Среда обитания

Авторам лозунга «Хватит кормить Кавказ!» лучше никогда не знать того, какой ценой далось самому региону восстановление из руин

Авторам лозунга «Хватит кормить Кавказ!» лучше никогда не знать того, какой ценой далось самому региону восстановление из руин
Абдул Ицлаев

«Может, хватить кормить Кавказ?!» – такой вопрос задали Владимиру Путину во время последнего прямого телевизионного общения с населением.

Десять лет назад проблему видели не в этом. Чечню, к примеру, называли «черной дырой», в которую сколько не вбухай денег – все без толку, разворуют. Сегодня в стране высокого уровня коррупции на Кавказе уже как бы и не боятся. Массовое сознание уже отторгло этот регион от России, поэтому требование другое – вообще не давать денег.

Российский премьер с этим не согласен. Он заявляет: «Я знаю, что Кадыров восстанавливает Чечню. И Грозный восстановил так, как до сих пор никому это не удавалось сделать».  Путин уверен в том, что «коррупционная составляющая в Чечне минимальная».

Между тем, из послевоенной разрухи и руин республика поднимается не только от одних бюджетных «инъекций». Во многих случаях – вообще без всякой помощи со стороны государства.

«Добро пожаловать в ад»

…На развилке дорог в Грозном на остатке щита, на котором в советские годы значилось «Заводской район», во время войны появился «автограф»: «Увидел руины Грозного. Удовлетворен».

Неподалеку на уцелевшей части стены-ограды вокруг уже бывшего химзавода привлекала взгляд другая надпись: «Добро пожаловать в ад!».

В городе-призраке, в который был превращен Грозный, не было не пострадавших от бомб и снарядов домов. Можно было проехать с десяток кварталов, целую улицу, и никого не встретить, не увидеть, не прочитать: «Здесь живут люди». Так среди этих развалин обозначали «островки», на которых существовали люди. На снимках тех лет из космоса в Интернете можно различить остовы тысяч домов без крыш и улицы-направления, по которым движется транспорт. Когда эти завалы начали расчищать, строительный мусор из Грозного вывозили миллионами тонн.

Я не видел послевоенного Сталинграда. Но с детских лет помню фотографию «Дома Павлова». Таких домов в столице Чечни было тысячи. Зная это, как я должен относиться к тем, кто возродил Грозный, вернул его к жизни?! Чем и как измерить, оценить то, что сделано ими?

Разрушенный землетрясением Ташкент восстанавливали всем миром. Он стал предметом гордости всех граждан страны, символом ее могущества и величия.

Поверженный стихией армянский Спитак, несмотря на усилия строителей со всех уголков СССР, так и не обрел нового облика. Для меня он по сей день является символом боли, которая страна испытала сразу после разрушения этого города землетрясением.

А Грозный? У него – как бы два «полюса». Первый – Рамзан Кадыров со своей программой «Без следов войны», люди, которые обеспечивали ее реализацию.

Второй «полюс» – все те, кто кричат: «Хватит кормить Кавказ». Я не знаю, откуда у этих последних столько злобы, ненависти, зависти…

Иногда кажется, что они готовы поверх всей России написать: «Добро пожаловать в ад!»

Прикосновение к боли

Я также не знаю, откуда берутся видящие все в одном черном цвете, всё знающие, не сомневающиеся в своей правоте.  В жизни  не может быть ничего однозначного.

…Штаб штурмовавшей Грозный в ночь на первое января 1995 года группы войск генерала Льва Рохлина располагался в подвале республиканской больницы. На этом месте сегодня возвышается здание управления Пенсионного фонда РФ по Чечне. За ним – облагороженный, но пустырь. Не сохранилось даже следов от множества зданий, принадлежавших больнице.

…Итог авиаудара по больнице в городу Шали – свыше 200 убитых и раненых.

…В Урус-Мартане и в первую, и во вторую войну стены центральной районной больницы «прикрывали» сшитые из простынь белые полотнища с красным крестом. В январе-мае 1995 года сюда свозили раненых из Грозного, других районов республики. Непрерывные воздушные атаки вынудили персонал в ноябре-декабре 1999 года перебраться в соседнее селение Гойты.

Через месяц глазам вернувшихся врачей открылась картина ужасающей разрухи: ни  окон, ни дверей, «прошив» через поврежденную крышу все этажи, дожди залили подвал, привели в негодность инвентарь, оборудование…

Я помню больничные корпуса тех дней: полиэтиленовая пленка вместо стекол, печи-буржуйки в коридорах, сбитые из огрызков досок двери…

У кого перед этой  разрухой не опустятся руки? Ждать помощи от государства? Но когда она придет? Где гарантия, что не потребуют «отката»?..

Теперь все знают: гарантом стал Рамзан Кадыров. Но не все знают, что были и есть те, кто откликнулись на его призыв принять участие в возрождении республики.

Средства на восстановление Урус-Мартановской ЦРБ – 11 миллионов долларов США! – выделил Михаил Гуцериев, на тот момент владелец «Руснефти».

Средняя школа №2 в том же Урус-Мартане (кстати, за последние 15 лет три выпускника этой школы – Юсуп Эльмурзаев, Нурдин Усамов, Султан Даутмерзаев –  удостоены звания «Герой России») возвращена в строй на средства Умара Джабраилова, в то время сенатора от Чечни.

Больше двух миллионов долларов вложил в ремонтно-восстановительные работы школы-интерната в Урус-Мартане бизнесмен Ваха Агаев. Теперь это общеобразовательное учреждение носит имя его матери – Маржан Агаевой. Примерно в такую же сумму обошлась ему газификация села Рошни-чу. Он же не пожалел денег на ремонт мечети и медресе, строительство глазного отделения больницы, целого ряда других объектов…

Да, таких щедрых, делающих добрые дела ради Аллаха, ради тысяч обездоленных людей не так много, как хотелось бы. Главное – они есть, и для них не суть важно, что думают об этом другие.

Да, у каждого есть право крикнуть: «Хватит кормить Кавказ!» Но думают ли «отцы-матери» этого лозунга, что требовать от государства не выполнять свои обязанности и обязательства перед частью своих граждан и для них чревато последствиями? Не может ли случиться так, что сегодня «отсекли» одних, завтра – других?..

Я принадлежу поколению, которому советская школа крепко-накрепко вбила в голову, что чужой беды не бывает. И мне не стыдно получать поддержку и помощь от таких людей, как тот же Ваха Агаев. Но принял бы я ее от тех, кто решил для себя, кого следует «кормить» и кого не следует? Наверное, нет. И, видимо, не потому, что испытывал бы чувство стыда. Скорее, я бы не захотел, чтобы они касались испытанной моей малой родиной боли.

Жизнь мудрее нас

…Мы жили в Грозном. Перед войной мои дети были 6, 4 и 2 лет от роду. С ними на плечах и на руках нас трижды вынуждали бежать из города через Чернореченский лес на его южной окраине. В начале марте 1996 года, когда мы в очередной раз сделались беженцами, развернулись боевые действия в селе Гойское, где проживали моя мать, братья, сестры, другие родственники.

В мае бои закончились, но в село его жителей пустили только через месяц. Родительский дом, хозяйство – все было разбито, разграблено, сожжено. Чувства – не передать. Кто знает, как прожить без крыши над головой, без запаса продуктов и денег, без элементарных вещей: вилок и ложек, стаканов и кружек, мисок и тарелок, кастрюли и сковородки?.. Я не знал…

Мы бульдозером сгребли руины в одну кучу, вывезли КАМАЗами. 16 «ходок» сделали. Вырыли траншею под фундамент, а воды, чтобы замесить бетон, в селе нет…

Многие были уверены: государство не оставит людей в такой беде. Но этим надеждам не суждено было оправдаться. Село же живет благодаря международным благотворительным организациям, рядовым гражданам.

Систему водоснабжения частично восстановило УВКБ ООН. Оно же закупило для села сборно-щитовой дом под школу. Датский совет по беженцам (ДСБ) помог с «доведением до ума» водопроводных сетей, выделил трубу под строительство газопроводных сетей внутри села.

В несколько этапов «вытягивались» семьи, которые не могли восстановить жилье собственными силами. Для них завозились строительные материалы (например, кирпич поступал из Моздока), оплачивалось производство работ. В течение нескольких лет в Гойское регулярно доставлялись продукты питания. Если мои односельчане кому-то и обязаны жизнью, то, в первую очередь, ДСБ.

Два года назад в Гойское приезжал Рамзан Кадыров. Менее чем через четыре месяца, к 1 сентября, в селе открылась новая двухэтажная школа с актовым и спортивным залами, столовой. Местный житель, пенсионер Мухади Дадаев, не привлекая средств со стороны, восстановил сельскую мечеть и благоустроил прилегающую территорию. Предприниматель Адам Муцалов вложив 14 миллионов рублей, «одел» улицы села в асфальт…

…Постановление Правительства РФ «О порядке осуществления компенсационных выплат за утраченное жилье и имущества пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории» принято 4 июля 2003 года. Для населения Гойского оно вышло с запозданием на семь лет.

Размер предусмотренной им компенсации – 350 тысяч рублей – меньше стоимости фундамента разрушенного дома моих родителей. Но и этих денег моя мать ждала еще шесть лет. Есть те, кому «повезло» меньше. И как быть с тем, что «дорога ложка к обеду»? Обижаться на власть? Не хочу и не буду, хотя бы потому, что она  позаботилась о Грозном. Больше того, я признателен ей за это.

…Нельзя вырвать изо рта человека того, чего там нет. Жизнь мудрее…

Автор: Абдул Ицлаев
подписаться на канал
Комментарии 4
  • [b]Лучший лозунг - ХВАТИТ КОРМИТЬ МОСКВУ![/b] Вот за это я проголосую!
    (1412)
    21 марта'2012 в 23:26
    • Rashad_rus, Я бы уточнила. Хватит кормить непомерно раздутую ораву чиновников, бесполезную полицию, фсб, цэнтр Э и многих других дармоедов. Москвичи в той же упряжке, что и вся Россиия. Каждый по своему иянет свой хомут. Москвичи вкалывают также, как и все, а учитывая нечеловеческую транспортную ситуацию в Москве всем водителям надо за вредность молоко бидонами выдавать. В москве невозможно сходить за хлебом без того, чтобы в пробку не попасть.
      (1890)
      21 марта'2012 в 23:58
      • Я двояко отношусь к лозунгу Хватит кормитт Кавказ. Что касается Чечни и грозного, то тут всё понятно. Они восстанавливают порушенное. Что касается остального Кавказа, то уровень коррупции тако, что я сама готова выйти с этим лозунгом на улицы. Вы зайдите в любую районную больницу или школу в К-Чр. Вам даже анализ крови не сделают, потому что реагентов нет. Зато минздрав республики жирует на казённых харчах. А школа. Убогие здания, годами не ремонтировались. Компьютерные классы не во всех школах есть. Зато главы районо на мерсах катаются и особняки у них четырёхэтажные. Среднестатистической семье с глубинки, имеющих доход на семью 8000 рублей, помпезные празднования некоторых праздников в Чечне могут показаться пиром во время чумы. Не то, чтобы я их поддерживаю, но я по-человечески могу их понять. Россияне, никто кавказ не кормит. Чиновники воруют так, что до республик Кавказа, точно также, как и во всх регионах России доходят копейки. Средняя зарплата врача в больнице 4-5 000 рублей. Моя сестра работает преподавателем в колледже. Получает 4 тысячи в месяц. Тётя работает методистом в сельской школе. получает (чтобы не ошибиться, давно не уточняла) 3 600. О каком таком кормлении Кавказа можно говорить? Люди вкалывают от зари до зари. Кто капусту сажает по 10 гектаров. Кто свеклу. Кто морковку. Кто по 12 коров держит. Никто нас не кормит. Пусть эти заблудшие с лозунгами приедут на Кавказ и посмотрят из каких источников мы кормимся.
        (1890)
        22 марта'2012 в 00:08
        • Rashad_rus, да действительно брат! видимо новым Москвичам не ведомо, что все добро, которое они едят, береться с земель некогда принадлежавших мусульманам. А если внимательно изучить исторические границы Руси, то можно понять, что там и угля днем с огнем не сыщешь, не то что нефти и других ископаемых.
          (244)
          22 марта'2012 в 03:52