Просвещение

Буквализм. Чрезмерный и необходимый

Животные – существа без душ. Они инстинктивны и не несут ответственности. Ангелы не имеют тел. Они безгрешны. Изначально. Человек не лишён ни того, ни другого. Слепо следуя своим инстинктам, он может опуститься ниже животных. Держась рамок определённых принципов, – подняться выше ангелов.

Знание этих принципов позволяет отличать правильные решения от ошибочных, предпочтительные действия от нежелательных, достоинства от недостатков, праведные деяния от греховных, одобряемое от выдуманного. Поведение, согласно такому знанию делает человека общественно полезным и благородным, добрым и щедрым, справедливым и честным. Именно в этом заключается цель шариата в отношении личности. Когда же представители того или иного течения сводят ислам к своему узкому пониманию, религия Аллаха с их подачи становится просто неузнаваемой.

 

Обозначение проблемы

 

Многие мусульмане, не обладая должным знанием, не понимая приоритетов ислама, его основных целей и смысла, заложенного в том или ином предписании шариата, представляют религию Аллаха в свете бесконечных противоречий и раскола. Постижение Корана и Сунны требует интеллекта, искренности, опыта, глубокого знания арабского языка и тонкого понимания цели исламского закона. Не обладая ни одним из этих качеств, а зачастую вообще не имея склонности к изучению шариата, многие наши братья любят отстаивать суждения, вырванные из контекста, который придавали им учёные прошлого, лишённые тем самым заложенной в них цели. За буквальным пониманием текста, как правило, абсолютно не замечается внутреннее – смысл и мотив. Если в некоторых сферах, к примеру, вопросах обрядового поклонения, буквализм является своего рода основой, то принципы общественных отношений не могут не учитывать времени, места и обстоятельств.

Поразмыслив над хадисом, в котором Пророк (мир ему) запретил вывозить Коран в государства неверующих, мы обнаружим, что целью этого запрета было недопущение надругательства над Книгой Аллаха. Будучи уверенным в том, что этого не произойдёт, мусульманин сегодня может со спокойной совестью брать с собой Коран в неисламские страны. Примеров шариатских текстов, где заложенный мотив гораздо важнее читаемых букв, огромное множество, хотя определять актуальность той или иной формулировки – это, конечно, прерогатива исключительно учёных.

Буквалисты прошлого порой доходили до абсурда. Так, из слов Пророка (мир ему) «Никто не должен мочиться в стоячей воде, а затем купаться в ней» некоторые сделали вывод, что если человек помочится в кубок, а затем выльет в воду его содержимое, то с купанием в ней не будет никаких проблем.

 

Примеры

 Моё намерение не состоит в том, чтобы отстоять ту или иную правовую позицию. Я лишь хотел бы рассмотреть некоторые примеры, когда внешне правильные и похвальные идеи, будучи искажёнными непониманием, не способны привести к желаемому результату.

Одним из таких примеров являются наши склонные к такфиру (выведению из ислама) братья, вооружённые, казалось бы, самой важной идеей, – единобожия. Буквально понимая некоторые шариатские правила, используемые без соответствующих условий, они сегодня несут большую смуту, сопровождая её ссылками на Коран, который, как правило, не умеют даже читать. В частности, они неверно трактуют известный шариатский принцип: тот, кто не считает кафира кафиром, является кафиром, сверяя по нему каждого встречного. Тогда как это правило относится не к индивидуальному такфиру, а к общему.

К примеру, человек, не считающий спиртное запретным, является неверным. Тот, кто не считает данного человека кафиром, также впадает в неверие. Но это лишь общее правило. Если же взять «конкретного Магомеда», считающего спиртное дозволенным, он необязательно является неверным. Как необязательно является неверным и другой Магомед, не считающий неверным того «конкретного». Потому как и в отношении первого, и в отношении второго для вывода их из ислама могут найтись препятствия.

Подобные убеждения, разъедая исламское общество, выстраиваются в неприступную скалу фанатизма, которая делает их приверженца неспособным понимать окружающих и ненавидящим их.

Хотел бы немного остановиться и на братьях, известных в народе как члены группы хизбу-т-тахрир, которые проповедуют действительно великую идею – идею исламского государства. Всё бы хорошо, вот только, усмотрев в жизнеописании Пророка (мир ему) установление государства на определённом этапе и как-то слишком буквально увязывая это с настоящим временем, они пропагандируют принцип: сначала государство, а потом всё остальное. Хотя в отсутствие государственности никто не отменял пользу одобряемого и запретность запретного. В действительности внимания заслуживает каждый вопрос. Какой-то меньше, какой-то больше. И если кто-то собрался открыть исламский детский сад, не нужно спрашивать его, какая от этого польза на пути создания исламского государства. Той пользы, которую он преследует, вполне достаточно. По сути, от этого вопроса, как и от прочих бесполезных разговоров, пользы для исламского государства гораздо меньше, нежели от того же детского сада. А подобных разговоров предостаточно. Какая, например, польза для государства от бесконечных споров вокруг вопроса о могильных мучениях (которые данный круг упорно отрицает), в крайней форме присущих представителям хизбу-т-тахрир?

Игнорировать «букву» порой бывает гораздо опаснее, нежели ей слепо следовать. Группа людей, читающих молитву на русском языке, ради поставленного во главу угла направления отказалась от всего многовекового исламского наследия, включая жизнь Пророка (мир ему) и его сподвижников. И направление это – понимание. Осмысление религии – штука действительно важная, но разве возможно прийти к нему, противореча этой самой религии? Ведь неправильное произнесение одной буквы суры «Фатиха» делает молитву недействительной, что же говорить о молитве, в которой она вовсе не прочитана? Если велел Пророк (мир ему), чихая, говорить «альхамдулиЛлях», значит надо говорить «альхамдулиЛлях»! Не «хвала Аллаху», не «слава Богу Великому», а именно «альхамдулиЛлях»! И буквализм здесь – это основа.

Учёные прошлого очень жёстко высказывались о всяких отношениях с приверженцами нововведений. Вплоть до того, что запрещалось даже сидеть рядом с ними. При помощи подборки соответствующих цитат подобное отстранение пиарится и сегодня. Для чего же учёные говорили это раньше, и к чему это приводит сегодня?

Оценка нововведения, даваемая шариатом, действительно не изменилась и не изменится до Судного дня. Однако как можно уравнять нововведенца, жившего в халифате, где ислам был законом и наукой, с приверженцем нововведений в сегодняшнем Дагестане, в котором истину так трудно отличить от лжи? Заблудшие времён халифата не были заложниками обстоятельств, как это имеет место в отношении нашей молодёжи, которая то и дело перебегает из одного лагеря в другой. В те времена это были отщепенцы, отвернувшиеся от людей знания и очевидной истины. Сегодня – это заложники невежества. Заложники, которым нужно помочь. Невежества, с которым надо бороться. Да поможет нам Аллах.

 

Причины

 Фактически, обозначенная проблема не в совести или намерениях мусульман. Она в том, что мы, будучи невеждами, претендуем на знание и понимание. Мы спешим отвечать на вопросы, на которые сподвижники не отвечали, не посовещавшись со всеми участниками битвы при Бадре. Когда во времена Пророка (мир ему) человеку повелели совершить ритуальное купание, не учитывая того, что он был ранен (впоследствии это явилось причиной его смерти), Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Они погубили его!.. Почему они не спросили, если сами не знали! Поистине, лекарством от незнания является вопрос. Ведь ему достаточно было совершить таямум (очищение землёй или пылью)».

«Безграмотному человеку лучше умереть, чем сказать то, чего он не знает» (Ибн Сирин); «Тот, кто отвечает людям на все их вопросы – сумасшедший!» (Абдулла ибн Мас’уд); «Пусть небо уменьшит меня и земля омрачит меня, если я скажу то, чего не знаю» (Абу Бакр). Это говорили люди, на именах которых построено то знание, которым мы сегодня пользуемся. Люди, которые были лучшими из лучших.

Когда к имаму Малику – имаму Медины – прибыла делегация из дальних краёв для того, чтобы он разъяснил некоторые вопросы, на большинство он ответил: «Не знаю». Тогда они спросили его: «Что же нам передать нашим людям?» Имам ответил: «Передайте, что имам Малик сказал, что не знает…»

Мы же с лёгкостью переворачиваем вопросы вероубеждения, организации призыва и построения государства, тогда как наше знание основано на переводах Корана, сахиха аль-Бухари и сиры Пророка (мир ему).

Одним из признаков отсутствия достаточно глубоких знаний и слабого понимания основ религии является увлечение множеством второстепенных и малозначимых вопросов и забвение реальных проблем, стоящих в обществе. Зачастую это увлечение исходит из любви к спорам и желания быть в них убедительным. Это именно то, в чём мы погрязли.

Не приводит ни к чему хорошему и максимализм, свойственный сегодняшним энтузиастам-активистам, не желающим сопоставить свои возможности и стоящие преграды. Желание добиться всего и сразу не является атрибутом Сунны Посланника Аллаха (мир ему). «Поистине, первым, что было ниспослано из Корана, – это суры, в которых упоминалось о Рае и Аде. Разрешение и запрещение стали нисходить уже после того, как люди пришли в ислам. Если бы первым снизошло: «Не пейте вино, не прелюбодействуйте…», то они бы сказали: ''Мы никогда не откажемся от вина и прелюбодеяния''» (Айша (да будет доволен ею Аллах)).

 

Заключение

 Всевышний Аллах сказал: «Держитесь все за вервь Аллаха и не разделяйтесь». «Того, кто препятствует единству мусульман, рубите мечом!» (имам одной из махачкалинских мечетей). Нам сегодня просто необходимо осознать приоритет объединения и, прежде всего, научиться смотреть друг на друга как на братьев. Здесь кто-то может возразить, что объединение должно быть основано именно на единении убеждений. Да, это, бесспорно, так. Однако под убеждениями многие из подобных возражающих понимают второстепенные положения, по поводу которых возможно разнообразие мнений и толкований. Что же касается вопросов вероубеждения, которые действительно строятся на ясных и чётких доводах и в отношении которых не может быть никаких разногласий, то и здесь необходима долгая, кропотливая работа, которая должна начаться опять же с осознания приоритета единства и братства. А пока мы будем друг друга ненавидеть, не будет единства ни в убеждениях, ни в рядах. Да поможет нам Аллах.

Автор: Абдулмумин Гаджиев

Комментарии 0