События

Кто заказал имама?

Покушение на опального узбекского богослова в Швеции невыгодно Ташкенту

В маленьком городке Стромсунд на севере Швеции, где проживает довольно крупная община эмигрантов из Узбекистана, прозвучали выстрелы. 22 февраля в 14.30 по местному времени неизвестный подкараулил возле подъезда жилого дома имама Обида кори Назарова, возвращавшегося из мечети, и пять раз выстрелил в него из пистолета с глушителем. Раненый имам был подобран на улице членами своей семьи и доставлен в местную больницу, где ему была сделана срочная операция, а на следующий день перевезен в университетский госпиталь города Умео, где до сих пор находится в критическом состоянии. Шведская полиция обнаружила неподалеку от места происшествия тридцатикилограммовый рюкзак с оружием и возбудила уголовное дело по статье «покушение на убийство», к которой вскоре подключилась шведская служба безопасности SAPO. Узбекские политические эмигранты в Европе сделали ряд заявлений о возможной причастности к покушению на имама властей Ташкента, ранее объявлявших Назарова в международный розыск по обвинению в организации ряда террористических актов на территории Узбекистана. Представители зарубежной оппозиции от правительства Ислама Каримова требуют проведения международного расследования. Независимые аналитики в Ташкенте, однако, не спешат делать скоропалительных выводов.

В начале 90-х годов Обид Назаров был имам-хатибом в ташкентской мечети Тухтабовача, где в своих проповедях резко критиковал действия светских властей. В 1996 году он был отстранен от  поста, а его дом возле мечети снесен. Вскоре против Назарова было возбуждено уголовное дело по обвинениям в религиозном экстремизме и посягательстве на конституционный строй. В 1998 году он был вынужден бежать из Узбекистана в Казахстан, а в 2006 году, получив статус беженца и по квоте ООН, был принят Швецией, где за несколько лет стал влиятельным главой довольно многочисленной религиозной общины, помимо эмигрантов из Узбекистана включавшей также выходцев с Кавказа и других стран СНГ. Швеция предоставила Назарову политическое убежище, невзирая на то, что правительство Узбекистана официально объявило его в международный розыск как опасного террориста, обвиняемого в создании религиозно-экстремистской организации, виновной в ряде терактов и других преступлений на территории Узбекистана, включая убийства и нападения на людей, которые происходили на протяжении более десяти лет. На следующий день после покушения на имама ташкентское информагентство 12.uz  напомнило, что государственным телевидением Узбекистана недавно был снят и показан документальный фильм «Резня». В его кадрах арестованные члены подпольной террористической группировки «Яширин жамоат» признаются в убийстве заместителя имама ташкентского медресе Кукельдаш Аброра Абророва, покушении на имам-хатиба Ташкента и богослова Исмаила Турсунова - официальных религиозных деятелей, публично осуждающих исламский фундаментализм и консультирующих комитет по делам религий при Кабинете министров Узбекистана. При этом преступники, в июле 2009 года нанесшие имам-хатибу Ташкента девять ножевых ранений, говорят перед видеокамерой, что получали прямые приказы, а также финансовую поддержку от имама Обида кори Назарова из Швеции. Правозащитники в Узбекистане также не раз сообщали, что при расследовании уголовных дел по обвинениям в религиозном экстремизме и покушении на конституционный строй, обвиняемым часто ставится в вину просмотр и распространение видеопроповедей Назарова, в которых имам призывает к установлению в Узбекистане шариатского правления.

«Назарова проверяли полиция безопасности Швеции, ООН, а также ведомство по делам иммигрантов. Подтверждений обвинениям узбекских властей найдено не было», - заявил в интервью шведскому общественному радио начальник правового отдела ведомства по делам иммигрантов Микаэль Риббенвик. Сам Назаров также неоднократно отрицал свое участие в попытках насильственного свержения правительства Ислама Каримова, утверждая, что подвергся преследованию в Узбекистане лишь за свои религиозные убеждения и бескомпромиссные высказывания. По сообщениям эмигрантского агентства Uznews, и проживая в Швеции, Назаров не чувствовал себя в безопасности: «Его соратники предпочитали не сообщать посторонним о его местожительстве, за последние пять лет он несколько раз переезжал из одного города в другой. Его всегда сопровождала небольшая свита из его родных и последователей, и то, что в день покушения он возвращался домой один - было редким случаем». Другие издания между тем сообщают, что религиозная община Назарова чувствовала себя в Стромсунде  довольно непринужденно, и вполне пользовалась либеральностью местного законодательства. «Коренное население недовольно тем, что узбекская община, руководимая своим духовным лидером, пытается жить по собственным законам, пренебрегая шведскими правилами и традициями. Назаров не только организовывал школы по изучению Корана и летние исламские лагеря для детей своих соотечественников, но и призывал приверженцев жить по вере всегда и во всем. В шведских школах девочки- узбечки носят хиджаб и не посещают ряд обязательных предметов, несовместимых, по мнению Назарова, с положениями ислама», - пишут по этому поводу «Новые известия». Однако шведская полиция пока исключила версию, что к покушению на узбекского имама могут быть причастны местные националисты. Пер Телен, представитель управления полиции провинции Ямтланд, заявил в комментариях журналистам, что в Стромсунде есть лишь один националистический радикал - член ультраправой партии «Шведские демократы», но он к покушению на Назарова  точно не причастен. Также Телен сообщил, что в настоящий момент следствие отрабатывает разные версии, «включая политические мотивы и вмешательство иностранных государств».

О том, что нападение на Обида кори Назарова могло быть организовано из Ташкета, первым заявил агентству Uznews, разумеется, руководитель религиозной правозащитной организации «Таянч» («Опора») Мухаммадсолих Абутов - один из лидеров недавно созданного объединения узбекской зарубежной оппозиции «Народное движение Узбекистана» (НДУ). Абутов напомнил, что в сентябре 2011 года в российском городе Иваново неизвестным был застрелен в упор лидер ячейки НДУ в РФ имам Фуад Рустамходжаев. По мнению Абутова, устранение Рустамходжаева нанесло большой урон оппозиционному движению, ставящему перед собой цель повторить сценарий «арабской весны» в Узбекистане. По его мнению, после гибели имама из Иванова устрашились и покинули НДУ члены организации политических беженцев «Андижан - справедливость и возрождение», вскоре даже сменившей свое название на «Справедливость и возрождение» - то есть без упоминания о трагедии мая 2005 в Андижане. Хотя точно не известно об отношении Обида Назарова к НДУ, раздираемому внутренними склоками и противоречиями с самого момента его создания, Мухаммадсолих Абутов считает покушение на имама из Стромсунда очередной акцией устрашения. На днях депутат Бундестага Германии от партии Зеленых Виола фон Крамон, призвала власти Швеции провести расследование политических мотивов покушения на имама Назарова. «Если окажется, что узбекские спецслужбы были вовлечены в атаку, со стороны Европейского союза должен последовать решительный политический ответ», - заявила она. Примечательно, что незадолго до событий в Стромсунде зарубежная оппозиция была обеспокоена явным изменением, и не в теплую сторону, отношения шведских властей к эмигрантам из Узбекистана. В частности, 6 февраля из Стокгольма в Ташкент прилетел небольшой самолет, специально зафрахтованный шведами, чтобы депортировать на родину девятерых граждан Узбекистана, которым было отказано в праве на политическое убежище. По информации  их родственников, все тут же были взяты под стражу, и начали подвергаться допросам по поводу причин своего бегства из страны, а также своей деятельности за рубежом. Теперь же полиция Стокгольма дала разрешение узбекским эмигрантам провести 2 марта шестичасовой пикет перед зданием Риксдага - парламента Швеции с требованиями защитить их от преследований и провести международное расследование покушения на имама Обида кори Назарова. Насколько эта ситуация неприятна Ташкенту, можно судить, может быть, по тому, что сайт агентства Uznews, пытавшийся координировать подготовку к протестной акции, с понедельника был подвергнут массированной DDos-атаке и в результате полностью заглушен.

Однако, по мнению некоторых наблюдателей, это вовсе не свидетельствует  о том, что силовые структуры Узбекистана действительно причастны к событиям в Стромсунде. «Вряд ли этот скандал вокруг радикального религиозного деятеля, в настоящий момент куда больше известного в Швеции, чем у себя на родине, нужен был властям сейчас, когда перед выводом американских войск из Афганистана отношение Узбекистана с США и ЕС достигли большого прогресса», - выразил свое мнение независимый аналитик в Ташкенте. Зато он напомнил об узбекской оппозиции в Европе как о еще реально существующем игроке на политическом поле.

Автор: Нигора ЮЛДАШЕВА, Ташкент
подписаться на канал
Комментарии 1
  • Шведские обыватели и узбекские беженцы, или Кто хотел убить Обидхона Назарова?
    http://www.fergananews.com/article.php?id=7304
    (424)
    7 марта'2012 в 12:42