Просвещение

Ислам о терроризме

После рассмотрения многообразия мнений запада в связи с терроризмом, пришло время разобрать исламскую точку зрения по этому вопросу. Первое на что хотелось бы обратить внимание и внести ясность это ответы на вопросы: Есть ли в Исламе понятие терроризм? Есть в Исламе программа борьбы с терроризмом?
 
Несомненно, термин «терроризм» относительно новый и в силу новизны не может быть в исламе в своем дословном виде. Однако есть в исламских науках термины, которые в смысловом аспекте, являются синонимами слова терроризм. Разберем несколько фрагментов из Корана, сунны и мнений ученых-законоведов (факихов), которые могут быть ключевыми для исследователей желающих более глубокий анализ данной темы.

Терроризм в Коране
«Ирхаб» (irhab) (страх) и «ирхабиюн» (irhabiyun) (вселяющие страх), термины под которые стараются подвести текстовую аргументацию из Корана чтобы доказать исламское происхождение терроризма. В Коране действительно использованы слова производные от глагольного имени «ирхаб». Однако ни «ирхаб» ни «ирхабиюн», сами по себе не употребляются Кораном. Не говоря уже об их смыслах в современном политическом лексиконе. В нынешнем политическом арабском словаре «ирхаб» и «ирхабиюн» означают террор и террористы (30). Нашлись и такие, кто приводит ответвления от этих слов из Корана, чтобы оправдать свои, не имеющие ни чего общего с этой священной книгой, кровавые согрешения. Рассмотрим несколько аятов из Корана, чтобы понять нелепость этих заключений.

1. «О сыны Исраила (Израиля)! Помните милость, которую Я оказал вам. Будьте верны завету со Мной, и Я буду верен завету с вами. Меня одного страшитесь». (Корова,40).
Глагол «фархабуна» (farhabuna) – страшитесь, означает трепет, перед Богом и высокая степень уважения по отношению к Нему.
2. «Он сказал: «Бросайте!» Когда же они бросили, то очаровали взоры людей, вселили в них страх и явили великое колдовство». (Преграды,116).
Глагол «истархабухум» (istarhabuhum) означает что колдуны (противостоящие Мусе (А) по приказу Фараона) навеяли на людей страх.
3. «Когда гнев Мусы (Моисея) спал, он взял скрижали, на которых были начертаны верное руководство и милость для тех, кто боится своего Господа». (Преграды, 154).
В этом аяте использован глагол «ярхабун» (yarhabun) – боятся они т.е. содержание скрижалей предназначалось для кто трепещет перед Господом своим а посему не грешит.
4. «Приготовьте против них сколько можете силы и боевых коней, чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага, а также тех, которых вы не знаете, но которых знает Аллах. Что бы вы ни израсходовали на пути Аллаха, вам будет возвращено сполна, и с вами не поступят несправедливо». (Добыча, 60). Использованное в аяте слово «турхибун» (turhibun) – устрашите, держите в страхе, обозначает, что Аллах приказывает правоверным вооружатся и готовить боевую силу, дабы держать в страхе безбожников, врагов Аллаха.
5. «Аллах сказал: «Не поклоняйтесь двум богам, ибо есть только один Бог. Меня одного бойтесь». (Пчелы, 51).
Как и в некоторых предыдущих аятах слово «фархабуна» (farhabuna) – страшитесь, означает страх, перед гневом Бога. Аллах настаивая на трепете перед Ним, хочет уберечь верующих от боязни перед всем иным кроме Него, дабы стали рабы Господни неустрашимыми перед невзгодами мирскими и могли служить Ему и творениям Его, верой и правдой. Ибо страх перед чем-то иным кроме Него, есть проявление слабости веры в Него.
6. «Мы удовлетворили его мольбу, даровали ему Йахйу и сделали его [бесплодную] жену способной родить. Воистину, они проявляли усердие в добрых деяниях, взывали к Нам с рвением и трепетно и были смиренны перед Нами». (Пророки, 90).
Слово «рахабан» (rahabан). – трепетно, означает трепет, перед Богом в судный день и в загробном – промежуточном мире «барзахе», куда человек попадает сразу после смерти. На самом деле под страхом подразумевается высокий уровень почитания, священный трепет, который приходит только с постижением величия Господа. Когда мы боимся удара тока, то говорим «боюсь трогать оголенный электропровод», кому придет в голову сказать «я боюсь Аллаха, поэтому не трогаю оголенный провод». Хотя по сути, так оно и есть, мы боимся безупречно действующих законов физики установленных Аллахом в этом мире. Так же и с трепетом перед Аллахом, мы боимся безупречно действующих законов физики духовного мира, установленных Аллахом в загробном мире. Почему законов физики, потому что все кроме Аллаха имеют физические тела, отличающиеся разной степенью плотности. В русском языке видимо, нет глагола обедняющего все эти смыслы воедино, оттого для облегчения, используются производные от глагольного имени «устрашение», не совсем полно передающий смысл арабского слова «рахаб» (rahab). Слово «рагабан» – рвение к довольству и награде Господа.
7. «Сунь свою руку за пазуху, и она выйдет белой, без следов болезни. Прижми к себе руку, чтобы избавиться от страха. Это – два доказательства от твоего Господа для Фараона и его знати. Воистину, они являются людьми нечестивыми». (Рассказ, 32)
И в этом аяте слово «ар-рахб» (ar-rahb) – трепет, страх пред Аллахом.
8. «Потом Мы отправили по их следам Наших посланников, и отправили Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), и даровали ему Инджил (Евангелие). В сердца тех, которые последовали за ним, Мы вселили сострадание и милосердие, а монашество (rahbaniyyatan) они выдумали сами. Мы не предписывали им этого, но они поступили таким образом, дабы снискать довольство Аллаха (или Мы предписали им только стремиться к довольству Аллаха). Но они не соблюли его должным образом. Тем из них, которые уверовали, Мы даровали их награду, но многие из них являются нечестивцами». (Железо, 27).
Слово «рахбаниййатан» (rahbaniyyatan) – изначально было «рахбатан» (rahbatan), что в переводе означает страх, трепет перед Богом. Затем монахи стали называть себя производным от него словом «рахиб» (rahib) – трепетный, так как претендовали на самых трепетных пред Господом. Отсюда и название монашества на арабском «рахбаниййа»( (rahbaniyya).
9. Воистину, они страшатся вас в сердцах сильнее, чем Аллаха, поскольку они являются людьми непонимающими. (Собрание, 13)
Слово «рахбатан» (rahbatan) – страшатся. Лицемеры страшатся вас больше чем Бога.
Из приведенных выше аятов видно Кораничиские слова «ар-рахб» (ar-rahb), «рахбаниййа» (rahbaniyya), «рахабан» (rahabан), «турхибун» (turhibun), «истархабухум» (istarhabuhum), «фархабуна» (farhabuna) являются однокоренными со словом «ирхаб» которым арабы сегодня называют терроризм, однако по смыслу эти слова абсолютно не имеют между собой ни какой связи. Трепет перед Аллахом, или страх ханжей, который они даже не показывают, не несет в себе весь тот негатив, который заложен в слове «терроризм».

Аллах говорит в Коране «Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если только у вас нет на это права. Это заповедал вам Аллах, – быть может, вы уразумеете».(Скот, 151).
В этом аяте, слово душа, не означает лишь душу мусульманина. Любой знающий арабскую грамматику подтвердит, использование этого слова в данном аяте, в форме «мутляк», что значить всякая душа не зависимо к какой конфессии она себя относит. Аллах запрещает убийство как таковое, не делая исключений для верующих или неверующих в Него.

При этом исламское законодательство предусматривает нелегкие наказания для посягнувших на жизнь, честь, свободу, имущество, человека. Ко всем, чьи действия подпадут под коранический термин «нечестие на земле» (фасад фил арз) и «бунтарь» (мухариба – лицо, выступающее против Аллаха, Пророка и исламского правительства и государства) шариат применяет серьезные наказания.

В следующем аяте мы читаем: «По этой причине Мы предписали сынам Исраила (Израиля): кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле (фасад фил арз), тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям. Наши посланники уже явились к ним с ясными знамениями, но многие из них после этого преступили границы дозволенного на земле». (Трапеза, 32).

Как видно из аята, Коран разрешает убийство двух категорий людей:
1.Тех, кто совершает убийства.
2.И тех, кто творит нечестие на земле – фасад фил арз. Под нечестием следует понимать перечень преступлений попадающих в разряд «особо тяжких».
Кроме этих двух случаев убивать человека по закону шариата не разрешается. Поэтому утверждения некоторых террористических групп, что их якобы «священная цель» оправдывает их преступные средства, опровергаются Кораном и противоречит логике исламского права – шариата.

Терроризм в преданиях
Несмотря на то, что в исламе нет, как мы уже сказали такого термина как терроризм, все же мы постараемся привести несколько понятий наиболее близких по смыслу. Некоторые термины, которые мы рассмотрим ниже, имеют по отношению к понятию «терроризм» более широкое значение, что не помешает нам вывести из него необходимое нам более узкое понятие терроризм.
Термин «фатк»

Из существующих в исламской традиции терминов, наиболее близких по значению к рассматриваемому нами слову, можно выделить значение «фатк». Чтобы лучше понять отношение данного слова к понятию терроризм рассмотрим в начале мнение лексикологов. Джоухари в своем толковом словаре арабских слов пишет: «Фатк» это когда человек внезапно затеяв конфликт с ближним своим, убивает его (31). Большинство лексикологов, приводит примерно такое же толкование со следующей разницей в трактовке: Неожиданная агрессия с целью убийства, независимо от мотивации и применения оружия (32). В русском языке нечто похожее включает в себя понятие «коварство», «вероломство».

Хадисы в которых использовано слово «фатк»
Приводимые нами предания используются факихами – законоведами в текстовой аргументации «истидлял ан-накли» (33). Как – то Абу Саббах Каннани пришел к Имаму Садыку (А) и поведал ему: «Мой сосед по имени Джа'д ибн Абдулла, нехорошо отзывается о Повелителе правоверных Али ибн Аби Талибе (А) и сквернословит в его (А) адрес. Разреши мне устроить ему западню и убить его». Имам Садык (А) удержал его от этого поступка и сказал следующее: «О! Абу Саббах! Этот поступок называется «фатк». Посланник Аллаха (С) запретил «фатк» - вероломство. Ислам считает «фатк» сковывающими оковами, выводящими человека из религии. Оставь его…» (34).

В следующем предании говорится: Когда Муслим ибн Акил, - доверенное лицо и соратник Хусейна ибн Али (А), до событий в Карбале прибыл в Куфу, ему удалось подготовить жителей для поддержки Имама Хусейна (А). Однако с приездом Ибн Зияда, политическая ситуация в городе изменилась. Войско Язида, под руководством Ибн Зияда, вселило страх в жителей города, и стало осуществлять государственный террор и политические казни. Ибн Зияд принимает решение посетить одного из руководителей Куфийского племени Шарийка ибн А’вара, который сильно заболел. Шарийк был известным сторонником (шиитом) имама Али ибн Абу Талиба (А) и его сына имама Хусейна (А) и ярым противником Язида, он скрывал у себя Муслима от политической репрессии. Когда Шарийк узнал о намерении Ибн Зияда посетить его, он предложил Муслиму спрятаться и как только Ибн Зияд зайдет в дом, напасть на него и убить. Муслим, не принял его предложение. Шарийк в негодовании возразил Муслиму и настаивал на своем плане. Тогда Муслим ибн Акил приводит ему два аргумента одним из которых является предание от Посланника Аллаха (С): «Истинно вера исключает «фатк» (коварство) и не совершит «фатк» (коварство) правоверный по отношению к правоверному» (35). Предания подобные этому, от Посланника Аллаха (С) есть и в других книгах (36). Вот хадис от Пророка (С) приблизительного такого же содержания: «В Исламе нет вероломства и коварства (ал-имау вал фатк). Вера (иман) не совместима с ними» (37). В преданиях придается большой значение защите жизни, чести, имущества правоверного, а так же обозначен приговор террористу совершающему злодеяние: «Если кто-то вероломно нападет на правоверного пытаясь лишить его жизни с целью завладеть его имуществом, позволено пролить кровь напавшего» (38).

Мнение: Есть воззрение, что хадисы, повествующие об абсолютном запрете «фатка», не достоверные. Единственно достоверным сторонники этого мнения считают приведенный хадис об Муслиме ибн Акиле, который один, так же не имеет аргументационной силы (39).

Опровержение: Видимо сторонники этого мнения не учли количество самих преданий и количество их источников, которых достаточно много и доказательство их недостоверности дело весьма нелегкое. Тем более что сторонники этого мнения не приводят доказательств не достоверности этих преданий, а ограничиваются лишь утверждением.

Одно можно утверждать с полной уверенностью, несмотря на то, что в некоторых преданиях, явно прослеживается абсолютная недозволенность «фатка» по отношению к кому бы то ни было и эти хадисы вполне могут быть правовым аргументом запрещающим «фатк» по отношению к иноверцам. Все же, из большинства хадисов явствует запрет «фатка» только по отношению к правоверным, т.е. муминам.

Все Имамы (А) из рода Пророка (С), (кроме Махди (А) который жив) погибли от рук террористов. Сам Посланник Аллаха (С) не раз подвергался нападкам со стороны террористов. В этой связи необходимо вспомнить об истории заговоров иудеев Хиджаза, которые несколько раз приглашали Пророка Мухаммада (С) к себе, имея при этом коварный замысел убить его (С). Но каждый раз после оповещения Аллаха, Посланник Аллах (С) спасался (40).

Термин «гиля»
Лексическое значение, данное в известном арабском толковом словаре «Лисанул Араб» и сборниках хадисов «Сихах»: «Гиля» с касрой гайн или «Игтиял», это когда человека убивают, заведя в какое либо место обманным путем, или пользуясь его забвением внезапно приблизившись (41). «Гиля» – убийство с использованием коварного обмана (42). «Гиля» – злокозненный метод убийства (43).

Сравнив два термина, постараемся вывести разницу между ними. В сборнике «Гарибуль Хадис» в котором разъясняются отличия между использованными в преданиях терминами, похожими на первый взгляд по значению, сказано: «Гиля» коварное убийство человека, приглашенного путем предварительного обмана в укромное место. «Фатк» вероломное убийство человека, когда жертва уверенна в полной безопасности со стороны убийцы, а так же убийство из засады (44). Ибн Асир о разнице между этими двумя терминами пишет: «Фатк» когда жертва не ждет агрессии, убийство происходит в результате внезапного нападения. «Гиля» содержит обман и увод жертвы в удобное для агрессии место (45).

Хадисы в которых использовано слово «фатк» и «гиля»
От Имама Джавада (А) передают следующее предание: Берегись вероломного пролития крови (ал-фатк)! Истинно «фатк» выводит из Ислама. Боюсь, спрошен будет проливший кровь правоверный и отсутствие должного оправдания станет причиной пролития крови последователя ислама за кровь неверного. Берегись злокозненности (ал-игтиял)!(46).

У Имама Садыка (А) спросили: разрешен ли «ал – игтиял» – злокозненное убийство по отношению к насибитам (ан-навасиб) – врагам Ахл ал-Байта (А) оскорбительно говорящих о роде Пророка (С)? Имам (А) ответил: Будь верен с тем, кто ждет от тебя верности, наставь того, кто ждет от тебя наставления. Даже к убийце Имама Хусейна (А) не проявляй коварства и злокозненности (ал-игтиял) (47).

Из преданий «ахлу шиа» видно, как враги ислама строили козни, и убивали Имамов (А) из рода Пророка (С). Имам Риза (А) часто говорил: «Клянусь Аллахом! Меня отравят. Об этом Посланнику Аллаха (С) сообщил Господь Миров, через архангела Джабраила (А). Ко мне применят «ал-игтиял» – коварный способ убийства» (48).

О мерах предохранения общества от проявлений терроризма в преданиях от Имамов (А) сказано много. Мы приведем хадис от Имама Садыка (А): «Кровная месть в исламе существует для сдерживания злодеев. Если «фасик» (знающий о пагубности грехов и совершающий их) задумал коварное убийство (ал-игтиял), то вспомнив о кровной мести, ему станет страшно, и он откажется от недобрых мыслей» (49).

Точка зрения законоведов
Законоведы считают слово бунтарь (мухариб – лицо, выступающиее против Аллаха, Пророка и исламского правительства и государства) и коранический термин «нечестие на земле» (фасад фил арз) синонимичными современному понятию терроризм (50). Автор книги по исламскому праву «Джавахир» пишет: «мухариб» это тот, кто направил оружие против людей не зависимо от места нахождения на суше или на море и времени суток и мотивации(51). Основываясь на этом определении, некоторые исследователи сделали следующий вывод: «каждый, кто поднял оружие, вселив тем самым страх в обществе и отняв у людей покой, считается «мухариб» – то, что сегодня носит название «терроризм» (52). Однако понятие «мухариб» согласно определению, намного шире понятия «терроризм». Если мы хотим дать определение терроризму с точки зрения ислама, то должны учитывать все исламские термины близкие по смыслу к понятию терроризм. В исламском определении терроризма, следует придать значение терминам «мухариб», «фасад фил арз», «ал-фатк», «ал-игтиял». Исламское определение должно вобрать в себя все эти смыслы. Соединив все перечисленные термины, мы конечно получим определение непохожее на западное, но более точное и имеющее с ним много общего.
Исламское право запрещает нарушать безопасность неверных (кафир китаби) чей договор ахлу – зиммы (иудеи и христиане, находящиеся под опекой исламского государства) аннулирован не важно, по какой причине. Шариат запрещает своим последователям применять коварство и вероломство в военной тактике в битве с неверными (53). Исламское законодательство запрещает нарушать договора, даже если они заключены с неверными. В этой связи все договора связанные с борьбой против терроризма, при наличии таковых, должны, исполнятся мусульманами неукоснительно (54). Все это свидетельствует о веротерпимости, прямоте и честности мусульман. С теми чье поведение вполне предсказуемо, всегда легче иметь дело. Стоит засомневаться в религии называющего себя мусульманином, и имеющего не адекватное поведение, способного в любой момент совершить, вероломство и коварство.

Вывод
Борьба с терроризмом облегчится, если мировое сообщество, определится наконец, с тем, что же все – таки считать терроризмом? Эта нелегкая задача лежит на плечах ООН. Однако если ООН будет чрезмерно стараться обходить острые углы, их будет еще больше. Пора определится с этим явлением, иначе борьба с ним может так и не начаться. Терроризм – отец анархии. Ислам установил суть этого явления, это коварство и вероломство. По этим двум признакам можно узнать терроризм, за какими бы идеями он не прятался. Ислам предлагает свои методы борьбы с ним. Готов ли мир принять исламскую альтернативу, покажет время.

Примечания:
1.Джемс Дардариян «Терроризм», редактор Али Реза Тайиб, перевод Вахид Бозорги. Тегеран изд. «Ней» стр.328.
Ильхам Амин Заде «Разница между терроризмом и поиском истины» журнал «Толу» стр.85 Международный университет л-Мустафа (С)
Йакуб Али Борджи «Терроризм и фикх» журнал «Толу» стр.4. Международный университет л-Мустафа (С)
2.Али Акбар Дехуда «Толковый словарь персидского языка» том 15 стр.636, изд. Тегеран
3.там же стр.636
4.Хасан Ваизи «Происхождение терроризма, цель США в ближневосточном регине» стр. 27.изд. «Соруш» Тегеран.
5. Lenard Weinberg and Ami pedahzur, Political Parties and Terrorist Groups (New York and London: Routledge, 2003), p 3.
6. Jack C. Plano & Roy Olton, The International Relations Dictionary (USA: Longman, 1988), p 201.
7. Словарь «Муджамул Васит» том 1 стр.376
8. David Robertson, A Dictionary of Modern Politics(London: British Library Cataloguing in Publication Data, 1993), p 458.
9. Kush Satyendra, Dictionary of Political Science, (New Delhi: K.S. PAPERBACKS), P 674.
10. Гулам Хусейн Хадавиян «Терроризм и исламское право» журнал «Мисбах» номер 45 стр.33
11.Мухаммад Джафар Джафари Лангруди «Терминология права» стр.150
12 Гулам Реза Али Бабаи «Словарь терминов международных отношений» изд. Министерства иностранных дел ИРИ, стр.55
13. Гулам Хусейн Хадавиян там же стр.38
14. Али Ага Бахши и Мину Афшари Рад «Словарь терминов политических наук» изд. «Чапар» стр.583.
15.Хусейн Ализаде «Специальный словарь терминов политических наук» стр. 271.
16.Джекси Плину и Рой Элтон «Словарь терминов международных отношений», перевод Хасан Паста стр.243
17. Илхам Аминзаде там же стр.84
18. Мухаммад Джавад Шариат Бакири «Терроризм и правовая защита» стр.44 Центр правовых исследований.
19. IAIN McLEAN, Concise Dictionary of Politics (New York, Oxford University Press, 1996), p 492.
20. Гулям Хусейн Хадавиян там же стр.28
21. Илхам Аминзаде там же стр.84
22.Риза Симбар «Проблемы терроризма в международных отношениях» стр. 69 изд. Центр стратегических исследований
23.IAIN McLEAN, op.Cit, p 492.
24.Kush Satyendra, Dictionary of Political Science (New Delhi: K.S. PAPERBACKS), P 674
25. Илхам Аминзаде там же стр.84
26. Джемс Дардариян «Терроризм» стр.22
27. Дарюш Ашури «Словарь политологии» стр. 64 изд. «Морварид»
28. John Richard Thackrah, Dictionary of Terrorism (New York and London: Routledge, second ed, 2004), p 264.
29. Joel Krieger, The Oxford Companion to Politics of The World (New York: Oxford University Press, 1993), p 902.
30. Ахмад Хусейн Йакуб «Хукму Наби ва Ах ул- Байт (А) аля ал-Ирхаб вал Ирхабиюн» изд. Бейрут Дарул Исламия, стр. 15
31. Исмаил бин Хаммад Джоухари, «Ас-Сихах таджу Луга» том 4, стр.1602 «Ас-Сихахул Арабия» исследования Абдул Гафура Аттара, изд. Бейрут Дарул Ильм Ал-Малаин
32.Сейид Мухммад Хусейн Мар’аши, «Терроризм и законая защита с позиции исламского права», «Осуждение терроризма в исламе», том 13 стр.172
33.Мухакик Ардабили «Маджмаул фаваид» стр., исследования Шейха Иштихарди, Шейха Язди, Шейха Ираки, изд. Джамиатул Мударрисин, г.Кум
34.Шейх Кулайни «Ал-Кафи» том 7, стр 157, исследования Али Акбара Гаффари.
35.Мухаммад Бакир Мджлиси «Ал-Бихар», том 44 ,стр. 344, изд. «ал-Вафа»
36.Сулейман ибн Ашас Ал-Саджистани «Сунану Аби Дауд», исследования Саид Мухаммад Ал-Лихам, изд «Дарул Фикр ал-Исламия» том 1, стр. 631 предание 2769.
37. Мухаммад Мухаммади Рейшахри, «Мизанул Хикма», г.Кум, «Дарул Хадис», том 3, стр.2249
38. Шейх Садук, «Ман ла яхзуруху ал-Факих», исследование Али Акбар Гаффари, г.Кум изд. «Нашрул Ислами», том 4, стр.104, предание 5192. Шейх Хуррул Амили, «стр. 544, Главы «Хадал муртад», предание 1. Мухаддис Нури, «Мустадракул Васаил ва Мустнбитул Масаил», изд. Бейрут «Аалул Байт (А) ли ахяу Турас», стр.161, глава «Джаваз дифаул Махарим ва Киталуху ва Катлуху иза лам яндфиу бидунаху», том 18, предание 2.
39. Мухаммад Мухаммади Рейшахри, «Мизанул Хикма» предание стр. 23,59.
40. Шейх Туси «Ал-Тибян фи тафсирил Куран», исследования Ахмад Хабиб Касир Ал-Амили, изд. «А'ламул Ислами», том 3, стр. 464. Фазл бин Хасан Табарси, «Маджмаул Ал Баян фи тафсирил Куран», изд. Бейрут «Ал-Илми лил Матбуат», том 3, стр.293.
41. Ибн Манзур «Лисанул Араб», г. Кум, «Адабул Хоуза», том 11, стр. 512. Исмаил бин Хаммадул Джоухари, там же, том 5, стр. 1787.
42. Ахмад ФатхуЛЛа «Муджамул Алфазул фикхил Джафари», стр 2. Мухаммад Каледжи, Хамид Садык Каниби «Муджмул Лугату Фукаха», стр. 78, изд. Бейрут, «Дарул Мафаис»
43. Сейид Мухаммад Хасан Мараши, там же стр.28.
44. Ал-Касим бин Салам Ал-Араби, том 3, стр. 301
45. Муджидуддин ибн Асир «Ал-Нихая фил Гарибул Хадис», исследования Тахира Ахмада Ал-Зави, Махмуда Ал-Танахи
46. Шех Туси «Ихтияр Марифтул Риджал» исследования Мир Дамада Астар Абади, Мухаммад Бакир ал-Хусайни, Сейид Махди ал-Раджаи, г. Кум «Аалул Байт (А)», стр. 811. Сейд Абул Касим Мусави Ал-Хои «Муджамул Риджалул Хадис», том 22,стр. 195. Ал-Ладжна Илмия фил Муассаса «Вали Аср»
47. Шейх Хуррул Амили, там же, том 13, стр. 222
48. Шейх Садук «Уюн Ахбар ар-Риза (А)», том 1,стр.219, предание 5. Мухаммад Бакир Маджлиси, там же стр 285
49. Шейх Хуррул Амили, та же, том 19, стр.114
50. Ахмад Хусейн Йакуб там же стр.47
51. Мухаммад Хасан Наджафи «Джавахирул Калам», исследования Аббаса Кучани, том 4, стр.564
52. «Терроризм и правовая защита в исламе» Сейид Мухаммад Мусави Боджнурди, стр.183 Центр правовых исследований «Маркази муталиат тоусие казаи ва данишгахи улуме казаи ва хадамате идари»
53. Аллама Хилли «Каваидул Ахкам», том 1, стр.504-509
54. Джемс Дардариян «Терроризм», там же стр.377

Комментарии 0