Политика

О кризисе доверия в рядах сирийской оппозиции

Недоверие Анкары к оппозиционному Сирийскому национальному совету (СНС) в последнее время только увеличивается. В результате Турция в отношении инициатив СНС стала проявлять все большую осторожность. Очередным проявлением такой осторожности стал отрицательный ответ турецких властей на предложение спикера СНС Басмы Кадмани создать в районе турецко-сирийской границы буферную зону в целях обеспечения доставки гуманитарной помощи и перемещения сирийских беженцев. По мнению турецких экспертов, причину растущего недоверия к сирийской оппозиции необходимо искать в составе самой сирийской оппозиции, которая периодически раскалывается. Так, в результате очередного раскола в ее рядах из состава СНС вышли такие видные общественные деятели как юрист и бывший судья Хейсам аль-Малих, правозащитница Катрин ат-Тали и врач Камаль аль-Лабвани.

Как сообщалось в прессе, все трое ушли в отставку, поскольку больше «не желали быть причастными к убийству сирийцев из-за проволочек, мошенничества, лжи, постоянных обещаний» членов Совета и узурпации власти в нем. К.Аль-Лабвани отметил, что лидер СНС, сирийско-французский социолог и общественный деятель Бурхан Гальюн «держится за свое место так же как и президент Сирии Башар Асад». Бывший судья обрушился с критикой и в адрес запрещенной в Сирии группировки «Братья-мусульмане», которая входит в состав СНС и имеет в нем прочные позиции. По его словам, они используют денежные средства Совета и его ресурсы, в основном оружие, в своих личных целях. К.аль-Лабвани открыто заявил, что на самом деле «никакого Совета не существует, это просто иллюзия». Выражая свое крайнее недовольство политикой практически всех оппозиционных групп, он обратил внимание на то, что «всем составом Совет ни разу даже не встречался». Оппозиционер добавил, что внутри СНС царит противоречивая атмосфера, и выразил уверенность в том, что в скором времени многие члены организации покинут ее.

Такого же мнения придерживается и эксперт по Ближнему и Среднему Востоку турецкого Центра стратегических исследований мудрецов Али Семин, который помимо всего прочего считает, что ситуацию в Сирии сильно усугубляет вмешательство внешних игроков. Сирийская оппозиция, по мнению А.Семина, носит неупорядоченный характер. Поскольку, во-первых, члены оппозиции испытывают недоверие друг к другу и в этом их главная проблема; во-вторых, между ними нет единства взглядов, между ними серьезный раскол. Турецкий эксперт обращает внимание на то, что каждая группировка придерживается своей точки зрения. Это особенно заметно, если взглянуть на ситуацию с точки зрения отношений оппозиционных сил с игроками извне. Так, например, одна группировка стремится взаимодействовать с Францией, вторая – с Турцией, а третья и вовсе с Северным Ираком, т.е. с курдами. Раскол в сирийской оппозиции связан и с предпочтительными методами урегулирования сирийского кризиса: одни считают, что сирийскую проблему можно решить политическими методами, другие предпочитают действовать с оружием в руках.

В результате раскол в сирийской оппозиции стал носить глубокий и многоуровневый характер. По словам турецких экспертов, в жестком политическом соперничестве между собой оказались националисты, исламисты, лаицисты, либералы и этнические группировки. Однако, на самом деле, все они представляют лишь незначительную часть сирийского народа. На это обращают внимание и турецкие обозреватели, которые убеждены в том, что раскол внутри сирийской оппозиции стал результатом также и того, что сирийская оппозиция практически не учитывает мнение народа. «То, что они пытаются выступить в роли представителей народа за рубежом, - уже представляет собой ошибочный подход», - считают эксперты турецкого Института стратегической мысли. Оппозиционеры фактически игнорируют требования и пожелания сирийского народа. Т.е., одна из главных проблем оппозиционных сил заключается в том, что они не воспринимают всерьез мнение народа. На это указывает, по крайней мере, поведение оппозиционных сил Сирии.

В результате всех вышеперечисленных проблем существующая сегодня внесистемная сирийская оппозиция, несмотря на огромные усилия отдельных заинтересованных стран, оказалась не в состоянии создать единый оппозиционный фронт. Провал оппозиционных сил большинство турецких экспертов связывает также и с постоянно меняющимся составом сирийской оппозиции. «Необходимо учитывать, что внутри общей оппозиции, функционирующей против действующей власти в Сирии, есть и такие группировки, которые против главной оппозиции. Международное сообщество, видя это, находится в недоумении. Пока такие страны как Франция и Турция пытаются объединить оппозиционные силы, появляется очередная оппозиционная группировка и все попытки оказываются тщетными», – говорит в своем интервью РГРК «Голос России» профессор Бирол Акгюн.

Выходит, что раскол в рядах сирийской оппозиции, активисты которой удобно разместились в пятизвездочных гостиницах Стамбула, отражает не волю сирийского народа, а коммерческие интересы определенных группировок, которые на определенных условиях входят в т.н. «оппозиционный клуб». Однако если выполнение этих условий по каким-либо причинам вдруг прекращается или даже переносится, то лидеры этих самых группировок демонстративно заявляют о своем выходе из оппозиции, надеясь на то, что их заметят и предложат, по словам эксперта Турецко-азиатского центра стратегических исследований Мухаррема Хильми Озева, «более лакомый кусок сирийского пирога». Жаль вот только, что в итоге народ сирийский страдает, да и туркам, проживающим в районе турецко-сирийской границы, приходится несладко. Поскольку общее количество беженцев из Сирии, зарегистрировавшихся в Турции с момента начала беспорядков в сирийских городах, достигло уже 14 тыс. чел. В последнее время поток беженцев усиливается, в т.ч. в связи с военными действиями в приграничном сирийском городе Идлибе, и Турция ожидает дальнейшего увеличения числа сирийских беженцев. Анкара все это видит и, судя по последним шагам, понимает, что необходимо ограничить свои связи с сирийской оппозицией. Может быть, и международному сообществу следовало бы задуматься над своими действиями и прислушаться к призывам сирийского народа, а не продолжать кормить «сирийских дезертиров, радикалов и сепаратистов».

 Амур Гаджиев – аспирант Центра стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

подписаться на канал
Комментарии 0