Среда обитания

Балансируя между крупнейшими игроками региона, Азербайджан пользуется слабостью внешней политики России

На этом фоне отношения России с Азербайджаном, казалось бы, отличаются нарастающим доверием и теплотой. Но имеют своим итогом снижение роли и влияния России в делах региона.

И это при том, что все большее выпадение России из закавказского расклада происходит в ситуации, когда Баку сам ведет очень тонкую и напряженную игру в регионе, балансируя между влиятельными державами.

Турецкий брат

Азербайджан даже в ряду постсоветских республик отличается многонациональностью. Основу населения составляют азербайджанцы, затем идут лезгины, талыши, русские, евреи, аварцы, цахуры.

Так же проживают здесь и другие народы, но их численная составляющая мала. Религиозное полотно азербайджанского общества также разнообразно. Здесь проживают мусульмане шииты, мусульмане сунниты, иудеи, католики, православные, зороастрийцы.

Поэтому можно говорить, что внешняя политика ближайших стран по отношению к Азербайджану волей-неволей вынуждена принимать в расчет настроения и интересы национальных, религиозных и иных социальных групп населения этой республики.

Причем у самих этих национальных, религиозных и социальных групп также есть свои устойчивые политические симпатии и ориентации по отношению к ближайшим странам региона. Огромную роль в политических ориентациях азербайджанцев играет родство с соседями по языку, религии и культуре.

Оттого особые интерес и симпатии, как правительство, так и абсолютное большинство тюрко-язычного населения Азербайджана питает к одной из сильнейших стран региона – Турции. «Турецко-азербайджанская дружба, поистине вечна, необратима, нерушима», – так характеризовал азербайджано-турецкие отношения бывший президент Азербайджан Гейдар Алиев.

Стоит отметить, что наиболее сильные про-турецкие симпатии наблюдаются у выходцев из Нахичевани. Именно оттуда и происходит семья Алиевых, правящая Азербайджаном на протяжении последних лет.

Так же стоит отметить, что взаимные симпатии родственных друг другу азербайджанского и турецкого народов настолько велики, что заставляют некоторых исследователей этого региона выдвигать кажущиеся на первый взгляд фантастическими версии.

Например, армянский тюрколог Артак Шакарян одним из первых высказал теорию, что Турция и Азербайджан в недалеком будущем могут стать одним государством: «К этому располагают экономические, политические и все прочие отношения».

Иранское притяжение

В то же время у Азербайджана много общего с другим «титаном» региона – Ираном. Во-первых, сближающим фактором этих государств служит религия. Жители обеих республик преимущественно исповедуют одно из направлений ислама – шиизм.

Но этот фактор более всего ощутим на юге Азербайджана. Здесь проживает ирано-язычный народ талыши, в огромной степени тяготеющий именно к Ирану, а не к Турции. Кроме того, в самом Иране проживает более 20 миллионов азербайджанцев.

Что смотрится весьма внушительно на фоне 8 миллионов собственного населения в Азербайджане. Северные районы Ирана, заселенные азербайджанцами, носят неофициальное название «Южный Азербайджан». Оттого, в целом по Азербайджану про-иранские настроения в стране также достаточно сильны.

В политическом же плане правительство Азербайджана пыталось иметь хорошие отношения с южным соседом. И сегодня Ильхам Алиев, президент Азербайджана, уверенно заявляет, что «между Азербайджаном и Ираном во всех сферах осуществляется активное сотрудничество».

Однако в целом же популярность Ирана в республике намного ниже, чем популярность Турции. По мнению армянского политического аналитика Ависа Хачияна отношения между Азербайджаном и Ираном «такие хорошие, лишь потому, что Азербайджан боится Ахмадинеджада». В свою очередь аналитик также отметил, что для Армении Иран – «настоящий друг».

Российский вектор

На севере же страны в основном проживает пророссийски настроенное население, состоящее из дагестанских по своему происхождению народов. Среди них стоит отметить второй по численности народ республики – лезгин, а также аварцев и цахур.

Все три эти народа считаются экспертами разделенными. Поскольку российско-азербайджанская граница, произвольно проведенная здесь еще в царские времена, разделила ареалы проживания этих народов между двумя государствами. Но даже в этом ряду лезгинский вопрос считается экспертами самым болезненным.

Поскольку лезгины разрезаны государственной границей ровно пополам. «Лезгинская проблема остается одной из наиболее острых и непредсказуемых на современном Кавказе», – так описывает положение лезгин директор по научным исследованиям института Центральной Азии и Кавказа Университета Джона Хопкинса Сванте Корнелл.

По его мнению, особо обостряет обстановку «жесткая позиция азербайджанского правительства». Сами азербайджанские лезгины жалуются, что правительство не то что о них не заботится, но даже не замечает их культурных и социальных потребностей.

Президент Федеральной лезгинской национально-культурной автономии России Ариф Керимов сообщает, что согласно данным последней переписи населения численного роста лезгин в Азербайджане почти нет. На самом же деле «за последние шестьдесят лет численность лезгин увеличилась в два с половиной раза».

Логично, что такие действия заставляют лезгин искать поддержки. Поддержки со стороны Российской Федерации. Хотя в то же время Россия в своей внешней политике последних десяти и более лет часто жертвовала интересами дагестанских народов северных районов Азербайджана. Всё это вызывает разочарование и рост антироссийских настроений у наших соотечественников.

Ухудшение отношений с Ираном

Сегодня особо активную политику на азербайджанском направлении ведет Иран. Основной причиной этого принято считать возможность американской агрессии против иранского режима. И началось все с 2004 года, когда прежний американский президент Джордж Буш в эфире одного из телеканалов сделал заявление о том, что планируется нападение на Иран.

После этого иранское правительство начало очень доброжелательную политику по отношению к Азербайджану. Например, Тегераном азербайджанской стороне было позволено открыть генеральное консульство в Тебризе – неофициальной столице Южного Азербайджана.

Ильхам Алиев был лично приглашен Махмудом Ахмадинеджадом в Тегеран для подписания различной важности документов. Был упрощен режим пересечения границы между Ираном и Азербайджаном. А после на Баку посыпались миллионные безвозмездные кредиты.

Такие действия имели своей первой целью убедить азербайджанское правительство не поддерживать США в случае антииранской операции. И они смогли оказать определенное положительное для иранской стороны влияние на правительство и народ Азербайджана.

Огромные усилия к разрушению этих почти идеальных отношений приложил Израиль, стремящийся изолировать Иран от его ближайших союзников. В ухудшении этих отношений отчасти виновата и газета «Иран», выпустившая номер, на одной из страниц которого была оскорбляющая азербайджанцев карикатура, на которой они были изображены в виде тараканов.

Неровные оценки

Отношения с Россией у Азербайджана эксперты оценивают по-разному. «Население страны, в своем большинстве, не доверяет России и хранит обиду на неё, поскольку осознает неприглядную роль Москвы в инспирировании карабахской проблемы, в осуществлении кровавой трагедии 20 января 1990 года, в ходжалинском геноциде, в оккупации 20% территории Азербайджана, в военно-политической, моральной, информационной и финансовой поддержке Армении и т.д.», – так политолог Зафар Гулиев описывает отношение азербайджанцев к России.

И это несмотря на то, что почти 3 миллиона азербайджанских трудовых мигрантов зарабатывают себе на жизнь в России. Помимо проблемы «злопамятности» азербайджанцев, по версии Гулиева, существует и проблема несовпадающих экономических интересов.

Азербайджаном было дано согласие на строительство маршрута транспортировки нефти «Баку–Тбилиси–Джейхан», что в будущем обязано было вылиться в уменьшение поставок нефти по трубопроводу. Так оно и произошло.

В 2007 году Азербайджан по нефтепроводу Баку–Новороссийск пропустил всего 2 миллиона тонн нефти. Этим действием он также нарушил Договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о транзите нефти. Согласно этому договору по этому нефтепроводу должно было прокачиваться как минимум 5 миллионов тонн нефти.

Другие эксперты, уверяют, что Россия ради развития отношений с Азербайджаном и ради нефтегазовых контрактов готова на многое закрыть глаза. Так, лезгины постоянно озвучивают свои обиды на российских чиновников, которых не очень заботит вопрос притеснения национальных меньшинств в Азербайджане.

Апогеем игнорирования интересов лезгин Азербайджана российским правительством стало подписание осенью 2010 года договора о границе между двумя странами. По этому договору, Россия передала азербайджанской стороны значительный объем водозабора пограничной реки Самур, берущей начало в горах Дагестана и протекающей через территорию проживания лезгин.

Но самое болезненное для лезгин, Москва уступила Баку два российских анклава на территории Азербайджана – села Храх-уба и Урьян-уба, в которых проживали лезгины с российским гражданством.

Россия стремительно теряет свои позиции на многих направлениях внешней политики. Если на Ближнем Востоке тому есть серьезные объективные причины, то утрата позиций на постсоветском пространстве во многом является виной недостаточной эффективности нашей дипломатии.

В связи с этим у лезгин, как Азербайджана, так и Дагестана, которые исторически считались одним из самых пророссийских народов Кавказа, начинают снижаться политические симпатии и ориентация на Россию. А дагестаноязычные народы северных районов Азербайджана в ситуации полного отсутствия интереса к их проблемам со стороны Москвы начинают искать новых политических союзников.

Турецкие козыри

Таким образом, на данное время все старшие геополитические козыри в регионе находятся в руках у Турции. Она всегда поддерживала Азербайджан. И в карабахском конфликте, и финансовом плане, и пыталась облегчить давление США на Азербайджан, и в случае острой необходимости готова была предоставить военную поддержку.

Отвечая на вопрос французского журналиста, почему Турция ведет столь благосклонную политику в отношении Азербайджана, президент Турции Абдулла Гюль ответил: «Мы – братья».

В итоге выходит, что и среди населения, и среди верхов власти в Азербайджане наиболее популярна Турция. Это, по мнению известного востоковеда и историка Бернарда Льюиса, «было вполне ожидаемым». Поскольку «Иран и Россия слишком грубы».

Таким образом, Азербайджан сегодня находится несколько в неловком положении: с одной стороны наковальня Ирана, с другой – молот США, а ладонями всю эту ситуацию прикрыть пытается Турция. У всех свои планы и интересы в отношении Азербайджана и его богатств.

Только в этой картине не хватает еще одного крупного игрока – России. Крайне пассивная политика Москвы на азербайджанском направлении может привести к потере авторитета России как регулятора ситуации в этом регионе. А потеря авторитета чревата осложнениями не только на внешнеполитическом направлении, но и на внутреннем…

(На фото город Баку)

Автор: Заур Караев
подписаться на канал
Комментарии 0