Среда обитания

Полетели головы черкесских националистов

Председатель общественного движения “Адыгэ Хасэ – Черкесский парламент” Адыгеи Арамбий Хапай заявил о сложении полномочий председателя организации. Заявление об уходе с должности председателя и выходе из состава совета организации Хапай сделал накануне в ходе заседания исполкома “Адыгэ Хасэ” республики.

Недавно прокуратура Адыгеи вынесла предостережение Адыгейскому республиканскому общественному движению (АРОД) “Адыгэ Хасэ – Черкесский парламент”, в связи с несоответствием деятельности организации ее уставу. В тексте прокуратура ссылается на формулировку в одном из документов движения, где говорится о том, что для принятия мер в связи с положением адыгов в Сирии необходимо “оказание воздействия на федеральные и региональные власти в целях создания канала ускоренной репатриации”, передает издание.

Эту новость распространили сразу несколько агентств, однако те, кто эту новость перепечатывал, позже новость удаляли. Особенно те сайты, которые занимаются освещением национальной политики. Не могу сказать с чем именно это связано: с несоответствием первоначальной информации реальному положению дел, или с тем, что пересеклись чьи-то интересы. Но сама проблематика заслуживает отдельного рассмотрения.

Главное в этой истории – репатриация черкесов из Сирии. Воспользовавшись неразберихой в этой далекой восточной стране, ряд общественных организаций призвали правительство содействовать возвращению на родину черкесов, покинувших Российскую империю в результате покорения Кавказа и, как нас пытаются убедить черкесские исследовательские центры в Калифорнии, геноцида черкесов. Мы в рамках Международного движения по защите прав нардов тоже подключились. Работали вместе с Бесланом Кобахией, который тоже стал координатором движения на Кавказе.

По данному вопросу было сделано несколько заявлений, было направлено письмо в Сирийскую Арабскую Республику на имя президента САР Башара Ассада с просьбой предпринять все меры по защите мирного населения страны. Была проведена конференция с участием представителей черкесских организаций в Москве, где была высказана озабоченность происходящим в Сирии и подтверждена готовность образовать Координационный Центр по оказанию помощи нуждающимся людям. Были сделаны обращения так же в адрес руководства Республики Абхазия, руководства Республик Адыгеи, Карачаево-Черкессии и Кабардино–Балкарии Российской Федерации. Все руководители вышеназванных Республик сделали соответствующие заявления о готовности принять у себя репатриантов из Сирийской Арабской Республики, принять меры по их обустройству и адаптации на исторической Родине.

Однако на практике все оказалось сложнее. Российские делегации посетили Сирию и провели необходимые консультации, а вот сирийским черкесам этого сделать не удалось. Делегация прибыла в Майкоп в двадцатых числах января, однако так и не смогла встретиться с президентом Республики Адыгея Асланом Тхакушиновым. И это несмотря на то, что о визите делегации было известно заранее.

Сам президент Адыгеи предпочитает переваливать все на федеральные власти (якобы без подписи Путина никто никуда не поедет), хотя в Москве дали добро на репатриацию черкесов. Теперь региональные власти должны были представить проект репатриации, обеспечить жильем и начать процедуру интеграции репатриантов. Тратиться на это никто в Адыгее не хочет, поэтому они выпрашивают деньги в Москве. Подкупленные официальным Майкопом политологи именно в этом ключе и освещают события по схеме «в Адыгее власти добрые, в Москве злые» и «Путин виноват во всем, включая то, что весна поздно наступила».

Обслуживает интересы президента Аслана Тхакушинова не только политологическая рать, но и “Адыгэ Хасэ – Черкесский парламент”. Организация позиционирует себя как культурно-просветительская, созданная для «защиты языка». Но это все просто политкорректные формулировки. Это обычная провластная НКО, обеспечивающая гражданскую поддержку главы республики, чуть ли не единственная по понятным причинам. И то, что прокуратура взялась вплотную за главу “Адыгэ Хасэ”, можно рассматривать как ассиметричный ответ на такую политику. Прокурора республики назначает Генпрокурор России, и это один из немногих рычагов влияния на главу республики.

Интерес Аслана Тхакушинова в черкесской теме – Олимпиада. Спекуляции вокруг Олимпиады, требования уважения «черкесской традиции» (проще говоря, развертывание части спортивных объектов в Республике Адыгея) – это попытка республиканских властей присосаться к деньгам. Никакой исторической справедливости в этом нет. Просто нужды деньги на борьбу с Кремлем. Будут деньги – борьба будет гораздо эффективнее. И деньги эти проще получить у самого Кремля, потому что американские черкесы хоть и поддерживают методологически, но сами денег не дают и занимаются только идеологическим воспроизводством «геноцидов».

Насчет самих черкесских адыгов политологи говорят, что это зажиточный класс, который «только обогатит Россию». Это, конечно же, ложь. Во-первых, это почти что беженцы со всеми сопутствующими проблемами. В ходе сирийского внутригосударственного конфликта они лишились большей части имущества. Если большинство ваших сирийских черкесов из высшего и среднего класса, то почему им нужен какой-то особый документ от Медведева на переселение в Россию? для бизнес-иммиграции в России настолько либеральные правила получения гражданства, что сродни купле-продажи паспорта.

Если бы это был действительно бизнес-класс, черкесы бы давно переселились в частном порядке, как это делают богатые таджики, богатые афганцы или богатые иракцы. Никаких программ по интеграции им не надо. А так нужны, и деньги на этих сирийских черкесов, по мнению Аслана Тхакушинова, должна выделять Москва. В Москве эту разводку не очень понимают и вполне закономерно намекают: «вы решили перевозить из Сирии репатриантов, вы и оплачивайте решение их проблем».

На это я говорил адыгейским политологам. По понятным причинам ответа не получил.

Автор: Виталий Трофимов
подписаться на канал
Комментарии 0