Просвещение

Комментарий Шамиля Аляутдинова к фетве, выпущенной якобы одной из арабских преступных группировок

В Иордании издана фетва, допускающая насилие по отношению к женщинам-немусульманкам.

По данной теме Шамилю Аляутдинову были заданы следующие вопросы.

Некая исламская радикальная организация разрешает похищать и насиловать женщин,принадлежащих к иной вере. В Иордании издана фетва, допускающая насилие по отношению к женщинам-немусульманкам.Настолько ли очевидны утверждения о том, что Ислам допускает насилие по отношению к женщинам-немусульманкам или автор умышлено передергивает цитаты, вырванные из контекста Корана или богословских трудов?

В Священном Коране сказано: «...Женитесь на тех женщинах [из полных семей], что приятны вам (которые вам по душе), — двух, трех или четырех. [Четыре — предельный максимум. У одного мужчины одновременно не может быть больше четырех жен /1/.] А если боитесь вы [благоразумно осознаете], что не будете одинаково справедливы [к ним во всем, то есть в достаточном материальном обеспечении, идентичном жилье, равномерном внимании и отношении /2/], то — [только] на одной или [если нет возможности жениться на свободной женщине] — на рабыне (на подневольной) [тем самым имея возможность сделать ее свободной]. Это [упомянутые три варианта в соответствии с историческими реалиями той или иной эпохи] — наиболее приближенное к благополучной семейной жизни [наиболее оптимальные схемы супружества, в которых минимизирована вероятность ущемления прав женщины]» (Св. Коран, 4:3) /3/.

«...Или [если нет возможности жениться на свободной женщине] — на рабыне». В те времена (четырнадцать веков назад) во всем мире существовало разделение на свободных и рабов, которые имели меньшие права или не имели их вовсе.

Коран изначально призывал к освобождению невольных, часто становившихся таковыми в результате военных действий, призывал делать это безвозмездно, во имя Аллаха (во имя Бога).

В Коране и в Сунне упоминаются рабы и их права, нормы установления отношений с ними, так как они были неотъемлемой частью общества того времени, что во благо процветания и развития социума требовало урегулирования взаимоотношений и регламентации их прав. В иных же цивилизациях у пленных и рабов прав не было вообще.

В другом аята сказано: «Нет сомнений, оправдаются надежды верующих [о милости Творца и райской обители, благодать обитания в которой не имеет конца]! [Ожидает радостная весть] тех из них, кто... не прелюбодействует, а имеет интимные отношения лишь со своими женами [женщины — лишь со своими мужьями], и нет в их адрес упрека [то есть в установлении, сохранении и развитии внутрисемейной гармонии и взаимопонимания они безупречны]» (Св. Коран, 23:1 — 6). В 6-м аяте есть упоминание и о невольницах (наряду с женами там упомянуты и невольницы), но в данном случае, производя не подстрочный перевод, а перевод смыслов, я не сказал об этом, так как данное положение потеряло свою актуальность с окончанием в мире периода рабовладельчества. Наиболее значительный вклад в его искоренение внесла именно мусульманская культура, в которой одним из самых греховных деяний считается порабощение свободного человека, а одним из наивысших благодеяний (на период наличия этого в мировой практике) — освобождение раба с предоставлением ему условий для свободной жизни. Что касается мифов о бесправном положении женщины в Исламе, то это, как и многое другое, внедряемое в сознание людей и практику отдельных из них, — результат черного пиара, который исходит в основном от тех, кто превратил свободные мусульманские земли в свои колонии, а предшествовало этому разрушение местных духовных и жизненных ценностей. В значительной степени это касается периода колониальной экспансии Великобритании и других европейских держав. Кстати, радикализм, подхватываемый фанатиками и невеждами, из той же серии.

 

Действительно ли, как упомянуто в этой «фетве», аль-Куртуби аль-Малики (которого цитирует некий иорданский богослов), давал подобные пояснения или толкования Книги?

Автор приводит цитаты, относящиеся к периоду наличия в мировой практике рабства, когда попадавшие в плен лишались свободы. На сегодняшний день это абсолютно не актуально, а превращение свободного человека в раба изначально и всегда в Исламе считалось одним из самых пагубных грехов. К тому же, уверен, что перевод "фетвы«является крайне неграмотным и с преднамеренным смещением акцентов.

 

Известны ли вам подобные «крайности» в других священных книгах — Торе, Библии и т. д.?

Что касается Ветхого Завета или Нового Завета либо Священного Корана, то в том, что от Бога, — крайностей нет, а есть лишь то, что касается различных ситуаций, учитывает мирные и военные обстоятельства.

 

Может ли существовать шариатский суд в Иордании, которая является вполне светским государством?

Относительно шариатского суда в Иордании я не знаю, но в любом современном государстве можно найти преступные группы и группировки, следующие своему «закону совести» и судящие так, как им захочется, при этом находя обоснование в том числе в Торе, Евангелие или Коране. Таково положение дел. Не зря в Священном Коране за разбой, то есть посягательство на имущество или жизнь другого человека, предусмотрена смертная казнь или полная изоляция от общества (ссылка) /4/. Ведь совершая такого рода преступления, люди перестают быть людьми и превращают себя в нелюдей, у которых видение мира кардинально отличается от видения его разумным, а тем более верующим человеком.

____________

/1/ Стоит отметить, что в традиционных мусульманских странах ничтожно малое количество полигамных браков (около 0,1–0,2%). Многоженство в исламском мире не так распространено, как кажется.
О современном российском «многоженстве» и многоженстве вообще советую прочитать мои статьи: «Многоженство»«Реалии российского «многоженства» (1)»«Реалии российского «многоженства» (2)».
/2/ Хотя сердечные чувства вы все равно не сможете поделить поровну между своими женами.
/3/ Четвертая сура Корана называется «Женщины». И полный перевод ее смыслов вы можете прочитать у нас на сайте в разделе «Перевод смыслов Корана»
/4/ «...Тем, кто чинит преступления на земле [творит беззаконие, террор], — жестокое умерщвление [за убийство], или распятие [и смерть за грабеж и убийство], или отсечение их рук и ног накрест [за грабеж], илиизоляция от общества [ссылка, тюремное заключение за угрозы и устрашения]. Это — унижение для них в этой жизни, а в вечности их ждет серьезное наказание» (Св. Коран, 5:33).

Автор: Умма.ру

Комментарии 16