Обращения

Письмо ректора Исламского Университета Голландии к Президенту России

В связи с участившимся в последнее время преследованием в России мусульман, изучающих тафсиры Корана "Рисале-и Нур", написанные известным в мире ученым Бадиуззаманом Саидом Нурси, мы решили ознакомить всех интересующихся этой проблемой с письмом ректора Исламского Университета Голландии к Президенту России Д. Медведеву. Напомним, что на этой неделе в Калининграде после проведенного обыска мусульманину грозит психиатрическая экспертиза. Сегодня в Дагестане состоится суд, на котором судья должен решить - сжигать около 2000 экземпляров незапрещенных книг или вернуть владельцу. В Красноярске недавно по решению районного суда был запрещен очередной труд Саида Нурси.

С этим письмом будет полезно ознакомиться сотрудникам ФСБ, прокуратуры, судьям, экспертам, политикам, духовным лицам. Ректор Исламского Университета направил официальное письмо Президенту России через посольство Российской Федерации. А. Акгюндюз отметил, что написал письмо в связи с тем, что, подобно турецким судам в 1930-40-е годы, российский суд выступил против книг «Рисале-и Нур», и государство начало преследование их читателей. Акгюндюз, обращаясь к Президенту РФ, пишет: «Я решил написать Вам письмо от имени мусульман Европы в качестве ученого и ректора единственного аккредитованного в Европе Исламского Университета. Меня огорчило услышанное о происходящем в России. Ведь эта жесткая позиция не подобает Вам как одному из выдающихся мировых лидеров. Такой позицией Вы наносите обиду не только ученикам «Рисале-и Нур», но и всем мусульманам в мире и в России. Турецкие власти, спецслужбы и суды в течение полувека наблюдали и тщательно изучали Саида Нурси. В результате они не смогли найти ничего, кроме как пользы для общественной жизни, исходящей от С. Нурси и его учеников. Если Вы пожелаете, можете обратиться в соответствующие инстанции Турции для изучения данного вопроса".

___________________________________________________

  

 Исламский университет Роттердама

 

Роттердам, ноябрь 2011 г.

Письмо Президенту Российской Федерации

 

Уважаемый Дмитрий Анатольевич Медведев,

Из различных печатных изданий европейских стран мне стало известно, что Ваше правительство и некоторые российские суды притесняют верующих людей, называемых «Нур талебелери» («ученики Света»), и запрещают книги Бадиуззамана Саида Нурси.

 Мы считаем Россию реальным партнёром мусульманских стран, родиной многих выдающихся учёных Ислама и с уважением относимся к Вашему успешному правительству. Однако сложившаяся ситуация наносит вред Вашему народу и стране. Мне кажется, существует неправильное представление о Бадиуззамане Саиде Нурси. И оно не подобает Президенту, одному из наиболее влиятельных мировых лидеров. Поэтому я — как мусульманский учёный и ректор одного из европейских исламских университетов — считаю своим долгом донести до Вас послание от мусульманских учёных Нидерландов. Мы не являемся дипломатами, поэтому просим простить нас за возможные допущенные ошибки.

 

Господин Президент,

Бадиуззаман и его труды были неправильно восприняты или представлены в ложном свете перед различными государственными деятелями. Многих из этих политиков сегодня уже нет, а Бадиуззаман и его ученики просвещают людей в вопросах веры и Ислама — не только в исламских странах, но и в евопейских и американских мусульманских сообществах.

 Я надеюсь, что Вы воспрепятствуете несправедливому отношению к ним и с добрым именем войдёте в мировую историю.

 

Хотелось бы представить некоторые факты относительно Бадиуззамана и его трудов:

 

1. БАДИУЗЗАМАН САИД НУРСИ — ЧЕЛОВЕК СОГЛАСИЯ И МИРА

Бадиуззаман Саид Нурси родился в 1876 г. на востоке Турции и умер в 1960 г. в городе Урфа. Вы можете обратиться к его биографии, чтобы узнать подробности его долгого и достойного подражания жизненного пути, время которого пришлось на последние десятилетия существования Османской империи, её распад после Первой мировой войны и создание Республики, а впоследствии на двадцать пять лет правления Республиканской Народной Партии.

Бадиуззаман был человеком выдающегося ума и был наделён способностью к обучению с ранних лет жизни. Он окончил полный курс медресе (религиозной школы) в возрасте всего 14 лет и получил диплом. Другой особенностью Бадиуззамана с раннего возраста была внутренняя неудовлетворённость существующей образовательной системой, и в более зрелом возрасте он сформулировал всеобъемлющее предложение по её реформе. В основе этого предложения было объединение преподавания традиционных религиозных наук и современных наук, а также основание университета в восточных провинциях Империи, «Медресет уз-Зехра», где все это должно было быть реализовано.

В любых ислледованиях, посвящённых развитию христианско-мусульманского диалога в ХХ веке, особое внимание уделялось трудам и учению Бадиуззамана Саида Нурси. Он был одним из первых религиозных мыслителей ХХ века, предложивших и поддерживавших диалог между мусульманами и христианами, и отстаивал эту идею ещё в 1911 г., за полстолетия до Второго Ватиканского собора католической церкви, призывающего христиан и мусульман не сосредотачивать внимание на различиях между ними, стать выше конфликтов прошлого и построить отношения на взаимоуважении и сотрудничестве.

В отличие от религиозных учёных своего времени, Бадиуззаман изучил и достиг совершенства в естественных науках, позже занимался изучением философии, поскольку был убеждён, что лишь таким путём исламская теология возродится и сможет успешно отразить нападки на Коран и Ислам.

Последние годы Первой мировой войны были концом Османской империи и, по словам Бадиуззамана, периодом «Старого Саида». В дополнение к его стараниям в самообразовании, он служил государству и Исламу, принимая активное участие в социально-общественной сфере. Во время войны он командовал народным ополчением на Кавказском фронте в обороне родины от наступающей России, за что был позже удостоен медали. Для поддержания морального духа солдат он пренебрегал укрытием в окопах, несмотря на летящие снаряды. Во время отражения многочисленных атак и был написан знаменитый комментарий к Корану – İşaratü'l-İ'caz («Знамения чуда Корана»), надиктованный им помощнику-писцу сидя верхом на лошади. В марте 1916 г. Бадиуззаман был взят в плен и провёл два года в России, пока не совершил побег в 1918 г. и не вернулся в Стамбул через Варшаву, Берлин и Вену.

Поражение Османской империи было её концом и распадом. Стамбул и некоторые части Турции были оккупированы иностранными войсками. В эти нелёгкие годы произошла трансформация «Старого Саида» в «Нового Саида» — второй важный период жизни Бадиуззамана. Несмотря на полученное им признание и службу в Darü'l-Hikmeti'l-İslamiye (Исламской Академии), несмотря на учебное общество, закреплённое за ведомством шейха, и бои с британцами, Бадиуззаман переживал глубокие интеллектуальные и духовные перемены, в результате которых он отвернулся от мира. Осознавая недостаточность гуманитарных наук и философии, которые он изучал в стремлении постичь истину, он принял в качестве своего единственного путеводителя Коран. Признавая усилия Бадиуззамана в борьбе за независимость, Мустафа Кемаль Ататюрк пригласил его в Анкару. Однако, приехав туда, Нурси обнаружил, что в час победы турков и Ислама среди депутатов и чиновников распространяются атеистические идеи, и многие небрежно стали относиться к своим религиозным обязанностям. Он опубликовал несколько трудов, в которых успешно опровергал подобные идеи и мнения.

  

2. КНИГИ БАДИУЗЗАМАНА: «РИСАЛЕ-И НУР»

 Уже как «Новый Саид», Бадиуззаман всецело погрузился в Коран в поисках путей установления связи его истин с современным человеком. Он полностью посвятил свою жизнь изучению Корана и написанию научных трудов, объясняющих и подтверждающих эти истины. И первым из них была книга «Воскрешение из мёртвых», уникальная по своему стилю, которая доказывает воскрешение тела рациональным путём, в то время как величайшие учёные прошлого признавались в своём бессилии доказать его.

Этими книгами Бадиуззаман открыл новый, прямой путь к достоверности и знаниям о Боге, что было описано им как верная дорога Корана и путь сподвижников Пророка Мухаммеда через следование пророчеству.

Бадиуззаман объяснил таинственные вопросы религии, такие как воскрешение тела, Божественное предопределение и свободный выбор человека, загадка постоянной активности Вселенной и движение частиц, перед которыми человек, полагающийся лишь на собственный интеллект и философию, был бессилен. То, как книги «Рисале-и Нур» были написаны и распространялись, как и работа над ними, уникально. Бадиуззаман быстро надиктовывал помощнику-писцу, записывающему с такой же скоростью. Фактически написание книг тоже было стремительным.

Здесь стоит упомянуть ещё одну особенность Бадиуззамана, сыгравшую роль в успешности его усилий, которая может быть выражена двумя фразами: «моральный джихад», то есть «джихад слова» или «не-физический джихад», и «позитивное действие». Бадиуззаман настаивал на том, чтобы его ученики избегали любого использования физической силы и разрушительных действий. Через позитивное действие и поддержание общественного порядка и безопасности ущерб, нанесённый крайне радикальными силами, мог быть возмещён исцеляющими истинами Корана. Это путь, которого они твёрдо придерживались.

  

3. РАДИКАЛИЗМ, ПОЛИТИКА И БАДИУЗЗАМАН

Ни один историк или чиновник не находил и не нашел ни единого действия Бадиуззамана и его учеников, которое было бы направлено против общественного порядка и безопасности. Это факт.

В последнее время огромное внимание средств массовой информации уделяется угрозе «исламского фундаментализма». К сожалению, по причине как предубеждённых репортажей в западных СМИ, так и действий некоторых невежественных мусульман, слово «Ислам» стало почти синонимом слова «терроризм». Однако если проанализировать ситуацию, то в уме сразу возникает вопрос: поддерживает ли учение Ислама терроризм? Ответ: разумеется, нет! Ислам полностью запрещает террористические акты, совершаемые некоторыми заблудшими людьми. Нужно помнить, что во всех религиях существуют культы и заблудшие последователи, так что прежде всего необходимо рассматривать учения религии, а не действия отдельных личностей. Исламский подход может быть выражен хадисом: «Если кто-то вредит другим, то Аллах ещё более навредит ему; если кто-то проявляет враждебность к другим, то Аллах покажет враждебность по отношению к нему» (Абу-Дауд, хадис 1625).

У Бадиуззамана мы научились тому, что насилие не является мудрой стратегией в решении проблемы поляризации мира в наше время. Ислам несёт в себе содержательную систему взглядов для реализация мира во всём мире. Но представление о значении мира в исламе искажено жестоким отношением некоторых личностей, причины которого мы кратко описали. Задача мусульман — поиск решения в этом вопросе, так как жестокость не является частью учения Ислама.

 

Предложенные Бадиуззаманом решения относительно религиозного радикализма таковы:

Во-первых, показывать Ислам как универсальное учение, направляющее на создание мира на земле (из книги «Диспуты»). 

Во-вторых, должно быть позитивное действие, отрицающее насилие и терроризм. В него должны быть вовлечены все группы внутри религий, не поддерживающие насилие. Терроризм и насилие — это презрение к религии и человечеству («Эмирдагское приложение»). 

В-третьих, к сожалению, в сегодняшнем мире нетолерантность увеличивается и становится причиной смертей, геноцида, жестокости, преследования по религиозному признаку, а также конфликтов на разных уровнях — иногда на расовом и этническом, либо же на религиозном и идеологическом, время от времени на политическом и социальном. В любом случае, это несёт в себе зло и боль.

 

Бадиуззаман считал всё человечество одной семьёй. У всех общая почва — поклонение Единому Богу и происхождение от Адама. Пророк чётко высказался перед собранием мусульман во время последнего паломничества: «О люди, Ваш Господь Один. И ваш отец один. Все вы происходите от Адама, а Адам был создан из праха. Нет превосходства одного человека над другим, кроме как в благих деяниях».

«Подобно тому, как в человеке одна рука не соперничает с другой рукой, один глаз не критикует другой, язык не прекословит ушам, а сердце не замечает недостатков души; а скорее они прикрывают изъяны друг друга, скрывают недостатки, помогают в нужде другого и содействуют в выполнении обязанностей. В противном случае жизнь в этом человеческом теле погаснет, душа обратится в бегство, а тело придёт в полный беспорядок» («Трактат об искренности»).

Бадиуззаман говорил: «О члены мировой семьи! Вы и я принадлежим к коллективной личности, удостоенной имени «совершенный человек». Мы словно компоненты механизмов фабрики. Мы должны объединить свои усилия, чтобы свести людей вместе, иначе фабрика мира полностью разрушится, и тело человечества распадется».

Что касается политики и Бадиуззамана, то он не был вовлечён в политику. Хотя на протяжении сорока лет турецкие власти обвиняли его во вмешательстве в политику, он опровергал эти заявления; и сейчас, благодаря архивным документам, его позиция стала ясна. Он говорил:

«Есть три важных вопроса: жизнь, шариат и вера. Но в глазах большинства современных людей, зависящих от положения дел в мире, наиболее важны жизнь и шариат. Даже если бы он [Махди] пришёл сейчас, — поскольку перемена всех этих трёх аспектов одновременно по всему миру означает несоблюдение Божественных Законов человечеством, — он, несомненно, взял бы за основу самый важный аспект, а не другие, так что служба вере не утратила бы чистоты, и так что он не позволил бы этой службе быть средством для иных целей в умах обычных людей, которые легко поддаются обману» («Жизнеописание»).

Бадиуззаман считал служение Исламу с помощью политики менее важным, нежели служение вере, и теоретически и практически обосновал свою точку зрения. Причина, по которой Бадиуззаман избегал политики, — принципы, на которых основывается политическая жизнь, не согласовывались с его моральной позицией. «Да, политика в наше время развращает сердца и причиняет мучения неспокойным душам. Те, кто желает иметь чистое сердце и спокойную душу, должны отстраниться от политики» («Жизнеописание»).

 

4. «РИСАЛЕ-И НУР» НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ИЛИ ОБЪЕДИНЕНИЕМ. САИД НУРСИ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВОЙ КАКОЙ-ЛИБО РЕЛИГИОЗНОЙ ИЛИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 

К сожалению, турецкие власти в 1930-х, 1940-х и 1950-х годах обвиняли Бадиуззамана Саида Нурси в том, что он является главой тайной религиозной организации; но в ходе расследования, длившегося 30 лет, не было найдено никаких доказательств этим заявлениям.

Когда судья продолжал настаивать и спросил его в суде: «Являетесь ли Вы главой тайной организации?», — он ответил:

«Я не являюсь основателем никаких политических либо религиозных организаций. Из моей биографии становится ясно, что я не вмешивался в политику. Однако если Вы настаиваете на том, что я — член какой-то организации, то могу сказать, имея в виду всю мусульманскую умму (сообщество): да, мы являемся сообществом, и оно в каждом столетии имеет триста пятьдесят миллионов членов [на сегодняшний день полтора миллиарда]. Каждый день в пяти обязательных молитвах они с глубоким уважением выражают свою преданность принципам этого священного сообщества. В священной программе верующие являются братьями, они спешат на помощь друг к другу в молитвах и духовном развитии. Мы — члены этого многочисленного священного сообщества, и одной из наших обязанностей является обучение верующих достоверными, подтверждёнными методами кораническим истинам о вере и спасение их и себя самих от уничтожения навечно и бесконечного одиночного заключения в загробном мире. У нас совершенно нет связи с какими-либо светскими, политическими или заговорщицкими сообществами, нелегальными объединениями или бессмысленными тайными организациями, в чём нас обвиняют. Мы не унижаемся до таких вещей» («Жизнеописание»).

 

Его также обвиняли и во времена Османского государства, на что он отвечал следующим образом:

«Эта связь светящейся цепью тянется от Востока к Западу, от Севера к Югу. И внутри неё сегодня находится более трёхсот миллионов. Точкой объединения этого сообщества и его связью является Божественное Единство. Его клятва и его обещание — вера в Бога. Члены сообщества — это все верующие, со времён соглашения Бога с человеком. Его учётной книгой является Хранимая Скрижаль. Средства общения сообщества — все исламские книги. Его газеты — религиозные издания, цель которых состоит в сохранении Слова Божьего. Его клубы и собрания — это мечети, религиозные школы. Его центр находится в двух священных городах [Мекка и Медина]. Его славой является Гордость Миров [Пророк Мухаммед, МЕИБ]. Его путь — это борьба каждого с его собственной душой (нафсом), чтобы достичь нравственности Пророка Мухаммеда, дать новую жизнь его действиям, взращивать любовь к ближним и, если это не несёт вреда, давать им советы. Правила этого сообщества выражены в поступках Пророка, а его законы — это предписания и запреты Ислама. Его мечами являются ясные доказательства, так как цивилизованные люди могут встать на его сторону путём убеждения, а не принуждения. Постижение истины сопровождается любовью, в то время как враждебность проявляется по отношению к жестокости и нетерпимости. Его цель и предназначение — сохранение Слова Божьего. И девяносто девять процентов Ислама связано с нравственностью, поклонением, Иным (Вечным) миром, добродетелью. Один процент связан с политикой - пускай о нём думают наши правители».

Бадиуззаман и его труды не могут быть описаны как новая религия, суфийский орден, новая секта или тайная организация. Всё в его книгах предельно ясно. Нет никакой связи между «Рисале-и Нур» и политикой — будь то турецкая политика или американская. Книги «Рисале-и Нур» никоим образом не связаны с какими-либо секретными службами, включая Организацию турецкой национальной разведки или Центральное разведывательное управление.

 

5. БАДИУЗЗАМАН И ОБЪЕДИНЕНИЕ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА КАК ОДНОЙ БОЛЬШОЙ СЕМЬИ, ДИАЛОГ С ДРУГИМИ РЕЛИГИЯМИ 

Бадиуззаман постоянно питал надежды, связанные с будущим человечества. Он объяснял, что тот, кто хочет изменить мир, должен сначала изменить себя. Чтобы привлечь других на путь, ведущий в лучший мир, им необходимо сперва очистить собственный внутренний мир от ненависти, злобы, зависти и украсить свой внешний мир различными добродетелями. Те, кто далёк от самоконтроля и самодисциплины, кто не преуспел в совершенствовании своих чувств, могут на первый взгляд показаться привлекательными и проницательными. Однако они не смогут неизменно вдохновлять других, и произведённое ими впечатление скоро померкнет.

Добродетельность, красота, правдивость и нравственность являются основой мира и человечества. Что бы ни происходило, однажды мир придёт к этой основе. Никто не может этому помешать.

Он говорит о диалоге с другими религиями, особенно с Христианством: «Тираническое течение, порождённое натуралистической и материалистической философией, постепенно усилится и распространится в конце времён с помощью материалистической философии, достигнув степени отрицания Бога. В этот момент, когда зло будет казаться сильным, возродится религия истинного Христианства, заключающая в себе коллективную личность Иисуса (мир ему). Сегодняшнее христианство очистится перед лицом реальности, оно объединится с истинами Ислама. В результате объединения религия предстанет великой силой. Хотя во время раздельного существования они и были повергнуты безбожием, но Христианство и Ислам победят и разрушат безбожие благодаря своему единству» («Письма»).

В хадисе на данную тему сказано: «В будущем вы заключите мир с греко-римлянами, что обеспечит безопасность, и вместе будете бороться с врагом» (Ибни Маджех, 4089; Абу Дауд, Джихад, 156; Малахем-2, 2767). Этот хадис упоминается в Книге Малахем, в которой говорится о Конце Света, и предсказывает мусульманско-христианский союз в борьбе с мировым безверием и анархией.

Религия в целом и Ислам в частности могут сыграть позитивную роль в объединении людей во имя справедливости и равенства, особенно слабых, в то время как глобализация провоцирует человечество на конфликты.

По мнению Бадиуззамана, народы мира должны взаимодействовать друг с другом намного больше, чем это происходит сейчас. Должен быть культурный обмен и большее понимание других культур и народов. Внутри каждой культурной и национальной традиции должны совершаться универсальные попытки решения проблем социального и полового неравенства, человеческих прав. Нам необходимо работать ради глобальной солидарности, бороться против несправедливости и для отстаивания человеческих прав. Глобальная солидарность нужна для защиты окружающей среды, решения проблемы природных катаклизмов и бедности. Поэтому необходимы международная перспектива и широкий взгляд на вещи, выходящий за рамки узкого националистического мировоззрения, которое не в состоянии справиться с глобальными проблемами окружающей среды, человеческих прав и полового неравенства, превосходящие сугубо национальные интересы.

 

6. КНИГИ «РИСАЛЕ-И НУР» СВОБОДНО РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ И ЯВЛЯЮТСЯ СРЕДСТВОМ ДИАЛОГА И ОБЪЕДИНЕНИЯ 

Прежде всего хотелось бы напомнить подход Бадиуззамана к европейской цивилизации:

«Не поймите меня превратно: есть две Европы. Я не обращаюсь к той Европе, которая, получив процветание от истинной религии Иисуса, придерживается всего, что полезно для общественной жизни людей, и наук, которые служат справедливости и истине. Я обращаюсь ко второй, испорченной Европе, которая во мраке материалистической философии воспринимает скверную, греховную сторону культуры за благо и подталкивает человечество к распутству и заблуждению» («Сияния»).

По этой причине Исламский университет Роттердама начал переводить всю коллекцию «Рисале-и Нур» на голландский язык. Этой академической работой довольны и мусульмане, и христиане. Нам известно, что вердикт российского суда относительно запрета 14 книг из «Рисале-и Нур» Саида Нурси привлёк всеобщее внимание и недоумение, в особенности потому, что эти книги были позитивно восприняты сотнями учёных и институтов, таких как Организация Исламского Сотрудничества, Управление по религиозным делам Турции, Министерство внутренних дел Турции, Ватикан и всемирно известный египетский Исламский университет «Аль-Азхар».

Нет никаких запретов «Рисале-и Нур» в европейских и азиатских странах (кроме Узбекистана), напротив, существуют академические учреждения, посвящённые Бадиуззаману и его трудам (Институты «Рисале-и Нур» в Америке и на Филиппинах). Чтобы понять особенность «Рисале-и Нур», стоит процитировать слова доктора К. Тёрнера из Даремского Университета Великобритании:

«Как человека, родившегося и выросшего в Великобритании, меня часто спрашивают, что мы, мусульмане, можем дать Западу? Но, прежде чем отвечать, я хотел бы задать вопрос самому: «Мы являемся мусульманами, потому что мы верим во Всемогущего Господа, или же мы верим в Господа, поскольку мы – мусульмане?».

Этот вопрос пришел мне на ум более десяти лет назад во время марша протеста по улицам Лондона против советской оккупации Афганистана. Я формально принял Ислам несколько лет назад, и это была не первая моя демонстрация. Там были плакаты, много кричали и скандировали. К концу демонстрации ко мне подошел молодой человек, который представился как интересующийся Исламом. "Извините, - сказал он, - а что значит «Ля иляха илля Аллах»?”.

Не колеблясь, я ответил: "Нет бога, кроме Аллаха". "Я не прошу Вас переводить, - сказал он. - Я прошу Вас ответить мне, в чем смысл этих слов?" И когда он увидел, что я не могу ему ответить, последовало долгое неловкое молчание. Вы, несомненно, подумали: "Что это за мусульманин, который не знает смысла слов «Ля иляха илля Аллах»?”. На что я хочу ответить: ”Типичный мусульманин”. В тот вечер я размышлял о своем невежестве. Размышления не принесли мне пользу, напротив, я впал в депрессию.

Ислам не был похож ни на что другое. У него были законы для управления государством, у него была экономическая система, у него были правила, охватывающие все аспекты повседневной жизни. В нем было равноправие, он одновременно обращался ко всем расам, был открытым и понятным. Да, и еще у него был Бог, Один Бог, в Которого до этого времени я неясно верил. Вот и все. Я сказал «Ля иляха илля Аллах», и стал частью этого общества. В первый раз в своей жизни я испытывал это чувство принадлежности.

У новообращенных бывает большое стремление как можно больше узнать о своей религии в кратчайшие сроки. За несколько лет после принятия Ислама моя библиотека быстро разрослась. Там было столько того, чему нужно было учиться, и так много книг, готовых обучать! Книги по истории Ислама, по экономической системе Ислама, по концепции власти в Исламе, бесчисленные брошюры по исламской юриспруденции, и, более того, книги об Исламе и революции, о том, как мусульмане должны восстать и создать исламские государства. Когда я вернулся в Англию в начале 1979 г. для учебы в университете, я готов был познакомить Запад с Исламом!

Именно к этим книгам я и обратился за ответом на вопрос: "Что означает «Ля иляха илля Аллах»?”. И опять я был разочарован. Эти книги были об Исламе, но не об Аллахе. Они охватывали все вопросы, которые вы могли себе представить, за исключением того, который действительно имел значение. Я задал этот вопрос имаму при университетской мечети. И он тоже, извинившись, уклонился от ответа. В это время один брат, услышавший мой разговор с имамом, подошел ко мне и сказал: "У меня есть тафсир (толкование) смыслов «Ля иляха илля Аллах». Если хочешь, можем почитать вместе”. Я думал, что это может занять - самое большее - десять или двадцать страниц. Как оказалось, этот тафсир - на 5000 страницах, в нескольких книгах! Это были произведения «Рисале-и Нур» Саида Нурси».

 

Господин Президент,

Я надеюсь, этих академических сведений достаточно для Вас. Если Вы пожелаете задать вопрос мне лично, я готов объяснить подробнее о Бадиуззамане и его трудах «Рисале-и Нур».

Турецкие власти вели расследования сорок лет, Вы можете поинтересоваться у турецкого правительства, есть ли реальные основания для негативных заявлений касательно Бадиуззамана и его книг. Совершенно никаких оснований нет. Никто из читателей «Рисале-и Нур» не был вовлечён в незаконную деятельность, террористические акты или другие действия, направленные против общественного порядка и безопасности. Бадиуззаман говорил своим ученикам и стражам порядка, когда те арестовывали его учеников: «Это ошибочно: вы — стражи порядка, и мы - моральные стражи порядка». Если бы Бадиуззамана и его книг не было в Турции, Турция была бы намного радикальнее многих радикальных исламских государств.

 

С глубоким уважением,

Профессор, доктор Ахмед Акгюндюз, ректор Исламского университета Роттердама.

Автор: Ахмет Акгюндюз

Комментарии 8