Политика

Три столпа идеологии БААС

Германские концепции не развились до арабского фашизма – благодаря воздействию французских философов, окрасившего национализм БААС в прогрессистские тона. Вместо фашизма была предложена теория, рисующая арабов в качестве авангарда всего человечества.

Формирование идеологии БААС происходило параллельно с множеством интересных и малоизвестных исторических событий, Политическая жизнь Сирии в до-асадовский период отличалась особенной насыщенностью - в стране произошло 20 государственных переворотов. Некоторое из них описаны тут и тут.

Нижеследующее является кратким обзором зарождения, эволюции и последующей стагнации идеологии сирийского крыла партии арабского социалистического возрождения (БААС). Несмотря на кончину очевидную панарабизма, доктрины БААС оказали решающее воздействие на ход событий на Ближнем Востоке во второй половине 20-го века, и продолжают оказывать влияние на восприятие арабским миром западной цивилизации. Необходимость хотя бы поверхностного знакомства с доктринами БААС поэтому представляется необходимой и неизбежной.

 Идеология БААС – причудливый микс классического германского национализма конца 19-го века и французского философского гуманизма начала 20-го. Основные догматы этой идеологии были сформулированы в 40-е годы – золотую пору национализма, антиколониализма и социализма  Мишелем Афлаком, Заки эль-Арсузи и Салахом эль-Битаром. На основателей большое влияние оказали французские философские течения середины 20-го века (Анри Бергсон и пр.). Германское влияние ощущается  в адоптации взглядов Гердера и Фихте к специфически арабским условиям.

 Основополагающим документом сирийской БААС является Конституция, принятая на первом Конгрессе в апреле 1947 года и "основные положения" утвержденные шестым Конгрессом в октябре 1963 года.

 Слоган партии "Единство, Свобода,  Социализм" объединяет в себе три ее основных доктрины. Их толкование, однако, несколько неожиданно и отличается от привычного.

 Арабское единство  – вера в единство "арабской нации".

"Единство" понимается весьма специфически и широко, и подобная трактовка ведет, хотя бы и в теории, к самым радикальным последствиям: "Арабская нация переживает цикл последовательных возрождений. Она отмечена плодовитостью, бодростью, живучестью и новаторством, способностью с регенерации и самовозрождению. На нее возложена вечная миссия реновации гуманистических ценностей, мотивации развития человечества и развития кооперации и гармонии между нациями". Наиболее интересны границы "арабской нации", движение которой к блистающим вершинам прогресса возглавляет БААС – от Тауруса до гор Бишкека, от Персидского залива до Эфиопии,  Сахары, Атлантического океана и Средиземноморья. Подобное определение не оставляет места на этом обширном пространстве такому понятию, как национальный плюрализм. Германские концепции, однако, не развились до арабского фашизма – благодаря воздействию французских философов, окрасивших национализм БААС в прогрессистские тона концепции арабов, как авангарда   всего человечества.

 Целью БААС является достижение  вышеупомянутого единства арабской нации. Оно не есть результат исторической случайности, но метафизический дизайн и "перст судьбы". "Арабизм" – абстрактное и благородное качество, выражающееся  в самой структуре арабского языка.

 Данная идеология, в момент ее зарождения, представляла аутентичную попытку найти общий знаменатель для различных арабоязычных фрагментов оттоманской империи и политических образований, созданных западным колониализмом. При этом "единение" не является самоцелью, но средством для завоевания арабским народом положенного ему высокого статуса среди сообщества наций. Сия цель могла быть достигнута лишь посредством спиритуальной и социальной революции, которая должна была освободить арабский народ от отсталости – плода западного колониализма и местного феодализма.

 Важнейшей характеристикой идеологии БААС является секуляризм. В своих писаниях Мишель Афлак склоняется к отождествлению религии с тем социальным и экономическим порядком, который его партия поклялась уничтожить: "имущие используют религию в качестве наркотического средства, препятствующего угнетенным свергнуть иго своих угнетателей и поработителей".

 В некоторых документах до-асадовской эпохи БААС зашел очень далеко: "Ценности феодализма и империализма превратили Арабского Человека в подчиненное и безвольное существо, верующее лишь в силы Всевышнего. Наше решение – создать Нового Арабского Социалистического Человека, который осознает, что Аллах, религия, феодализм, и все ценности общества угнетателей – ничто, мумии". Несмотря на порожденные публикацией такой радикальной концепции протесты, данную программу никто формально не отменял.

 Секуляризм БААС объясним, в абсолютных терминах, не имеющих никакого отношения к западным  просветительским идеям. Духовный основатель партии, Мишель Афлак, был православным христианином, первоначальное ядро состояло из членов еретических, с точки зрения классического ислама сект. Единственный путь, которым арабы-немусульмане  могут интегрироваться в идеал единого арабского мира – создание светской идеологии, никак не зависящей от ислама или любой другой религии.

 Свобода подразумевает свободу от колониального западного ига, не только политического и экономического, но, в равной, если не большей степени, культурного доминирования. Свобода никак не соотносится с западными концепциям гарантии личных свобод, прав человека и гражданского общества. Этот столп идеологии БААС направлен на "освобождение" арабских наций от колониальной зависимости. Арабские нации находятся, согласно данному взгляду на мир, в зависимости от западного империализма им сионизма. "Освобождение" имеет метафизическую сторону – в его процессе арабская нация создает самодостаточность, принципы которой весьма сходны с северокорейской доктриной "Чучхе".

  Социализм является необходимым выводом из двух предыдущих концепций. Арабский его вариант произрастает из социалистических идей конца 19-го начала 20-го века, которые основатели партии впитали во время обучения во Франции. Идея "авто-эмансипации" араба из под колониального ярма порождает необходимость создания некоей подходящей экономической доктрины.  На практике, подобная доктрина БААС призывает к отмене частной собственности и к созданию управляемой государством экономики – совсем как в СССР. Основополагающие документы партии провозглашают привычные и знакомые принципы: государственная собственность на землю, национальные богатства провозглашаются собственностью государства, сельскохозяйственные угодья должны быть перераспределены в соответствии со способностью их обрабатывать, фабрики должны быть превращены в кооперативы, торговля должна контролироваться государством, и т.п. В то же время, ранние идеологи затратили немаые усилия на то, чтобы доказать, что социализм БААС не эквивалентен космополитическому коммунизму и нигилистическому марксизму. Арабы объединены не только отрицанием всякого "сектантства" и "межобщинной вражды" (между христианами, алавитами, друзами, мусульманами), но в арабском обществе не существует и не может существовать контраста между рабочим и прочими классами.  В контексте последовавшего раскола и горькой вражды межу региональными отделениями "все-арабской " БААС социализм  толкуется в каждой стране в  соответствии с ее специфическими сиюминутными нуждами, но с оговоркой и со ссылкой на некую универсальную "арабскую традицию".

 Ядром идеологии БААС продолжает оставаться арабский национализм, который, в чистом виде, рассматривает любой не панарабский национализм как ошибку, аберрацию, причина коей – расчленение единого организма арабской нации на искусственные государственные образования западным колониализмом. "Арабизм" в этом смысле, важнее "Сирии" – что подчеркивается в самом названии государства – Арабская Сирийская республика и в названии партии – партия арабского социалистического возрождения, без упоминаний о Сирии.

подписаться на канал
Комментарии 0