Просвещение

ВЗЯТКА - Одно из самых больших бедствий общества

Аяты, указывающие на недозволенность взятки

1. "Не пожирайте незаконно между собой своего имущества и не подкупайте судей, чтобы пожирать часть имущества людей, сознательно совершая грех" ("Багара", 188).

2. "Почему же раввины и первосвященники не удерживают их от греховных речей и пожирания запретного?" ("Маида", 63).
Как разъясняли имамы, выражение "пожирание запретного" в этом аяте имеет целью взятку. Его Светлость Али (а) сказал, что пожирающие запретное в этом аяте те, кто после решения какой-либо проблемы брата по вере, требуют у него вознаграждение ("Бихаруль-анвар", CIV, 273; Шейх Хурр Амули. "Васаилуш-шиа", XVII, 95, хадис 22067). 

Как передает Хасан Басри, у сынов Израиля был такой обычай: направляясь в суд, обе стороны несли в подоле взятку, и прежде чем зачитывался приговор, показывали взятку судье. В результате судья выносил приговор в интересах того, чья взятка была дороже и ценнее. 

Хадисы, указывающие на недозволенность взятки

1. Его Светлость пророк (с) в завещании Имаму Али (а) сказал: "Очень скоро мусульмане будут испытаны своим имуществом. Основываясь на беспочвенных подозрениях, страстях, темных воображениях сочтут недозволенное за дозволенное. Будут считать дозволенным вино под видом ячменного настоя, взятку под видом подарка, ростовщичество под видом торговли" (Н.Б. Бидаханди. Взятка с точки зрения Ислама, стр.27). 

2. Имам Джафар Садык (а) велел своему сподвижнику Аммар ибн Марвану: "О, Аммар! Что касается взятки, знай же, что дачи взятки в приговорах является богохульством" (Здесь "дача взятки в приговорах" означает дачу взятки судье при вынесении приговора) (Шейх Садуг. "Мааниййуль-ахбар", стр.211; также смотри: Шейх Кулейни. "Аль-Кафи", VII, 409). 

3. Его Светлость Мухаммад (с): "Да проклянет Аллах дающего и берущего взятку" (Муттаги Хинди. "Канзуль-уммаль", VI, 113, хадис 15078).

4. Его Светлость Мухаммад (с): "Да проклянет Аллах дающего и берущего взятку, а также посредничающего в этом" (Ахмад ибн Ханбал. "Муснад", V, 279; Муттаги Хинди. "Канзуль-уммаль", VI, 114, хадис 15080). 

5. Его Светлость Мухаммад (с): "И дающий, и берущий взятку окажутся в Аду" (Муттаги Хинди. "Канзуль-уммаль", VI, 113, хадис 15077).

6. Его Светлость Мухаммад (с): "Дающий и берущий взятку, а также оказывающий в этом посредничество достойны проклятия" (Муттаги Хинди. "Канзуль-уммаль", 1495; Алламе Меджлиси. "Бихаруль-анвар", CIV, 274).

7. Имам Мухаммад Багир (а): "Посланник Аллаха проклял человека, посмотревшего на интимное место недозволенной женщины, человека, обращавшегося с супругой своего брата по вере предательски и человека, который попросил взятку тогда, когда люди нуждались в его знаниях в области религии" (Шейх Хурр Амули. "Васаилуш-шиа", XVIII, 163). 

8. Его Светлость Мухаммад (с): "Не одобряется получение подарков правителем, а получение взятки судьей - богохульство" (Манави. "Фейзуль-гадир", I, 212).

9. Его Светлость Мухаммад (с): "Сторонитесь взятки! Потому что это истинное богохульство. Получивший взятку не почувствует даже аромат Рая" (Алламе Меджлиси. "Бихаруль-анвар", CIV, 274).

10. Знаменитый сподвижник Амр ибн Ас рассказывал, что Его Светлость Мухаммад (с) сказал: "Нет такого народа, в среде которого существует взяточничество, и который не впал бы в ужас и страх" (Н.Б. Бидаханди. "Взятка с точки зрения Ислама", стр.84). 

11. Абдуллах ибн Аббас рассказывал, что Его Светлость Мухаммад (с) сказал: "Взявший на себя обязательство руководить десятью людьми, и выносящий среди них решения, которые нравятся им или нет, в Судный день будет приведен на Страшный суд с закованными в цепи руками. Если выносил решения справедливо, не получал взяток, не причинял зла, руки будут освобождены. Если же выносил решения, идущие вразрез с велениями Аллаха, получал взятки, был халатным, руки будут связаны еще крепче и его бросят в Ад. Он скатится в такую бездну Ада, что не достигнет ее и по истечении 500 лет" (Н.Б. Бидаханди. "Взятка с точки зрения Ислама", стр.83-84). 

12. Его Светлость пророк (с) в завещании Имаму Али (а) сказал: "Следующие заработки недозволенны: прибыль, полученная с продажи мертвого животного (то есть зарезанного без соблюдения требований шариата), собаки, с продажи пьянящих напитков, оплата за прелюбодеяние, взятка во время вынесения приговора и плата жрецу" (Алламе Меджлиси. "Бихаруль-анвар", LXXVII, 54; Шейх Хурр Амули. "Васаилуш-шиа", XVII, 94, хадис 22065). Хадис с похожим содержанием был передан и от Имама Джафара Садыка (а) (Шейх Кулейни. "Аль-Кафи", V, 127). 

13. Имам Али ибн Абу Талиб (а): "Жившие прежде вас были уничтожены, потому что не выплачивали причитающееся людям, и люди вынуждены были восстановить свои права грехом (взяткой). Последующие поколения также следовали по этому пути" ("Нахджуль-балага", письмо 79-ое). 

14. Имам Али ибн Абу Талиб (а): "Вам же известно, что не подобает тому, кто в ответе за честь и кровь, и трофеи и законы, и предводительство среди мусульман… получать взятки при вынесении вердиктов. Потому что при этом он будет попирать справедливость, и не будет следовать ей" ("Нахджуль-балага", проповедь 130-ая).

15. Сподвижник Абу Хумейд Саиди передает, что Его Светлость Мухаммад (с) послал Ибн аль-Утабиййу к племени Бани-Азд, чтобы тот получил и привез подаяния и закят. После возвращения, тот не передал в казну несколько баранов. Когда у него спросили о причине такого поступка, тот ответил, что племя Бани-Азд подарило это поголовье ему. 

Пророк взошел на минбар и сказал: "Я посылаю одного из вас с поручением, а при возвращении тот говорит, что часть имущество принадлежит казне, а часть подарена мне. Если бы тот человек сидел у себя дома, подарил бы ему кто-нибудь что-то? Клянусь Аллахом, какое бы животное в этом миру вы присвоите себе незаслуженно, в Судный день вы предстанете пред Аллахом с тем животным, навьюченным на вас" (для иных вариантов хадиса см.: Бейхаги. "Ас-Сунануль-кубра", IV, 158; Ибн али-Асир. "Усудуль-габа", V, 330; Муттаги Хинди. "Канзуль-уммаль", IV, 394, хадис 11089; Сахихуль-Бухари, "Китабуль-эхкам", стих "Хадайал-уммаль", хадис 7174).

подписаться на канал
Комментарии 3
  • Взятка (подкуп) - это деньги, даваемые с целью претворения - личных, человеческих интересов, которые на самом деле должны выполняться без этих денег.
    Взятка похожа на заработок, но они отличаются друг от друга, тем, что заработок получают в результате труда, выполнение которого не является обязательным, а что касается взятки, то её получают за выполнение личного блага безвозмездно от того, кому выполняется эта работа (благо); также за выполнение труда, который надо выполнить безвозмездно тому, ради кого делается эта работа, также за невыполнение труда, который надо выполнить. Взятка является харамом, без разницы в том, что благо, ради которого она получается даёт выгоду или отстраняет вред и точно также может быть истиной и ложью. Человек, который даёт взятку называется дающий взятку, а человек, который - получает её - взяточник, посредник - это тот, кто выступает между ними и помогает им.
    (143)
    18 февраля'2012 в 12:49
    • Не только подкуп правителя, чиновника или президента является харамом, запретным является любой вид взятки, даже если она дана мусорщику. Взятка полицейскому, чтобы устранить вред, также как и взятка правителю является харамом, подкуп управляющего фирмой, чтобы работать в ней, или чтобы не получить увольнение, также как и подкуп сборщика налогов и про¬пагандиста; взятка начальнику, чтобы он облегчил работу, также как и взят¬ка работника торговцу, чтобы он выбрал ему лучший товар; взятка печат¬нику без ведома хозяина, чтобы он хорошо сделал работу, также как и подкуп электрика, чтобы он сделал работу хорошо и быстро - это харам. Т.к. всё это взятка, то всё это харам, потому что это деньги, взятые за выполне¬ние блага, которое, надо выполнить безвозмездно, у того, кому выполняется это благо. Также подкупом является то, что платят некоторые имеющему авто¬ритет среди правителей или работников, или тому, через авторитет которого можно выполнить благо. Эти деньги не берёт тот, кто выполняет благо, а их берёт тот, у кого есть авторитет, и это является взяткой, потому что деньги даются за выполнение блага, которое надо выполнить бесплатно. День¬ги являются взяткой не только, когда они берутся непосредственно исполняю¬щим интерес, и т.к. условием взятки является получение денег за исполнение интереса, который должен выполняться бесплатно, то они являются взяткой Независимо от того, что получил ли их человек, который сам исполнил благо или его друг, родственник, начальник или же тот, кто имеет на него автори¬тет. Главное заключается в том, что деньги являются взяткой, потому что они взяты для выполнения блага, которое надо выполнить безвозмездно, у то¬го, кому оно выполняется.
      (143)
      18 февраля'2012 в 12:50
      • Подобием взятки с точки зрения харама является, подарок. Даже некоторые считали его взяткой, потому что подарок в основном, похож на неё, т.е. - это деньги, которые берутся, за выполнение блага, которое надо выполнить безвоз¬мездно, у того, кому оно выполняется. Но взятку отличают тем, что деньги даются за выполнение блага, а при подарке деньги даются не за выполнение интереса, а дарятся человеком. Тот, кому дарится подарок, фактически сам бо¬рется за исполнение интереса или же он является посредником, которому да¬ётся подарок, желая этим исполнение определённого блага или исполнение ин¬тересов при их проявлении. Поэтому упоминался запрет получения подарков правителями и валиями.
        Бухари передал от Аби-Хамид Алъ-Саъиди, что Пророк (С.А.В.) уполномочил на сбор садакъа мужчину с Бани Асад, которого зовут Ибн Аль-Утайбия. Вернувшись после сбора, этот мужчина сказал Пророку (С.А.В.): “Это вам, а это подарено мне”. Тут же Пророк поднялся на минбар, воздал хвалу Аллаху и сказал:
        “Что это за уполномоченный, которого мы посылали, вернувшись который говорит: “Это вам, а это мне”. Так пусть он сидит в доме своего отца и матери, и посмотрит, подарят ли ему или нет. Клянусь тем, в чьих руках моя душа, если кто-то что-нибудь возьмет, то придёт в Судный день, неся это на шее”.
        И как запрещено правителю брать подарок, так и остальным, кто выполня¬ет интересы людей запрещено принимать подарок от человека, которому вы¬полняется благо. Но подарок от человека, который привык дарить правителю или другим не ради выполнения блага является халяль.
        (143)
        18 февраля'2012 в 12:54