Политика

ЕСПЧ ждет от РФ разъяснений в связи с запретом исламских книг

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) ждет от Российской Федерации ответа на обращение жителя Ижевска в связи с включением некоторых исламских книг в список экстремистских, говорится в документах, имеющихся в распоряжении Российского агентства правовой и судебной информации. Книги - всего 16 наименований - были  признаны экстремистскими Бугурусланским городским судом Оренбургской области в августе 2007 года и включены в Федеральный список экстремистских материалов. В списке, в частности, оказались книги: "Программы по изучению шариатских наук", "Установление законов Аллаха", брошюра "Ислам сегодня" и другие.  Перечень был опубликован в декабре того же года в "Российской газете".

Одновременно Страсбургский суд принял в производство жалобу Ибрагима Ибрагимова и культурно-образовательного фонда «Нуру-Бади» на признание  «экстремистскими» работ мусульманского турецкого богослова Саида Нурси. Ниже представлен документ - запрос Европейского суда к России о причинах запрета книг С. Нурси.

 

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ Дело №1413/08 Ибрагим Ибрагимов и культурно-образовательный фонд «Нуру-Бади» против России / подано 3 декабря 2007 года

ИЗЛОЖЕНИЕ ФАКТОВ

ФАКТЫ

Первый заявитель, г-н Ибрагим Салех оглы Ибрагимов, является гражданином России, родился в 1968 году и проживает в Москве. Является исполнительным директором второго заявителя, культурно-образовательного Фонда «Нуру-Бади», НПО зарегистрировано в Москве. Заявителей представлял г-н С. Сычев, практикующий адвокат из Москвы.

А. Обстоятельства дела

Обстоятельства дела, представленные заявителями, можно резюмировать следующим образом.

Второй заявитель является издателем собрания сочинений «Рисале-и Нур» — толкования Корана, написанного мусульманским турецким богословом Саидом Нурси.

24 апреля 2006 года прокурор Республики Татарстан обратился в суд с иском, требуя, чтобы следующие книги из собрания сочинений «Рисале-и Нур», изданные вторым заявителем, были объявлены экстремистскими и запрещены:

«Вера и человек»; «Основы искренности»; «Истины вечные души»; «Истины веры»; «Путеводитель для женщин»; «Плоды веры»; «Рамадан. Бережливость. Благодарность»; «Мунаджат (Молитва). Третий луч»; «Тридцать три окна»; «Основы братства»; «Путь Истины»; «Посох Мусы»; «Краткие Слова»; «Брошюра для больных».

Прокурор привел мнения экспертов психологов г-жи Ф., г-на Ле., г-на Ли. и г-на П., психиатра г-жи Я.. Эксперты установили, что в указанных выше книгах имелась цель подсознательного влияния на психику читателя и формирования иррациональных ценностей и мнений. Читатель был лишен способности мыслить критически, самостоятельно и свободно выбирать свою религию. В книгах формируется отрицательное мнение о представителях других конфессий и тем самым возбуждается ненависть и враждебное отношение к ним. В них также отстаиваются идеи превосходства или неполноценности граждан в зависимости от религии. В частности, книги Саида Нурси побуждают читателей смотреть на неверующих с презрением и отвращением, и поэтому способствуют возникновению разногласий между верующими и неверующими. Мусульмане, виновные в отступничестве от ислама, были даже лишены права на жизнь. Эксперты пришли к выводу, что книги Саида Нурси формируют в читателе чувство отвращения, гнева, ненависти и вражды по отношению к неверующим.

Заявление прокурора было рассмотрено Коптевским районным судом г. Москвы. Второй заявитель и Совет Муфтиев России были приглашены для участия в судебном разбирательстве в качестве третьей стороны.

4 августа 2006 года Совет Муфтиев России представил альтернативное мнение экспертов доктора богословия г-на А., доктора религиозной философии г-на По. Эксперты обнаружили, что в своих книгах Саид Нурси раскрывает основы исламской доктрины и делает комментарии к Корану. Его комментарии соответствуют классической версии ислама. Они не содержат экстремистских заявлений и не призывают к насилию или этнической, религиозной вражде. Хотя некоторые книги действительно морально осуждают грешников и неверующих, обвиняя их в безнравственности современного общества, подобный дискурс характерен для всех религиозных книг. Прочтение книг также показало, что их автор способствовал мирному сосуществованию религий и диалогу между ними.

Эксперты подвергли критике выводы, сделанные экспертами прокуратуры. По их мнению, эксперты прокуратуры некомпетентны в вопросах религии и не имеют даже основных знаний по исламу. Упреки, сделанные ими в отношении книг Саида Нурси, могли быть сделаны в отношении любого богословского трактата — будь то мусульманский, христианский, иудейский или любой другой религиозный текст.

В своем письме от 4 августа 2006 года Верховный Муфтий России поддержал упомянутое выше мнение экспертов и заявил, что написанные Саидом Нурси книги не призывают к ненависти или вражде по отношению к представителям других религий или атеистам и не побуждают к каким-либо незаконным действиям.

Адвокат второго заявителя представил следующие документы Kоптевскому районному суду:

- Письмо от Верховного Муфтия Центрального Духовного Управления мусульман России о том, что книги Саида Нурси не могут быть квалифицированы как экстремистские или фанатичные. Они не содержат призывов к насилию, этнической или религиозной ненависти или свержению правительства. Они представляют исламские ценности — добро, любовь и веру в Бога;

- Письмо Главы Духовного Управления Мусульман Республики Татарстан, подтверждающее, что Саид Нурси был уважаемым комментатором Корана. Он призывал к любви ко всем людям независимо от их этнического происхождения, расы или религии и выступал за милосердие, сострадание, мир, братство и взаимопонимание. Он призывал к межрелигиозному диалогу и выступал против всех радикальных действий и отношений;

- Письмо от уполномоченного по правам человека Российской Федерации, направленное против объявления книг Саида Нурси экстремистскими материалами и утверждающее, что это нарушило бы право мусульман на свободу религии;

- Письмо от профессора Дж. из Международного Исламского Университета Малайзии о том, что книги Саида Нурси призывают к примирению, мирному сосуществованию и сотрудничеству различных религий и культур, а также к справедливости, терпимости, свободе и любви;

- Мнение эксперта Департамента исламских исследований Института Истории Республики Татарстан, согласно которому книги Саида Нурси призывают к саморазвитию и духовному совершенствованию и выступают против насилия. По этой причине его книги были важным инструментом в борьбе против религиозного экстремизма. Хотя он действительно заявлял, что ислам выше других религий и атеизма, подобные заявления присущи всем религиозным текстам;

- Письмо г-на М., католического священника и секретаря по межрелигиозному диалогу в «Обществе Иисуса», подтверждающее, что написанные Саидом Нурси книги принадлежат к основному течению ислама и базируются на многовековой исламской традиции. Они не содержат никаких элементов экстремизма. Наоборот, являются сдерживающей силой в исламе и предлагают мусульманам образ жизни, терпимый и открытый для других. Они явно одобряют мусульманско-христианское сотрудничество и единство и стимулируют дружбу и позитивные отношения между мусульманами и последователями христианства;

- Копию решения прокуратуры Стамбула от 1984 года об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении издателя книг «Рисале-и Нур» в Турции. Прокуратура ссылалась на мнение экспертов, которые не нашли никаких признаков уголовного преступления в книгах Саида Нурси;

- Копии экспертных заключений, сделанных в 1960 году группой турецких экспертов по просьбе нескольких турецких прокуратур. Эксперты установили, что книги Саида Нурси не содержат никаких вредоносных или незаконных заявлений;

- Письмо от Совета по делам религий Комитета министров Турецкой Республики, в котором заявляется, что содержание книг Саида Нурси направлено на моральные и религиозные вопросы, связанные с Кораном и не касающиеся политики. Саид Нурси был уважаемым богословом, который всегда дистанцировался от политической, идеологической и экстремистской деятельности, а также от радикального ислама. Он провозглашал, что истина должна быть найдена путем диалога и высказывался против ненависти и всех форм принуждения;

- Письмо Министерства юстиции Арабской Республики Египет и муфтия Египта, в котором речь идет о том, что книги Саида Нурси полезны для читателя, так как они учат любви к Богу и высоким моральным ценностям и осуждают зависть, ненависть, гнев и возмущение;

- Письмо генерального директора Научно-исследовательского Центра исламской истории, искусства и культуры Организации Исламская Конференция, заявляющее, что Саид Нурси призывал к любви к Богу, говорил о значении молитвы и высоких моральных ценностях. Его книги не содержат оскорбительных или враждебных заявлений по отношению к представителям других религий или лицам, принадлежащим к другим расам;

- Письмо от д-р Т., профессора Института Ближнего Востока и исламских исследований Даремского Университета, в котором говорится о том, что книги Саида Нурси не содержат каких-либо заявлений, направленных на разжигание религиозной ненависти. Саид Нурси был крайне осторожным на протяжении всей своей жизни, чтобы укрепить чувство солидарности между последователями различных религий, и это нашло отражение в его книгах. Также его книги не пропагандируют исключительность, превосходство или неполноценность людей на основе их религиозной принадлежности или этнического происхождения и не оправдывают экстремистскую деятельность. Саид Нурси был одним из немногих современных мусульманских ученых, который недвусмысленно выступал против идей экстремизма, политической активности или наступательного джихада. Его книги призывают к чему-то противоположному воинственности современного исламского дискурса, они в целом осуждают джихад с оружием в руках, будь то нападение или защита, и утверждают, что Ислам защищается не мечом, а силой разума, прогресса и цивилизации.

9 ноября 2006 года Kоптевский районный суд вынес экспертное заключение и назначил филолога г-на МА., лингвиста-психолога г-на Т., социального психолога г-жу П. и психолога г-на КА. в качестве экспертов. Адвокат второго заявителя обратился с аппеляцией по поводу того, что назначенные эксперты некомпетентны в религиозных вопросах. Он попросил суд назначить экспертов, располагающих опытом в религиозных вопросах. 26 декабря 2006 года Московский городской суд отклонил апелляцию и оставил в силе решение от 9 ноября 2006 года. 15 февраля 2007 года эксперты представили свой совместный доклад, указав, что книги Саида Нурси призывают к ненависти между верующими и неверующими, содержат унизительные заявления о неверующих и провозглашают превосходство верующих над неверующими. Адвокат заявителя представил следующее мнение экспертов, критикуя доклад от 15 Февраль 2007 года:

- Экспертное заключение г-на Му., ректора Российского Исламского университета, заявившего, что назначенные судом эксперты некомпетентны в религиозных вопросах и что они цитируют и анализируют высказывания Саида Нурси, вырывая их из контекста. Хотя в своих книгах Саид Нурси действительно критикует западный образ жизни и осуждает неверующих, он не призывает к ненависти или враждебности по отношению к тем, кто не разделяет его мнение. Кроме того, подобные заявления были представлены во всех религиозных текстах;

- Мнение эксперта г-на С., доктора юридических наук, специализирующегося на мусульманском праве, который высказал аналогичную критику в докладе от 15 февраля 2007 года и выяснил, что книги Саида Нурси не содержат никакой пропаганды дискриминации, ненависти или религиозного превосходства. Напротив, они проникнуты идеей братства, дружбы и добра, а гнев и ненависть строго осуждаются;

- Мнение эксперта г-на Ме., доктор философии, который пришел к тем же выводам. Он выявил, в частности, что книги Саида Нурси ничем не отличаются от других религиозных текстов, каждый из которых исходит из того, что его религия выше других, и осуждает неверующих. Адвокат второго заявителя вновь попросил суд назначить экспертов по религиозным вопросам. 9 апреля 2007 года Коптевский районный суд отклонил его просьбу, указав, что только специалисты по психологии, социальной психологии и лингвистике могут проанализировать смысл текстов.

28 апреля 2007 года Kоптевский районный суд вынес дополнительное экспертное заключение тех же экспертов. 15 мая 2007 года эксперты подали дополнительный доклад, подтверждающий их предыдущие выводы.

Во время закрытых слушаний в Kоптевском районном суде сопредседатель Совета Муфтиев России утверждал, что Саид Нурси был всемирно известным мусульманским ученым, книги которого являются неотъемлемой частью официальных учений ислама. Они не имеют какого-либо экстремистского содержания.

21 мая 2007 года Коптевский районный суд объявил книги Саида Нурси экстремистскими материалами и запретил их. Он ссылался на мнения экспертов, задействованных прокуратурой и мнения экспертов по заказу суда. Он отклонил мнения экспертов, предложенных заявителями и Советом Муфтиев России, посчитав, что только специалисты в области психологии, социальной психологии и лингвистики компетентны, чтобы решить, являются ли обсуждаемые книги экстремистскими.

Адвокат второго заявителя обжаловал решение суда. 18 сентября 2007 года Московский городской суд оставил в силе решение от 21 мая 2007 года об апелляции, постановив, что оно было законным, хорошо обоснованным и оправданным.

Б. Применимое национальное законодательство

Закон о борьбе с экстремизмом (ныне действующий Федеральный Закон №. 114-ФЗ от 25 июля 2002 года) определяет экстремистскую деятельность как деятельность некоммерческих, религиозных или других организаций, СМИ либо физических лиц по планированию, управлению, подготовке или совершению действий, направленных, в частности, на разжигание расовой, этнической, религиозной или социальной ненависти, сопровождающейся насилием или призывами к насилию, или пропагандой исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку своей религии, социального положения, расы, этнического происхождения или языка (раздел 1).

Запрещается публиковать и распространять материалы, объявленные судом экстремистскими, или хранить такие материалы с целью распространения. Публикация, хранение или распространение экстремистских материалов уголовно наказуемы согласно российским законам (раздел 13).

 

ЖАЛОБЫ

1. Заявители подают жалобу в соответствии со статьей 6 Конвенции, что судебное разбирательство было несправедливым. В частности, Коптевский районный суд проводил закрытые слушания, применял внутреннее законодательство неправильно и давал неточную оценку доказательствам.

2. Заявители подают жалобу в соответствии со статьями 9 и 10 Конвенции о запрете на распространение книг Саида Нурси. Книги, о которых идет речь, являются комментариями к Корану и используются в религиозных и образовательных целях в мечетях и медресе. Они не содержат никаких экстремистских высказываний. Заявители также ссылаются на статью 14.

 

Конвенция. ВОПРОСЫ К СТОРОНАМ

1. Сторонам предлагается представить копии экспертных заключений г-жи Ф., г-жи Я., г-на Ле., г-на Ли. и г-на Пр. Они также должны представить перевод на английский язык, сделанный сертифицированным переводчиком с экспертизой перевода религиозных книг, желательно с английским языком в качестве родного, представленных выше докладов экспертов, а также экспертных заключений от 15 февраля и 15 мая 2007 года г-на МА., г-на Т., г-жи П. и г-на КА.

2. Нарушил ли запрет на распространение книг Саида Нурси, объявленный в решении Kоптевского районного суда г. Москвы от 21 мая 2007 г., оставленный на апелляцию 18 сентября 2007 года, права заявителей в соответствии со статьей 9 Конвенции? Было ли это вмешательство предусмотрено законом? Было ли это «необходимо в демократическом обществе» по смыслу статьи 9 § 2 Конвенции?

3. Нарушает ли запрет на распространение вышеупомянутых книг свободу слова заявителей, гарантированную статьей 10 Конвенции? Было ли это вмешательство предусмотрено законом? Было ли это «необходимо в демократическом обществе» по смыслу статьи 10 § 2 Конвенции?

Автор: http://openinform.ru/fs/j_photos/openinform_295.pdf

Комментарии 1