Просвещение

Взгляд на человеческие цивилизации

 Аллах Всевышний сотворил человека, наделив душой и телом его, даровал ему жизнь до определенного срока, и, неизбежно и несомненно, наступит день, когда каждый из нас покинет этот бренный мир и вновь престанет перед своим Творцом Милостивым и Милосердным. Великий Аллах сотворил человека и только Ему одному ведомо все о каждом из нас, только Он один знает все сокровенные помыслы и чаяния человека. Господь наделил нас способностью мыслить и постигать истину, обеспечивать свои нужды. Милосердный Аллах сообщает людям в одном из аятов Священного Корана: «Как может Он не ведать то, что создал Сам? Он – Тот, Кто в корень зрит  мельчайших таинств, владеет всем сокрытым на земле» (Сура «Власть»: 14).

«Это – послание к человечеству. Пусть их увещевают им, и пусть они знают, что Он – Единственный Бог, и пусть задумаются обладающие разумом.»(Сура «Ибрахим»: 52).

 Одним из многочисленных смыслов Корана, который, должным образом требует глубоких раздумий, является информация о сведениях величайших цивилизаций древности. О Цивилизациях поверженных в пучину небытия Всевышним Аллахом в наказание за свою необузданность, моральную деградацию и враждебное отношение к пророкам,  ниспосланным к ним Всемилостивым Аллахом. Суть чтобы предостеречь о грядущем наказании и призвать к покаянию и всецелому следованию заповедям Господа, сотворившего их.

 «Умирая, культура превращается в цивилизацию». – говорил когда-то давно философ Освальд Шпенглер. Но и это не предел, так как цивилизация, умирая, то же имеет обыкновение во «что-то другое» превращаться,  имеющее в дальнейшей своей сути печальный итог для её народов.

 «Это – некоторые из повествований о селениях, которые Мы рассказываем тебе. Одни из них все еще существуют, а другие уже скошены. 

Мы не были к ним несправедливы, однако они сами поступили несправедливо по отношению к себе. Когда явилось веление твоего Господа, божества, к которым они взывали вместо Аллаха, ничем не помогли им. Они не приумножили им ничего, кроме погибели».   (Сура «Худ»:100-101).

 А ведь ещё большей толики печальности добавляет, наверное, то, что многие представители цивилизаций, находящихся на стадии заката, даже и не хотят замечать процесс угасания, как постепенного, так возможно и стремительного, вследствие чего-либо. Если они начинают задумываться, их это удручает, наполняет жизнь серыми (для них) красками и давит на сосредоточие ума. Поэтому они предпочитают беспечно смотреть на своё и потомков будущее, внушая себе, что окружающее их вечно и неизменно, и при этом будто бы можно попустительствовать заблуждениям и действиям, ведущим в пучину пропасти, когда цивилизация и умирает.

 

Коран ставит в известность людям то, что эти случаи должны стать уроком в назидание последующим поколениям. Вот, например, вслед за повествованием о наказании группы евреев, преступивших против законов Аллаха, говорится: «Мы сделали это предостерегающим наказаньем для тех, кто были тогда и для тех поколений, кто придет после них, и увещеванием для благочестивых» (Сура «Корова»: 66).

«Разве до них не дошли рассказы о тех, кто жил до них: народе Нуха (Ноя), адитах, самудянах, народе Ибрахима (Авраама), жителях Мадьяна и опрокинутых селений (селений народа Лута)? Посланники приходили к ним с ясными знамениями. Аллах не был несправедлив к ним – они сами поступали несправедливо по отношению к себе.» (Сура «Покаяние»: 70).

 Развитие и знание древних

 Проводимые исследования древнейших цивилизаций говорят о высоком уровне знаний у древних людей. Особенно сильно это касается отвлеченных, абстрактных знаний, не имеющих утилитарного значения — математики, астрономии, художеств, литературы, поэзии. Древние люди, к удивлению для сегодняшних обывательских цивилов, с высочайшей точностью знали длину солнечного года, лунного месяца, знали звезды вплоть до невидимых невооруженным глазом, умели возводить числа в степени и извлекать квадратные и кубические корни и многое другое.

Между тем, у несведущих давно укрепилось ложное мнение с предрассудками, что в те стародавние времена люди извлекали корни только съедобные.

Впечатляют поражающе и успехи древних технологий. В шумерских раскопках находили гальванические элементы и электролитические установки. Шлифовка плит древнейших строений потрясает своей великолепной точностью, едва ли воспроизводимой современной технологией. Огромные каменные глыбы древние люди способны были вырубать из скалы и перетаскивать на большие расстояния, в том числе через реки и поднимать на огромную высоту. Например, дошедшее наследие памятников культуры из Древнего Египта. Мы и теперь редко когда можем угадать, какими приспособлениями они для этого пользовались.

И что можно сказать об искусстве древнего ткачества, древней живописи, об умении мумифицировать трупы, о кузнечном и гончарном ремёслах? На эти темы было написано множество популярных книг. Правда, увы к сожалению, мало где обращают внимание, что следы высоких цивилизаций находят практически во всех геологических слоях.

Несомненно, примечательно является то, что в большинстве случаев погубленные народы карой  Всевышнего представляли собой цивилизации с высочайшим уровнем развития. Эта особенность особо явно упоминается в Коране:

«А сколько и до них Мы поколений погубили, кто мощью их превосходил, вот потом в своих мытарствах по земле смогли ль они найти себе упокоенье?» (Сура «Каф»: 36).

В айате повествуется про обладание «мощью», то бишь, выше упомянутые общества располагали сильной государственностью и военной системой, завоёвывали новые земли и народы, возводили крупные города со своеобразной архитектурой.

Не напоминают ли вам эти особенности канувших в лето царств многие современные общества, сформировавшие с помощью технологии и науки высокоразвитую цивилизацию, централизованные,  сильные государства и крупные города, однако решительно позабывшие, что достигли все эти доступные возможности лишь благодаря силе, дарованной Милосердным Аллахом. Оные общества пренебрегли милостью Всевышнего Бога и отвергли Его заповеди. И всё же, как и сказано в аяте, ни высокоразвитая цивилизация, ни мощь погубленных народов не спасли их от неминуемой гибели, так как  всё воздвигнутое ими основывалось на отрицании законов Аллаха, сеянии семян раздора и бесчинств на земле.

Древний человек был ничуть не глупее современного, имел не меньшие способности мыслить абстрактно и отвлеченно, умел воспринимать мир гораздо менее утилитарно и более поэтически, чем теперь этим обладают люди. А что же касается развития технологии, то и в древности, и теперь всегда используется овеществленный опыт предыдущих поколений. Ведь пока вы не сделаете хороших стамесок и резцов, вам не удастся далеко и успешно продвинуться в резьбе по дереву. Не освоите нужный метод закалки и отпуска железа, у вас не будет пружин и рессор, следовательно, и колесного транспорта. И так далее во всем. Для технологического развития нужна материальная база, а вот уже потом собственная изобретательность, на которую человек был способен всегда. Потому-то технология и возрастает не в одном поколении.

История дает основания полагать, что развитие высокотехнологической цивилизации неоднократно в истории человечества пресекалось какими-то катастрофами или, так скажем, необъяснимыми вмешательствами вроде потопа, как наказания бесчинствующему народу, или рассеяния народов при строительстве Вавилонской башни. Коран, Священные Писания и Предания объясняют это Божиим наказанием людей, отпадающих от жизни чистой и духовной в плотские грехи. Как ни крути, но историческое развитие технологической цивилизации не было непрерывным восхождением. Оно часто пресекалось тем, что люди лишались накопленной технологической базы и ставились в какие-то новые тяжелые, а то и экстремальные по существу, природные условия и многое приходилось начинать сначала, методами по типу Робинзона Крузо. И не все племена продолжали развиваться прогрессивно. Исследование истории американских и австралийских народов даёт понять, что они вовсе не являются отсталыми, а пребывают деградировавшими цивилизациями. Они, к моменту их открытия европейцами,  двигались не вперед замедленными темпами, а назад, не сохранив достижений цивилизации своих предков (с точки зрения технического прогресса).

Результаты археологических исследований фактически подтвердили подлинность событий. Также яснее и убедительнее показали поучительный характер повествований из Корана. Всевышний Аллах призывает нас помнить про участь народов прошлых веков и жить на земле достойно милости Его:

«До тебя Мы направляли посланниками только мужей из селений, которым мы внушали откровение. Разве они не странствовали по земле и не видели, каким был конец тех, которые жили до них? Воистину, обитель в Последней жизни лучше для богобоязненных. Неужели они не разумеют?  Когда же посланники приходили в отчаяние и полагали, что их отвергли, к ним приходила Наша помощь, и спасались те, кого Мы хотели спасти. Наше наказание нельзя отвратить от грешных людей!  В повествовании о них содержится назидание для обладающих разумом. Это – не вымышленный рассказ, а подтверждение тому, что было до него, разъяснение всякой вещи, верное руководство и милость для верующих людей.» (Сура «Йусуф»: 109-111).

Эти рассказы о событиях прошлого, которые приведены в Священном Коране – есть  назидание людям обладающим разумом. Народы, восставшие против Всевышнего Аллаха, отвергнувшие Его заветы и законы, глумившиеся и издевавшиеся над  Его пророками и посланниками, служат для нас назиданием, насколько ничтожно мала вся мнимая мощь человека перед Творцом.

Явное отрицание заветов Всевышнего Аллаха, придание Ему равных, проявление надменности и гордыни, бесправное присвоение чужого имущества, распутство и извращения – вот лишь немногие прегрешения народов, о которых говорится в аятах Священного Корана. Отличались они и тем, что жестоко угнетали и преследовали уверовавших, делали все, чтобы истребить людей, подчинившихся законам Всевышнего Аллаха.

 Назидание

 Коран гласит, что рассказы о пророках и их народах приводятся в качестве важного назидания. Гибель предшественников должна направить на истинный путь поколения потомков:

«Ужель не стало для неверных предупреждающим знаменьем то, как много прежних поколений мы погубили за неверие и грех, по обиталищам которых они ныне ходят?» (Сура «Та - Ха»: 128).

Останков современного типа людей, орудий их труда и деятельности, отпечатков их ног в "динозавровых"/доисторических слоях обнаружено намного больше, чем сомнительных косточек всяких "питеков" в более поздних слоях.

Вот, например, Кремо и Томпсон приводят в частности свидетельства о таких интересных ископаемых: искусная золотая цепочка или металлическая кружка в монолите каменного угля, гладко отшлифованные бетонные блоки и целая кирпичная стена в каменноугольной шахте, ржавый железный гвоздь, замурованный вместе со шляпкой в девонском песчанике, ваза из цинково-серебряного сплава с великолепной резьбой и инкрустацией, найденная в докембрийских слоях, отпечаток рантовой обуви в триасском отложении, четкий след человеческой подошвы, раздавившей кембрийского трилобита... В подробностях нет возможности описать тут эти и многие другие следы ископаемые, ведь тем более сама их книга содержит около 500 стр. в своём сокращённом варианте. Нужно отметить лишь, что всем перечисленным окаменелостям стандартная геологическая шкала дает возраст в сотни миллионов лет.

 Наследие культуры, цивилизации

 Обычно историческое исследование начинается с кодификации явлений, лежащих на поверхности, т.е. памятников той или иной культуры. Ведь, кажется, что на первый взгляд это будет самый верный и логический путь.

Каждый народ создает свойственную ему своеобразную материальную культуру, а точнее: сумму орудий, предметов быта, оружия; и духовную: мировоззрение, стиль в искусстве, способ восприятия прошлого; характер фиксации знаний: письменность, либо устное обучение молодежи - фольклор. Кремневые орудия палеолита, обломки керамических сосудов, развалины жилищ, картины в музеях и рукописи в библиотеках наглядны и, обычно, легко обнаруживаемы. Они показывают, что культуры разных стран и эпох были различны и более или менее оригинальны. Связи между культурами восстанавливаются на принципе их похожести друг на друга. И часто правильно. И тут возникает соблазн подменить изучение этносов цивилизации, людей, живших, творивших и погибавших, описанием памятников, т.е. вещей, сотворенных этими людьми. На первый взгляд, здесь должно быть полное соответствие, но на самом деле его вовсе нет. Молодой этнос использует изобретения своих предшественников. Например, градусная система отсчета пришла к европейцам из Вавилона, но ведь генетической связи между французами и амореями нет. А форма металлических кинжалов не изменялась весь железный век, являясь итак оптимальной, а этносы сменялись нередко. И наоборот, свеча сменилась керосиновой лампой, а та - электрической за один век у совершенно разных народов. Это показывает в свою очередь, что творения рук человеческих, т.е.  культура и явление природы - этногенез имеют разные характеры развития. Был Вавилон... и нет его; на месте древнего Рима построен новый, по существу, другой город. Целые народы исчезли с лица Земли, а ныне процветающие когда-нибудь сменятся новыми. Конец и распад любой природной системы, в том числе и этнической неизбежен. Такова "Диалектика Природы": жизни сопутствует смерть, а смерти - жизнь. Но в истории культуры мы этой Диалектики не видим.

В отличие от природы люди способны делать только статические предметы, не имеющие способностей видоизменяться и самовоспроизводиться. Растения и животные непрерывно существуют в череде поколений; горы и реки - в постоянном, хотя, по людским меркам, медленном преобразовании. Так горы вырастают вследствие тектонических процессов и становятся равнинами из-за денудации, а реки либо меандрируют и образуют террасы, либо прорывают глубокие каньоны. В этом их жизнь, измеряемая геологическими периодами. А всем известные пирамиды, Эйфелева башня, Парфенон или Венера Милосская - плоды человеческого сознания, и они не живут, хотя существуют веками, прежде чем окажутся разрушенными человеком или временем, превращающими их в прах навсегда.

Но современному цивилизованному обывателю они кажутся вечными. Возникает иллюзия постепенного роста процветания людей за счет беспредельных богатств природы, которые только надо научиться брать от неё. Это называлось в XIX в. прогрессом.

Но все теории культурного прогресса не могли бы существовать, если бы они не игнорировали феноменов вырождения, ослабления и вымирания целых народов и распада их цивилизаций.

Люди XX в. привыкли к теории прогресса настолько, что перестали даже задумываться над тем, что это такое? Обывателям и прочим несведущим ощущается вполне естественным, что люди прошлых эпох  жили для того, чтобы оставить нам наследство из полезных навыков и вспомогательных знаний. Например, вавилоняне придумали начатки математики, эллины - философию и театр, римляне - юриспруденцию, арабы донесли до нас алгебру и так далее. И ведь  при этом угле зрения кажется, что все минувшее имело одну цель - осчастливить потомков, а мы якобы живем ради того, чтобы наши правнуки тонули в безоблачном блаженстве, предаваясь наукам и искусствам.

Не стоит ставить на данный момент  вопрос о том, насколько общей для человечества является эта точка зрения. Опустим из вида эгоистов, обывателей, мизантропов и им подобных. Спросим себя о другом: а разве ученые ничего не забывают? Разве могут ли в памятниках мировых культур, с их неповторимым разнообразием, историки в состоянии прочесть все шедевры и усвоить все творческие мысли? Конечно же, нет! Но лишь допустим, что коллективное сознание науки будущего окажется на это способным, так сделает ли оно, наверно, эту работу? Ответ на этот вопрос – «нет», ведь это будет противоречить первому принципу - все ценное нам уже оставлено, а забытое - не нужно. И таки этот вывод будет логичен, так как отсчет ведется от западноевропейской цивилизации и степень совершенства иных культур определяется похожестью на европейцев. А индивидуальные особенности этносов иных складов забываются как ненужные, как дикость, которую незачем хранить и помнить. А уже дальше отсюда вырастает еще одна аберрация, характерная для психологии обывателя: люди II в. были глупее людей XX в., потому что остатки их культуры, обнаруженные археологами, куда беднее того обилия предметов техники, науки и искусства, которые существуют в наше время и для всех очевидны.

На первый взгляд это смотрится неоспоримо, так как это несохранившееся считается небывшим. А если всё же подумать?

Ведь люди прошлых эпох жили не ради нас. Они имели собственные цели, ставили себе интересовавшие их (а не нас) задачи, руководствовались принципами поведения, отличавшимися от наших, и гибли согласно законам природного и исторического бытия, той диалектике, где жизнь и смерть - звенья одной цепи. Они действительно оставили потомкам кое-какое наследство, но до нас дошла из него ничтожная часть. По уцелевшему судить и строить выводы, не учитывая пропавшего, - значит впадать в заведомую ошибку индуктивного метода: когда частное принимается за общее. Мы ведь знаем, что даже за последние 1800 лет исчезло много памятников, документов, мемуаров.

А теперь стоит перевернуть проблему. Допустим, в качестве предположения, что Землю постигла катастрофа, вроде радиоактивного облучения, эпидемия "алой чумы" Джека Лондона, изменения состава атмосферы и т.п., причем большая часть человечества и наземных животных гибнет, а уже через короткое время биосфера восстановится, но вся бумага успеет окислиться, что означает:  истлеют все книги, записи, обои, трамвайные билеты, деньги, игрушки из папье-маше. Учиться можно будет только со слов стариков, переживших катастрофу, а те будут путать и выдумывать. Без справочников и инструкций невозможно станет ремонтировать машины, которые придут в ветхость и превратятся в металлический лом. Далее, вслед за ними состарятся и дома, так что на местах городов возникнут холмы из строительного мусора, которые зарастут сорными растениями. И через тысячу-другую лет от нашей цивилизации останется меньше, чем от Вавилона, потому что глиняные таблички с записями хорошо сопротивляются времени. А через двенадцать тысяч лет исчезнут даже рельсы, и асфальт будет взломан корнями растений.

Но будут ли правы потом потомки, если они, когда восстановят культуру, заявят убеждённо, что до них никакой цивилизации не было, потому что ничего ценного не сохранилось? И, равным образом, они будут неправы, если будут приписывать своим предкам, сверхъестественные способности и возможности. Остаётся, что единственно разумным для них будет критическое изучение наследия, т.е. разбор исторических источников, к числу коих относятся не только предания, надписи на стенах, предметы искусства и развалины архитектурных комплексов, но и события, в которых запечатлены свершения погибших героев.

Деревянные дома, как бы они не были прекрасны, недолговечны, а войлочные юрты и того менее. Хуже того, не только дерево и войлок, использованные как строительные материалы, исчезают бесследно, недолговечны и камни. Здания на поверхности Земли всегда подвергаются процессам выветривания, стремящимся выровнять поверхность, т.е. повысить пространственную энтропию. Но оказывается это еще не все. Карбонатные породы камня являются окаменевшей древней атмосферой планеты, которая находится в динамическом равновесии с окружающей нас ныне средой. Памятники из этого материала сходны с живыми растениями и тоже подсасывают грунтовые воды, часто засоленные или содержащие водоросли; этим они ускоряют свою естественную гибель, а тем самым и превращение архитектурного шедевра в груду рассыпающихся камней.

Гораздо большей устойчивостью обладают силикаты: граниты, базальты, габбро, кварциты и другие соединения кремния. Но их слабое место - швы между монолитами, отчего глыбы легко выпадают из стен построек. Поэтому применение их ограничено.

Итак, любые создания рук человеческих обречены или на гибель, или на деформацию, причем для этого часто не нужно тысячелетий. Вот почему простое изучение материальной культуры неизбежно ведет к искаженному видению прошлого.

 Урок поколениям

 Приняв должным образом это как урок, и окинув внимательным взглядом всё то, что происходит ныне  в окружающей нас жизни, с горечью и сожалением убеждаешься, что большая часть нашего общества находится в состоянии глубокой нравственной деградации и распутства,  ничуть не меньшем, чем поверженные в небытие народы прошлого.

Все народы, о которых повествовалось в Священном Коране, понесли заслуженное и суровое наказание. Кара Всевышнего настигала их везде, сметала ураганами, потопляла водами, вырвавшимися вдруг со всех сторон, погребала камнями и пеплом лавин, стекавшей с вулканов. Остаётся открытым вопрос, не постигнет ли современные цивилизации такая же участь; не перешли ли мы границы дозволенного, когда прекратят люди совершать свои низменные деяния, так ничего и не осознав из назиданий Всевышнего Аллаха.

Человечество не должно ни на минуту забывать, что только Всевышний Аллах волен покарать любого человека или целое общество, только Ему ведома степень тяжести прегрешений каждого из нас, мы можем сокрыть их от людей, но ничто не укроется от Всевышнего,  каждый миг, каждый шаг нашей жизни, дурной или добрый  записывается в нашу летопись. Всевышний Аллах может позволить прожить в спокойствии в этом мире, но обрушить свой гнев за грехи наши в последующей жизни. Ибо гласит Коран:

«Мы всех их наказали за их грех. Против одних обрушили Мы шквал камней, других зловещим воплем поразили, А под стопами грешников других разверзли землю Мы и повелели ей их поглотить, других же потопили Мы. Их не Аллах обрек на эти все несчастья, на них их обрекли деяния их рук» (Сура «Паук»: 40).

Нельзя забывать об одном: какие бы изменения не претерпевало человечество, каких бы высот не достигли они в своем развитии, ни технологии, ни показатели экономического благосостояние не имеют никакого значения. Они бессильны уберечь дегенерирующие, безбожные народы  от наказания Всевышнего Аллаха. Это истина, о которой Коран напоминает нам:

 «Неужто не пришлось им по земле пройти и посмотреть, каков конец был тех, которые до них грешили? Они превосходили их своею силой, избороздили землю вширь и вглубь дорогами, плотинами, дворцами и заселили ее больше, нежели они. К ним приходили с ясными знаменьями посланники от нас, - и не Аллах жестоко обошелся с ними, они сами себе обиды нанесли греховностью своих деяний» (Сура «Румы»: 9)

 Под давлением релятивистов и воздействием квантово-релятивистской революции, которая повлекла последствия в фальсификации знаний для различных наук, некоторые историки игнорируют такие факты, как шумерские указания на существование великих пирамид в дофараонову эпоху, схожесть архитектурных и скульптурных памятников древности в Египте, Южной Америке, Ближнем Востоке и Северной Европе (например, недавно на Кольском полуострове были обнаружены каменные скульптуры, идентичные древнеегипетским), невозможность воспроизведения памятников даже современными техническими средствами. А в рамках сложившегося в XX веке представления о современном человеке как высшей ступени эволюции приблизиться к разгадке тайн древности невозможно. Фальсификацию истории средних периодов ученые проводили под давлением власти и церкви. Но вот фальсификацию более поздних периодов научное сообщество провело по своей воле, в силу собственных заблуждений.

Использованы материалы Х. Яхьи, Л. Гумилёва, Т. Алфеева

 

Автор: Джалал Абдульвалий

Комментарии 0