События

Египет перешел с чрезвычайного положения на протестное

Фото: Mohamed Abd El-Ghany / Reuters

 Отмена ЧП не отменила недовольства

В Египте вчера был отменен режим чрезвычайного положения, действовавший в стране с октября 1981 года, когда на военном параде был расстрелян президент Анвар Садат. Впрочем, революционеры, свергнувшие Хосни Мубарака, считают этот шаг властей недостаточным. Вновь собравшись на каирской площади Тахрир, они протестовали и против военных, сохранивших контроль над страной, и против исламистов, которые получили большинство мест в парламенте и, как считают демонстранты, присвоили себе плоды их победы.

Об отмене чрезвычайного положения объявил в телеобращении к народу глава Высшего совета вооруженных сил Египта фельдмаршал Хусейн Тантауи. По его словам, режим ЧП сохранится лишь в отношении преступлений, связанных с бандитизмом, хулиганством, нарушением общественного и конституционного порядка.

Выступление фельдмаршала было приурочено к первой годовщине "победоносной египетской революции". Впрочем, сами революционеры далеки от эйфории. Их вчерашняя акция на площади Тахрир, задуманная как праздничный митинг, зачастую напоминала классическую демонстрацию протеста. Те, кто год назад свергал Хосни Мубарака, считают: в стране мало что изменилось. Власть по-прежнему принадлежит генералам, которые, по мнению демонстрантов, слишком медленно с ней расстаются. Фельдмаршал Тантауи останется фактическим лидером страны еще почти полгода. Лишь после президентских выборов, намеченных на конец июня, он должен передать власть новому главе государства.

Не оправдали ожидания каирских революционеров и прошедшие в три этапа парламентские выборы. Столичные студенты, преподаватели, врачи, торговцы, офисные работники, блогеры не рассчитывали, что тотальный контроль над новым парламентом захватят исламисты. Ни "Братья-мусульмане", ни тем более радикалы-салафиты не были основной движущей силой египетской революции. Но именно они сегодня пользуются плодами ее победы. И нет никаких гарантий, что после июня, когда в их руки, скорее всего, окончательно перейдет власть, в стране воцарятся свобода и демократия, которых требовали борцы с "диктатурой Мубарака".

Еще более проблематичным может оказаться экономическое возрождение страны. Иностранные инвестиции практически полностью прекратились, предприятия загружены в лучшем случае на 50%. Курс египетского фунта неумолимо снижается, а золотовалютные запасы, накопленные при Хосни Мубараке, уже наполовину израсходованы.

В кризисе находится туристическая отрасль — иностранцев отпугивает постреволюционный хаос. На днях пришло сообщение, что вооруженные автоматами бедуины захватили курортный комплекс вблизи города Таба на Синайском полуострове. Среди заложников оказались туристы. При Хосни Мубараке таких инцидентов не происходило. Зарубежные гости чувствовали себя в Египте в гораздо большей безопасности, чем сегодня. Кроме того, никто не требовал, как сейчас, ввести для иностранных туристов сухой закон и заставить их "одеваться в соответствии с нормами ислама".

Эксперты почти не сомневаются, что 2012 год окажется для египетской туристической отрасли почти столь же провальным, как и 2011-й. Госбюджет опять недосчитается миллиардов долларов. И новым властям неоткуда будет взять средства для решения острейших социальных проблем. А значит, египетская революция грозит стать перманентной — только лозунги поменяются.

подписаться на канал
Комментарии 0