Среда обитания

Проблемы реализации свободы совести в России в 2011 году (Часть 2)

Начало материала (Часть 1)

Помимо финансовой и имущественной поддержки, чиновники, а также государственные средства массовой информации оказывали информационную поддержку Русской православной церкви. В ноябре митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) среди информационных спонсоров своей епархии назвал телеканал, радиоканал правительства Московской области и приложении к областной правительственной газете «Православное Подмосковье», сотрудничество с которыми осуществляется «на постоянной основе». О подобном сотрудничестве с представителями других религиозных организаций не сообщалось. Правительство Самарской области выделило около 700 тыс. рублей на информационную программу «духовно-патриотического сознания населения», включающую в себя в том числе и «формирование положительного имиджа Самарской епархии».

По-прежнему отмечались случаи административного давления «в пользу» отдельных религиозных организаций. Чиновники Центрального административного округа Москвы потребовали от обратившихся к ним за согласованием организаторов пикета, посвященного годовщине отмены крепостного права в России, «представить письменное благословление на проведение заявленного мероприятия», поскольку место для пикета было выбрано у памятника Александру II, расположенному вблизи храма Христа Спасителя. В данном случае, кажется, чиновники выступили даже не в пользу или в защиту РПЦ, а в пользу своих, довольно необычных, представлений о сакральном.

В целом, почти не было случаев, когда бы представители власти шли на поводу у религиозных организаций, мотивируя это защитой «чувств верующих». В Твери, например, был найден своеобразный компромисс: губернатор отказался по требованию епархии отменить ежегодный пивной фестиваль, поскольку на него «люди уже деньги потратили», однако в следующем году такой фестиваль пообещал не проводить.

В 2011 году была поставлена под сомнение законность многолетней практики объявления выходными религиозных праздников в регионах. 31 августа Верховный суд РФ постановил отменить пункты закона Республики Башкортостан «О праздничных и памятных днях, профессиональных праздниках и иных знаменательных датах в Республике Башкортостан», объявляющие нерабочими дни мусульманских праздников Курбан-байрам и Ураза-байрам. Решение вызвало возмущение мусульманской общественности и политиков. С инициативами о внесении поправок в ст. 112 Трудового кодекса РФ, дающей региональным властям право устанавливать дополнительные нерабочие праздничные дни, выступили депутаты Госсобрания Башкортостана и депутаты Госдумы Олег Морозов и Павел Крашенинников. В результате такой законопроект принят не был, а 21 декабря Верховный суд отменил свое решение.

В других регионах ряд религиозных праздников, как и раньше, остаются нерабочими днями. Например, в Калмыкии дополнительный выходной был объявлен по случаю дня рождения Будды, в Самарской области – по случаю Радоницы.


Другие примеры дискриминации и необоснованного вмешательства

Ликвидация религиозных организаций и отказы в регистрации


По сравнению с 2010 годом возросло число случаев ликвидации религиозных организаций. Большинство ликвидированных организаций – мусульманские, претензии к ним носили технический характер, и ликвидация не вызвала протестов. Например, в октябре Верховный суд РФ ликвидировал централизованную религиозную организацию «Казанский муфтият», в деятельности которой Министерство юстиции усмотрело ряд нарушений. В частности, неисполнение заявленной в уставе деятельности «по воспитанию, образованию и оказанию содействия мусульманам Поволжья в защите прав», использование незарегистрированной символики и наличие в составе организации большего количества объединений, чем заявлено в уставе. По словам представителя Минюста, против ликвидации организации «не возражал и сам муфтият».

В Уфе 15 июля судебным решением была запрещена деятельность организации «Орда», в отношении которой было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 239 УК РФ («Создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью»). Руководитель организации, по данным следствия, взимал деньги с членов организации, воздействуя на них с помощью психотехнологий.

Хамовнический суд Москвы удовлетворил иск Минюста о ликвидации Лиги мусульманских журналистов, созданной в 2005 году. О причинах ликвидации не сообщается.

Верховный суд РФ ликвидировал организацию «Исламский культурный центр», деятельность которой была приостановлена Минюстом в 2010 году, за ряд нарушений, в том числе отсутствие «доказательств, подтверждающих правомерность занятия и использования спорного нежилого помещения».

В Ямало-Ненецком автономном округе за нарушения при регистрации в течение года были ликвидированы две мусульманские организации – «Иман» в городе Муравленко и «Ислам» в поселке Пурпе Пуровского района.

Еще одна мусульманская организация была ликвидирована в Приморском крае – из-за нарушений законодательства, характер которых не уточняется.

Новосибирский областной суд начал рассмотрение иска областной прокуратуры о закрытии действовавшей в регионе в течение 10 лет организации «Алля аят», в отношении которой было возбуждено дело по ст. 159 УК РФ («Мошенничество»). 1 сентября рассмотрение иска было отложено до рассмотрения жалобы ответчика Верховным судом.


В 2011 году были претензии и к протестантским организациям. Верховный суд РФ ликвидировал общероссийскую благотворительную общественную организацию «Преображение России», чья деятельность была приостановлена Минюстом в 2010 году. Кассационная коллегия подтвердила это решение.

Закрытия другой благотворительной организации – реабилитационного центра для алко- и наркозависимых «Источник жизни» (один из учредителей – пятидесятническая церковь) – пыталась добиться прокуратура Осинников Кемеровской области, утверждавшая, что центр является объединением, «посягающим на личность и права граждан». Однако два суда – Новокузнецкий районный и Кемеровский областной – не усмотрели причин для ликвидации организации.

В апреле Хабаровский краевой суд ликвидировал пятидесятническую церковь «Благодать», удовлетворив иск прокуратуры, усмотревшей в обрядах этой церкви вред психическому здоровью прихожан. Однако церкви удалось добиться отмены этого решения. В июле Верховный суд РФ направил дело на новое рассмотрение, и в декабре Хабаровский краевой суд, вновь рассмотрев дело, отказался удовлетворить иск прокуратуры и ликвидировать организацию.


А вот Головинский суд Москвы отказался зарегистрировать общину Свидетелей Иеговы, несмотря на прошлогоднее решение Европейского суда по правам человека о незаконности ликвидации этой организации.

Не удалось добиться регистрации и московскому приходу св. Григора Армянской католической церкви, несмотря на то, что еще в 2010 году Мещанский суд обязал Минюст зарегистрировать эту организацию.

За непредоставление отчетов о своей деятельности в Приморском крае была закрыта «Петропавловск-Камчатская еврейская религиозная община» (ФЕОР).


Интересно, что в апреле появилось сообщение о ликвидации православной организации – прихода в селе Яконово Тверской области, причем закрытие произошло по просьбе священника – ввиду бедности и крайней малочисленности прихожан. Позднее Тверская епархия, комментируя произошедшее, сообщила, что речь идет не о ликвидации прихода, а о переводе его в разряд приписных, то есть не имеющих статуса юридического лица и прикрепленных к более крупному приходу.


Дискриминация «нетрадиционных» религиозных организаций


Как и раньше, религиозные организации, не относящиеся к «традиционной четверке» религий, подвергались давлению со стороны чиновников и представителей силовых структур – от публичных негативных высказываний в адрес «нетрадиционных» организаций до практического препятствования их деятельности. Чаще других, как и в предыдущий период, это давление оказывалось на протестантские организации и Свидетелей Иеговы.

Белгородские власти, последовательно проводившие «антисектантскую» политику и заботившиеся о «духовной безопасности» жителей региона в предыдущие годы, не изменили этому курсу и в 2011 году. Весной областная Общественная палата и пресс-служба губернатора выступили с предупреждением о «сектантской угрозе» и сообщением о действующей в области телефонной «горячей линии» для пострадавших от «сект». Представители палаты рекомендовали жителям Белгородчины «не вступать ни под каким предлогом в общение с сектантами, в случае их назойливости оперативно вызывать органы полиции и обращаться с жалобами в прокуратуру».

Министерство образования Башкортостана в октябре разослало руководителям органов управления образованием и образовательных учреждений письмо за подписью замминистра образования республики Артура Сурина с предупреждением об опасности «зарубежных религиозных организаций деструктивного толка». Автор письма насчитал в Башкортостане около 100 таких организаций (среди них Свидетели Иеговы, саентологи, Церковь Муна, мормоны, пятидесятники, адвентисты, баптисты), чьи методы он счел «преступными». В письме содержится рекомендация не допускать представителей упомянутых организаций в образовательные учреждения без рекомендательного письма из министерства, а также совет обсудить опасность этих организаций со школьниками на классных часах. В связи с появлением этого письма Гильдия экспертов по религии и праву обратилась в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить деятельность Министерства образования Башкортостана на предмет нарушения законодательства РФ о противодействии экстремистской деятельности.

Беспокойство по поводу возможного проникновения «сект» в школы выразила пресс-служба Подольского УВД. В ее заявлении, распространенном в ноябре, содержатся обвинения новых религиозных движений (НРД) и протестантов в экстремизме, «разрушении национально-культурной идентичности русского народа», подавлении его «внутреннего иммунитета», а также «создании искусственных препятствий» для преподавания основ православной культуры в российских школах.

Прокуратура подмосковного Клина упрекнула муниципалитет в недостаточно тесном взаимодействии с правоохранительными органами «в части выявления мест отправления культа нетрадиционных религиозных течений, а также помещений, используемых для проведения собраний псевдорелигиозных тоталитарных организаций».

В Архангельской области была создана рабочая группа по противодействию деструктивным религиозным культам под председательством заместителя губернатора Архангельской области Романа Балашова, разработавшая соответствующую программу. В состоявшейся в ноябре пресс-конференции с участием ряда областных чиновников принял участие «сектовед» Александр Дворкин. Отметим также, что возглавляемый Дворкиным «антисектантский» Центр Иринея Лионского в 2011 году получил президентский грант в размере 2,5 млн рублей на осуществление проекта «Оказание помощи людям, пострадавшим от тоталитарных сект».


Случаи административного вмешательства в дела религиозных организаций в 2011 году отмечались также достаточно часто. В частности, чиновники зачастую препятствовали проведению различных публичных акций, подготовленных религиозными организациями.

Например, в Якутске и Липецке проблемы с проведением уличных мероприятий возникали у представителей Общества сознания Кришны. В Якутске кришнаиты, исполнявшие свои песнопения, в течение года дважды были задержаны за несанкционированное проведение массового мероприятия. Один раз задержанные были оштрафованы по решению городского суда, но затем Верховный суд республики отменил это решение.

С такими же трудностями приходилось сталкиваться и протестантам. Администрация Сыктывкара в течение года несколько раз под разными предлогами отказывалась выдать местным пятидесятникам разрешение на проведение публичных мероприятий – митингов и концертов. Эти отказы церковь «Божья слава» обжаловала в суде. 4 жалобы суд удовлетворил, признав действия властей незаконными.

Власти Биробиджана по просьбе епископа Биробиджанского и Кульдурского Иосифа (Балабанова) пытались запретить проведение праздничного пасхального концерта, подготовленного шестью протестантскими церквями города, однако в результате разрешение на проведение концерта все-таки было выдано.

Власти Сакмарского района Оренбургской области пытались разогнать летний лагерь церкви пятидесятников «Слово жизни», обвинив организаторов в незаконном захвате земли. Представители администрации и полиция провели внезапный обыск в палатках и угрожали забрать у отдыхавших их детей.


В марте Благовещенский городской суд по иску городской прокуратуры запретил распространение аудио- и видеоматериалов церкви христиан веры евангельской «Новое поколение», признав, что они могут «оказать негативное влияние на психическое здоровье человека». Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда отменила это решение, но прокурор области вынес представление об отмене кассационного определения, и дело было направлено на новое рассмотрение в президиум областного суда. Дальнейшее развитие этого дела нам, к сожалению, неизвестно.

К сожалению, продолжилась кампания преследования Свидетелей Иеговы, начавшаяся в 2010 году после запрета нескольких местных общин и признания нескольких их изданий экстремистскими. Сами Свидетели насчитали в течение года более 300 фактов дискриминации своих верующих представителями силовых ведомств и властей различных уровней. Мы не располагаем подробными сведениями о каждом из этих инцидентов, однако в течение года также отмечали факты дискриминации Свидетелей Иеговы в разных регионах.

Как и в 2010 году, наблюдались незаконные задержания Свидетелей Иеговы сотрудниками правоохранительных органов, зачастую сопровождавшиеся принудительным дактилоскопированием, а иногда и избиениями. Такие факты были зафиксированы в Чувашии, Забайкальском крае, Белгородской, Костромской, Московской, Ростовской областях.

Помимо задержаний, представители силовых ведомств нередко мешали проведению богослужений Свидетелей Иеговы, а также проводили обыски в молитвенных помещениях и жилищах верующих. Такое происходило в Петербурге, Адыгее, Татарстане, Удмуртии, Приморском крае, Архангельской, Астраханской, Калининградской, Кемеровской, Московской, Ростовской областях. В Московской области с просьбой не допустить проведения конгресса Свидетелей Иеговы в прокуратуру обратились представители движения «Народный собор».

МВД Московской области в 2011 году разработало программу «Отступники», направленную на борьбу со Свидетелями Иеговы. Программа, в частности, предусматривает сбор информации о руководителях и членах общин, проверку богослужебных помещений, отслеживание банковских счетов.

В Челябинской области комиссия, состоящая из представителей силовых ведомств и руководителей подразделений администрации Озерска, вообще рекомендовала городскому собранию депутатов запретить организацию Свидетелей Иеговы как «структуру, имеющую антигосударственную и антихристианскую направленность».

Кроме того, в нескольких регионах провайдеры заблокировали доступ к сайтам Свидетелей Иеговы. В Марий Эл решение, обязывающее провайдеров ограничить доступ к материалам Свидетелей Иеговы, принял Йошкар-Олинский городской суд. В Петербурге и Чите доступ был заблокирован по распоряжению прокуратуры. В нескольких городах Чувашии, а также Кемерове и Москве провайдеры также ограничивали доступ к этим сайтам, ссылаясь на требования безопасности.

В ряде случаев подвергшимся дискриминации удавалось отстоять свои права. Например, в Удмуртии, Твери, Калининградской области суды отменили штрафы или прекратили производство по административным делам в отношении Свидетелей Иеговы, обвинявшихся в незаконном проведении богослужений или распространении религиозной литературы. В Татарстане, Курганской, Вологодской и Свердловской области полицейские были привлечены к ответственности за незаконное задержание верующих, в Кирове принесли извинения задержанным.

Районный суд Белгородской области удовлетворил жалобу жительницы области Н. Коротышевой, ранее по постановлению административной комиссии района оштрафованной на 1 тыс. рублей за ведение миссионерской деятельности.


Отметим, что в 2011 году усилилось давление силовых ведомств на представителей «альтернативных» православных юрисдикций. В частности, был проведен обыск в приходе РПЦЗ (А) в Ленинградской области. Общине угрожали отнять земельный участок, поскольку культовые здания построены на частной земле настоятеля (это стало возможным потому, что строились они как приход РПЦ, а потом этот приход перешел в РПЦЗ (А)).

 

Иные случаи


В течение года было отмечено несколько случаев дискриминации верующих «традиционных» конфессий.

Имам Вологодской области Равиль Мустафин обратился в городскую прокуратуру с жалобой на ущемление прав мусульман: руководство общежитий Вологодского подшипникового завода и Вологодского политехнического университета мешало проживающим там мусульманам соблюдать пост, не разрешая готовить пищу ночью и не пуская возвращающихся в позднее время с молитвы.

Община соборной мечети Красноярска по решению суда была оштрафована за «незаконную» деятельность воскресной школы, действовавшей при мечети в течение 10 лет. Тема законности обучения детей прихожан основам религии при приходах и общинах бурно обсуждалась – в том числе в судах – в предыдущие годы. Мы видим, что попытки ликвидации общины на этом основании уже не предпринимаются, но вопрос как таковой не закрыт.

Московские власти пытались помешать благотворительной работе двух религиозных организаций. Сотрудники мэрии рекомендовали волонтерам православного храма Космы и Дамиана в Шубине прекратить кормление бездомных горячими обедами, которое продолжалось на протяжении нескольких лет. Мотивировали они это требование необходимостью соблюдать чистоту в центре города (храм расположен напротив мэрии Москвы). Приход и руководство Синодального отдела по церковной благотворительности обратились в мэрию с просьбой предоставить другое помещение в центре города, но помещение так и не было предоставлено.

Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск префектуры Восточного административного округа о сносе зданий католического приюта Общества Матери Терезы, более 20 лет занимавшегося реабилитацией людей с тяжелыми психическими расстройствами. Одно из зданий было полностью снесено, причем оплатить работы по сносу должны были сами сестры. Тем не менее, обе организации продолжили благотворительную деятельность.


Недостаточность защиты от диффамации и нападений


В 2011 году мы не зафиксировали убийств на почве религиозной вражды. Спорным случаем следует считать убийство имама в Ярославле: в ноябре 2011 года был застрелен второй имам местной Соборной мечети, при жизни не раз получавший угрозы со стороны нацистов, однако мотив убийства пока не установлен.

Нападения же по мотиву религиозной ненависти, к сожалению, совершались, и основными пострадавшими (более двух десятков), как и в прошлом году, были Свидетели Иеговы. Нападения на них были зафиксированы в разных регионах, в частности, в Москве, Петербурге, Татарстане, Удмуртии, Чувашии, Краснодарском, Красноярском, Приморском краях, Архангельской, Московской, Свердловской областях. Обычно нападения происходили во время проповеднического служения. В ряде случаев представители религиозной организации получали угрозы убийством, ножевые ранения, несколько человек обратились за медицинской помощью. В Иркутской области пьяный глава сельской администрации дважды врывался в дома Свидетелей Иеговы, угрожая собравшимся пистолетом. При этом правоохранительные органы сначала отказались возбуждать уголовное дело по факту нападения, но затем материалы были направлены на дополнительную проверку, и постановление об отказе было отменено.

Нападения на представителей других конфессий случались существенно реже, чем раньше: в Воронеже пострадали трое мормонов-миссионеров, в Москве – один православный священник. Еще один гражданин был избит в подмосковной электричке, так как его приняли за православного священника.

В 2010 году было зафиксировано 59 случаев вандализма на религиозной почве. Чаще всего от рук вандалов страдали мусульманские объекты (17), НРД (16, из них 15 – объекты Свидетелей Иеговы, 1 – кришнаитский), православные (12). Кроме того, нападению подвергались иудейские (8) и протестантские (5) религиозные объекты и одно языческое капище.

Вновь, как и в прошлом году, было зафиксировано немало случаев опасных актов вандализма: предпринимались попытки поджога двух православных храмов, синагоги, зданий Свидетелей Иеговы. В Каменске-Уральском была обстреляна мечеть, в Ростовской и Оренбургской областях – здания Свидетелей Иеговы, в Нижневартовске дважды в течение недели обстреливалась церковь пятидесятников.

«Чемпионом» по кладбищенскому вандализму стала Нижегородская область, где в течение года было отмечено 10 инцидентов. Чаще всего нападению подвергались мусульманские захоронения, причем трижды погромы устраивались на Новосормовском кладбище. В ряде случаев вандалы оставляли на могилах неонацистские граффити.


Религиозные и общественные деятели по-прежнему допускают ксенофобные высказывания в адрес различных религиозных групп. Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим (Волочков) вновь, как и год назад, выступил с ксенофобным заявлением. Комментируя теракт в московском аэропорту «Домодедово», он заявил, что терроризм в России «имеет четко выраженную национальную и религиозную окраску», осудил в очередной раз равенство религий перед законом и потребовал от власти не поощрять больше «развитие в нашей стране чуждых для нее культов и религиозных течений».

В некоторых случаях наблюдались переходы от заявлений к активному противодействию «чуждым культам». В Сыктывкаре представители национал-патриотической организации «Рубеж Севера», в 2010 году принимавшие активное участие в протестах против строительства в городе мечети, в 2011-м переключились на протестантов и попытались сорвать несколько концертов, устроенных прихожанами церкви христиан веры евангельской (пятидесятников) «Божья слава». «Патриоты» раздавали посетителям этих мероприятий «антисектантские» листовки.

В Томске движение «Сибиряки», Панславянское молодежное объединение, Конгресс русских общин и «Томские казаки» выступили против установки хачкара, армянского каменного креста, и обратились в прокуратуру. Среди причин, по которой установку памятника следует считать незаконной, авторы заявления, в частности, указали отсутствие «памятных мест, связанных с присутствием армян в сибирской/томской истории».


По-прежнему в СМИ – в основном в региональных – появлялись «антисектантские» статьи. Ксенофобные материалы были посвящены Свидетелям Иеговы, кришнаитам, мормонам, саентологам. Отличием от предыдущих лет стало значительное увеличение антимусульманских статей, как в региональных, так и в федеральных изданиях. Как правило, все эти публикации связывают приверженцев ислама с экстремизмом.

В первую очередь здесь стоит упомянуть кампанию по дискредитации Ильхома Меражова, доцента кафедры математики Сибирского университета потребительской кооперации и исламского общественного деятеля, в отношении которого (и еще одного жителя Новосибирска Камиля Одилова) в октябре 2011 года было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 2822 УК РФ («Организация деятельности экстремистской организации»). Об этом деле сообщили новосибирские выпуски газет «Коммерсантъ» и «Комсомольская правда», федеральные выпуски «Комсомольской правды» и «Труда», сайт «Правда.ру», федеральные телеканалы «Первый» и «Россия». При этом публикации изобиловали оскорбительными высказываниями в адрес обвиняемых, а также недостоверными сведениями о турецком богослове Саиде Нурси (в распространении книг которого и обвиняются Меражов и Одилов) и его учении.

Антимусульманские статьи публиковали также «Московский комсомолец» и татарстанская газета «Челны ЛТД».

Пострадавшие от диффамации все чаще не только выступают с ответными заявлениями, но и обращаются в суд, чтобы защитить себя, и иногда преуспевают в этом. Например, суд Набережных Челнов, а затем и Верховный суд Татарстана обязали редакцию газеты «Челны ЛТД» опровергнуть «несоответствующие действительности и порочащие деловую репутацию» сведения, опубликованные в статье «Скандал в мечети “Тауба”» в марте 2011 года.

Фонд «Здравомыслие» потребовал возбудить в отношении пресс-секретаря патриарха Московского и всея Руси Кирилла протоиерея Владимира Вигилянского уголовное дело по ст.ст. 129 («Клевета») и 282 («Возбуждение ненависти либо вражды»). Причиной послужило то, что о. Владимир, комментируя запрос фонда по поводу правомерности предоставления патриарху Кириллу охраны ФСО, назвал членов фонда мошенниками и добавил, что «атеисты виноваты в миллионах жертв наших сограждан». Первоначально заявители получили отказ, однако затем СК РФ отменил это решение и назначил повторную проверку по заявлению. Нет сомнений, впрочем, что дело возбуждено не будет, и это вполне правомерно: высказывания о. Владимира об атеистах никак не могут быть причиной уголовного преследования, а ст. 129 не применима к высказыванию к неопределенному кругу лиц, впрочем с декабря 2011 года эта статья вообще исключена из УК. В данном случае уместнее был бы гражданский иск.


[1] Верховский А., Сибирева О. Проблемы реализации свободы совести в России в 2010 году // Ксенофобия, свобода совести и антиэкстремизм в России в 2008 году. М.: Центр «СОВА», 2011. С. 46–72 (http://www.sova-center.ru/religion/publications/2011/03/d21260/)
[2]См.: Верховский Александр. Минюст призывает закон к порядку // НГ-религия. 2011. 19 октября (http://religion.ng.ru/politic/2011-10-19/2_minjust.html); Лункин Роман. Иллюзия свободы. Минюст решил узаконить дедовщину в сфере религии // Религия и право. 2011. 19 октября (http://religionip.ru/content/freedomillusion)

Автор: Ольга Сибирева

Комментарии 1