Общество

«МАШР» несогласных

Ингушская правозащитная организация «МАШР» («мир» на ингушском) была учреждена в 2005 году родственниками и друзьями похищенных и убитых жителей республики. Благодаря своей профессиональности, принципиальности и последовательности в борьбе с похищениями сама организация и ее руководитель Магомед Муцольгов завоевали уважение простых граждан, а также своих коллег в России и за ее пределами.

 Отношения у властей с этой неподкупной и несговорчивой организацией не сложились изначально. Кроме проверок всевозможными государственными контролирующими организациями, офис и дома сотрудников «МАШР» периодически подвергались обыскам, самих людей не раз доставляли в отделение.

 «Арест» Яндиева

Как мы уже писали, 29 февраля 2012 года сотрудник «МАШР» Мурад Яндиев, выехавший около 18:20 из дома в офис, бесследно пропал. Телефон его был выключен. Обеспокоенные родственники обратились с соответствующим заявлением в правоохранительные органы. Однако выяснить судьбу Яндиева  получилось только после вмешательства Магомеда Муцольгова.

Пропавшего обнаружили в ГОВД города Назрань. Когда Муцольгов вместе с другим членом Общественной наблюдательной комиссии Республики Ингушетия приехали в отделение полиции, в кабинет привели Мурада Яндиева и еще 3 задержанных.  И тут, по его словам, правоохранители начали непонятную «игру», провоцируя правозащитников и снимая все на камеру.

Однако  все прекратилось, когда Муцольгов прямо спросил у Яндиева: «избивали ли его?» и получил утвердительный ответ. По словам руководителя «МАШР» после этого в его адрес со стороны правоохранителей посыпались угрозы и их выгнали из РОВД.

Как стало известно Мурад и еще три человека были задержаны 29 февраля в г. Назрань на квартире Тамерлана Торшхоева. У последнего изъята в большом количестве запрещенная литература, изданная запрещенной на территории РФ организацией «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». Как признался сам Торшхоев, он использовал эти книги для чтения и о том, что они запрещены, не было известно.

Как написал корреспондент «Эха Кавказа» Тимур Акиев, распространял ли Торшхоев запрещенную литературу или нет, установит следствие, а вот в том, почему административному аресту подверглись все задержанные и даже те, кто там оказался случайно, предстоит разбираться адвокатам, «Более того, в распространенном пресс-релизе республиканского МВД делается акцент на то, что один из задержанных является сотрудником правозащитной организации «МАШР», – отмечает журналист.

Ситуация вокруг задержанного правозащитника обсуждалась и на недавней встрече Юнус-Бека Евкурова с ингушскими блогерами. Отвечая на вопрос блогера и сотрудника «МАШР» Магомета Барахоева, Глава Ингушетии не исключил, что Яндиев действительно мог оказаться на квартире Торшхоева случайно. При этом он отметил, что никакого отношения к преследованию правозащитных организаций не имеет.

Известно, что сначала Яндиев был арестован по постановлению суда на шесть суток и содержался в ИВС Малгобекского ГОВД. «За все это время к нему не допустили нанятого мной адвоката, а также отказали в приеме продуктовой передачи для него», – пишет в своем заявлении на имя Главы Ингушетии жена Яндиев Тамара Мальцагова.

«Когда я позвонила Секретарю совета безопасности РИ Ахмету Котиеву, и пожаловалась на этот произвол, то он стал мне грубить,  говоря, что я должна лучше смотреть за своим мужем и если он хочет быть свободным, то должен «сменить направленность», не объяснив, однако, о какой направленности  речь, – говориться в тексте документа. Также, по ее словам, Ахмет Котиев заявил ей, что Мураду адвокат не полагается, так как у него лишь  административное наказание.

Утром 6 марта Яндиего привезли в ГОВД г. Назрань, где с ним проводили «оперативные мероприятия», с участием того же Ахмеда Котиева, Начальника ГОВД Тамбиева и других милицейских начальников. Как рассказала Мальцагова, попытка адвоката получить свидание с арестованным в этот день закончилась тем, что перового выдворили из здания ГОВД по прямому распоряжению Секретаря Совета Безопасности  РИ Котиева.

После истечения шестидневного срока, вечером 7 марта, по постановлению мирового судьи Яндиев был арестован еще на пять суток на основании рапортов сотрудников ГОВД г. Назрань, причем адвоката при вынесении постановления судьи снова не допустили в зал суда. Официальной причиной ареста Мурада Яндиева является неподчинение сотрудникам полиции.

«У нас была информация, что определенные лица хотят провести противоправные действия в день выборов президента России. Поэтому мы и провели операцию в канун выборов, – пояснил Тамбиев «Кавказскому Узлу». – Некоторое время наши сотрудники вели наблюдение за объектом, за людьми, которые посещают эту квартиру. Все санкционировано, все документально оформлено, санкция на проведение обыска у нас была».

По его словам операцию они проводили совместно с сотрудниками УФСБ. «В ходе обыска мы обнаружили литературу, предположительно, экстремистского толка. Были изъяты телефоны, флешки, диски. Все это находится на экспертизе. Операция проводилась в присутствии понятых», – заявил полицейский.

12 марта Мурад Яндиев и задержанные вместе с ним жители республики освобождены из под стражи в связи с истечением срока ареста. Родственники и друзья до последнего боялись, что, благодаря очередной провокации, этого может не случиться.

Убийство Цечоева

Еще одно событие, которое, по словам Магомеда Муцольгова, нельзя расценивать иначе как один из эпизодов в цепи акций давления на Правозащитную организацию «МАШР» – убийство в Малгобеке 3 марта  Ахмедгири Цечоева.

 «В Ингушетии во время спецоперации в Малгобеке убиты двое участников незаконных вооруженных формирований, в том числе главарь бандподполья Адам Цыздоев», – сообщили в Национальном антитеррористическом комитете России (НАК).

По данным ведомства, правоохранительные органы получили информацию о подготовке группой предполагаемых боевиков террористического акта с использованием самодельных взрывных устройств. После этого была проведена спецоперация, в ходе которой силовиками убиты двое мужчин.

  Как отметили в правоохранительных органах, при попытке остановить автомобиль, в котором передвигались предполагаемые боевики, по силовикам из машины был открыт огонь из автоматического оружия. «В результате ответного огня со стороны правоохранительных органов в машине сдетонировало самодельное взрывное устройство, в результате чего находящиеся там мужчины-преступники получили ранения, несовместимые с жизнью», – сообщили РИА «Новости».

«Один из убитых предварительно опознан как Цыздоев Адам Макшарипович, 1979 года рождения, главарь бандподполья Ингушетии, – сообщили в НАК, – Личность другого убитого устанавливается. На месте происшествия был обнаружен автомат Калашникова, составные части пистолета иностранного производства, боеприпасы к стрелковому оружию и радиостанции».

Такова официальная версия. Позже по этому поводу УФСБ России по Ингушетии распространило специальный пресс-релиз. Согласно документу, в результате осуществления оперативно-следственных действий, предварительно установлена личность второго бандита, участвовавшего в подготовке террористического акта с использованием СВУ в день выборов Президента РФ и уничтоженного 3 марта в Малгобеке: «Родственниками он опознан, как Цечоев Ахметгири Султанович,1956 г.р.»

«По имеющимся данным, Цечоев являлся одним из учредителей ингушской правозащитной организации «МАШР», – отмечается в пресс-релизе. – В целях подтверждения первичной информации в отношении Цечоева следствием будет проведена генетическая экспертиза».

Другая версия

Брат убитого – Цечоев Магомед-Гири – написал обращение, адресованное Главе Ингушетии, руководителям правоохранительных органов, представленных в республике, а также российским и зарубежным правозащитникам. «Мой брат пенсионер, ему 55 лет, он военный человек, дослужился до звания подполковника Российской Армии, за всю свою жизнь никогда не отклонялся от закона и как офицер был честным и порядочным человеком» – говорится в обращении.

По словам Цечоева, никакого отношения к рядам вооруженного подполья, незаконным вооруженным формированиям и т.д. его брат не имел. «Каким образом Цыздоев А.М., объявленный боевиком, попал в машину моего брата, нам неизвестно, но мы сейчас проводим собственной расследование и обязательно выясним это, – пишет автор – Мой брат недавно занялся частным извозом и таксуя, пытался заработать денег. Почему Цыздоев А.М. сел именно в машину моего брата, кто его послал и с какой целью, мы установим».

По признанию Магомед-Гирея, 7 лет назад Ахмедгирей действительно был учредителем «МАШР», но пять лет назад вышел из числа ее учредителей и с тех пор не имел отношение к этой организации и ее деятельности.

«Представители УФСБ РФ по РИ, зацепившись за этот факт, умалчивают именно о личности моего брата. Почему они умолчали, что он офицер, подполковник Российской Армии, ветеран боевых действий, бывший военный комиссар Джейрахского района. Забыв обо всем, – пишет автор, – они сейчас пытаются очернить моего брата, связав его с незаконными вооруженными формированиями».

По словам Цечоева из их семьи, они трое братьев являются военными офицерами, ветеранами боевых действий, один из них служил в различных подразделениях на территории Чеченской Республики. Сын Ахмедгирея тоже является офицером Российской Армии, на данный момент, как и его отец и его дядя, служит в войсках ПВО на Дальнем Востоке.

«Больше всего меня возмущает, что Министерство обороны Российской Федерации, в котором Ахмедгирей отслужил 30 лет, молчит, почему они не задают соответствующий вопрос тем, кто хочет очернить моего брата и мундир российского офицера», – заявил автор обращения.

Магомед Муцольгов уверен, что увязывание имени Ахмедгири Цечоева с именем убитого предположительно боевика, может рассматриваться только как форма давления на Правозащитную организацию «МАШР» и ее дискредитацию. «Кроме того, убитого Ахметгири Цечоева обвиняют бездоказательно, после его убийства, зная, что он уже не сможет сказать ни слова в своё оправдание», – написал правозащитник в своем открытом обращении.

Международная правозащитная организация Amnesty International выразила обеспокоенность сообщениями о запугивании властями Ингушетии сотрудников правозащитной организации «МАШР». С требованием прекратить травлю организации и ее руководителя Магомеда Муцольгова обратился и Координационный совет неправительственных организаций Республики Ингушетия.

Реакция общественности

На ситуацию вокруг «МАШР» отреагировали многие авторитетные российские и международные правозащитные организации. В частности Amnesty International распространили специальное заявление, в котором потребовали прекратить давление на «МАШР».

«Amnesty International обеспокоена новыми сообщениями о том, что власти северокавказской Республики Ингушетия запугивают сотрудников правозащитной НПО «МАШР» и усиливают на них давление, – говорится в тексте заявления. – Мы убедительно просим российские власти незамедлительно провести эффективное и беспристрастное расследование по всем фактам угроз в адрес правозащитников и нападений на них».

С призывом прекратить давление на правозащитную организацию выступил и Координационный совет неправительственных организаций Республики Ингушетия.

По их мнению, складывающаяся вокруг «МАШР» ситуация говорит о том, что Магомед Муцольгов и возглавляемая им организация подвергаются преследованию со стороны силовых структур. «Целью этой грязной кампании является формирование общественного мнения о негативном образе организации, фактически оказывающей помощь населению на безвозмездной основе», – говорится в распространенном заявлении.

Представители НПО потребовали не допустить «процессов, направленных на дискредитацию, травлю и воспрепятствованию общественной деятельности Магомеда Муцольгова и правозащитной организации «МАШР».

Момент, выбранный для расправы с «МАШР» – в преддверии выборов президента России, а также официальное увязывание с этим всероссийским событием ареста Яндиева и убийство Цечоева, наталкивает на определенные мысли.

В любом случае, однозначно можно говорить только о том, что если цель по дискредитации «МАШР» и ставилась, то  она не достигнута. Весомый удар нанесен по имиджу ингушских властей, славившихся, при всем при этом, прекрасными отношениями с правозащитниками.

Более того, «МАШР» пользуется в народе большим авторитетом и для ее защиты в Ингушетии могут заполнить не одну «болотную».

Автор: Ахмад Буро
подписаться на канал
Комментарии 0