны осуществлять автономное лазерное целеуказание, большинство боевых вылетов производилось парами: «Тайфун» плюс «Торнадо», когда один из них осуществлял лазерное наведение, а второй бил по назначенной цели. Это позволило авиационному командованию задействовать широкий арсенал авиационных боеприпасов, сохраняя более дорогостоящее высокоточное оружие для выполнения задач, где необходимо было обеспечить минимальные побочные разрушения.

Объектами для ударов со стороны ВВС НАТО стали: позиции регулярных ливийских войск, пункты управления и узлы связи Вооруженных сил Ливии, средства ПВО, группировки войск, отступающих в северные районы страны, пусковые установки оперативно-тактических ракет, предприятия по производству и хранению обычных вооружений и боеприпасов, здание центра связи и правительственный комплекс в Триполи, здание парламента, военной разведки, гостелерадио и информагентства, укреплённый комплекс Баб-эль-Азизия, аэродромы, радарная система аэропорта Триполи, радиолокационная станция близ города Эль-Брега, системы энергоснабжения. Видимо, не случайно был нанесен бомбовый удар и по зданию посольства КНДР.

Работа самолетов–разведчиков

 

Самолет электронной разведки RC-135 Rivet Joint

 На начальном этапе операции было задействовано, как минимум, 5 самолётов-разведчиков стран НАТО. Самолеты электронной разведки RC-135 Rivet Joint занимались перехватом переговоров ливийских военных и передачей полученной информации на БПЛА «Глобал Хок», который барражировал на большой высоте. Беспилотник наводил аппаратуру слежения на место расположения бронетанковых частей и определял его примерные координаты. Затем передавал координаты аналитикам в наземном центре, а те отправляли данные на командный пункт для выдачи целеуказания. Оттуда координаты поступали на самолет ДРЛО и управления E-3 Sentry Awacs, который, в свою очередь, наводил на цели истребители F-16, «Харриер» и другие боевые самолеты или ударные БПЛА. Еще никогда ранее подобное количество разнородной и современной военно-воздушной техники не использовалось столь интенсивно и одновременно в ходе одной военной кампании, что предъявляло исключительно высокие требования к качеству функционирования систем управления, и прежде всего, систем автоматизации управления, связи и разведки тактического звена.

Удары «по своим» и мирным жителям Ливии

НАТО в последние годы уделяло много внимания внедрению технических средств для исключения потерь от «дружественного» огня. Тем более странным и непростительным для армии с самыми современными средствами разведки были факт авиаударов по мирным жителям и своим войскам в условиях почти полного отсутствия противодействия.

Вот лишь несколько примеров. Жертвами натовской бомбардировки в районе города Марса-эль-Брега, расположенного в 800 км к востоку от Триполи, стали двое повстанцев и двое врачей, 14 пострадали и шестеро пропали безвести «Мы заранее предупредили НАТО, что выдвигаем танки из Бенгази к Адждабии, а затем к Марса-эль-Брега. Если это был рейд НАТО, тогда это ошибка, а точнее – «дружественный огонь», - заявил после удара представитель повстанцев.

В ходе одного из ракетных ударов вертолётов НАТО в пригороде Бенгази была уничтожена инфраструктура одной из частных французских военных компаний, нанятых мятежниками. Сколько людей погибло в результате этой атаки, не сообщалось, но известно, что их тела были сразу переправлены во Францию военным вертолётом.

6 августа представители ливийских мятежников заявили, что силы НАТО уничтожили караван, груженый оружием, шедший из соседнего Чада. Караван состоял из сотни верблюдов и перевозил тяжелые пулеметы, минометы и боеприпасы. Воздушный удар был нанесен по каравану в пустыне в 100 километрах от границы Чада. «Верблюды полностью сожжены, а все оружие уничтожено» - заявили повстанцы.

8 августа ракеты упали на жилые дома и больницу в деревне Маджер под Злитаном (160 км к востоку от Триполи). Погибли 20 мужчин, 32 женщины и 33 ребенка. По данным Ливийского общества Красного креста, более 1 100 мирных граждан были убиты в результате бомбежек НАТО, включая 400 женщин и детей. Всего с 19 марта, когда начались бомбардировки, по 26 мая было зафиксировано 718 погибших и 4067 раненых мирных жителей, 433 из которых получили тяжелые ранения. Как недавно признал министр здравоохранения в НПС Ливии, в ходе гражданской войны с обеих сторон погибли не менее 30 тысяч человек (по другим оценкам, 50 тысяч), свыше 50 тысяч человек было ранено, около 4 тысяч считаются пропавшими без вести. Все эти цифры весьма приблизительные, корректироваться они будут, разумеется, в сторону увеличения.

Итоги воздушной операции

В ходе операции «Объединённый защитник» с 31 марта по 1 октября 2011 года общее число вылетов самолетов международной коалиции над Ливией составило 23 938. Из этого числа 8941 вылетов были боевыми. То есть для обеспечения одного вылета ударного самолета отправлялось еще два прикрытия и обеспечения удара (разведка, радиоэлектронная борьба, целеуказание, боевое управление, дозаправка в воздухе, доставка грузов и т.д.).

Это свидетельствует о возрастающем объеме задач обеспечения боевых действий. Полеты над Ливией после 1 июля шли со средней интенсивностью 80-100 самолетовылетов. В отдельные сутки их число доходило до 140.

Боевая операция НАТО над Ливией продемонстрировала сильные стороны альянса: эффективную разведку, возможность нанесения ударов по идентифицированным целям через несколько минут после их выявления, высокую точность целеуказания, что позволило повысить долю применения управляемых боеприпасов до 85%.

По данным НАТО, с момента начала операции было уничтожено около 570 ливийских военных баз, бункеров и других объектов, 355 зенитных ракет, более 500 танков и другой бронированной техники, около 860 складов с боеприпасами. Если верить этой статистике, эффективность действий НАТО является чрезвычайно высокой, но пилоты боевых самолетов могут подтвердить, что во время боевых вылетов часто не удается ни обнаружить врага, ни сбросить бомбы. Фактически итоги войны доказали, что по крайней мере, в течение нескольких лет в будущем, подобные успехи военно-воздушных сил не будут решающими.

Потери

На закрытом заседании в Бундестаге один из немецких военных экспертов, со ссылкой на надежные источники, рассказал, что потери британских спецслужб в Ливии составили не 35 солдат, как было объявлено Министерством обороны Великобритании, а от 1500 до 2000. К этому числу следует добавить погибших французских военных от 200 до 500 человек, США - не меньше 200 и Катара - более 700 солдат.

Эти цифры не были объявлены в средствах массовой информации и даже не обсуждаются.

Автор: Анатолий Цыганок, "Свободная Пресса"
подписаться на канал
Комментарии 0