Политика

"Манас" предлагают поделить на троих. Президент Киргизии пригласил к участию в проекте Россию и Турцию

Самолеты США скоро будут находиться в Киргизии с гражданской миссией.
Киргизские политики и депутаты обсуждают итоги недавнего визита президента Алмазбека Атамбаева в Турцию. Один из них – усиление турецкого вектора во внешней политике Киргизии, руководство которой пригласило Анкару наряду со США и Россией участвовать в переформатировании американской авиабазы "Манас" неподалеку от Бишкека. Эта идея вызвала немалый шум, так как ранее киргизские власти обещали вообще вывести американцев с территории своей страны.

Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев первый официальный зарубежный визит после инаугурации совершил в Турцию. За четыре дня пребывания в этой стране он успел встретиться с президентом Абдуллой Гюлем, премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом, выступил в турецком парламенте, а также в университете Билькент, где получил звание почетного профессора.

Помимо необычных этнологических высказываний ("по мнению ученых, киргизы в Среднюю Азию пришли не с берегов Босфора, а с Алтая"), Алмазбек Атамбаев успел сделать и ряд важных политических заявлений. Президент Киргизии предложил Турции поучаствовать в определении судьбы американской авиабазы "Манас", в 2009 году переименованной тогда президентом Курманбеком Бакиевым в Центр транзитных перевозок. В конце прошлого года, незадолго до президентских выборов, Атамбаев, стремясь заручиться поддержкой Кремля, неоднократно обещал, что в 2014 году американская "база будет выведена с территории Киргизии".

Находясь в Турции, глава Киргизии формулировал свои планы относительно базы иначе. По данным СМИ, Атамбаев озвучил "предложение переформатирования после 2014 года американского Центра транзитных перевозок, который находится в аэропорту "Манас" рядом с Бишкеком, в Гражданский центр транзитных перевозок... к участию в проекте он пригласил Россию и Турцию, а также другие стороны, которые выскажут желание".

Также Атамбаев фактически снял ответственность с временного киргизского правительства за ошскую резню 2010 года, обвинив в случившемся "третьи силы". "Недавно мы разговаривали с уважаемым президентом Узбекистана Исламом Каримовым об июньской трагедии 2010 года на юге Кыргызстана, когда столкнулись два братских народа, когда кыргызы и узбеки убивали друг друга, когда тюрк убивал тюрка, брат – брата, мусульманин проливал кровь мусульманина. И уважаемый Ислам Каримов сказал мне: "Алмазбек, задача наших врагов была столкнуть не кыргызов и узбеков, а столкнуть Кыргызстан и Узбекистан. Чтобы в войне распались и исчезли обе наши республики! Это правда, это горькая правда! И такие попытки будут продолжаться".

Не забыл президент Киргизии сделать реверансы в адрес России: "Владимир Путин, как и Турция, постоянно помогает Киргизии... С момента получения независимости мы стали членами Содружества Независимых Государств. Там Россия продолжает играть ключевую роль. Россия стала страной, где проживает и работает более полумиллиона киргизов. Россия – наш стратегический партнер".

Высказывания Атамбаева, сделанные во время турецкого вояжа, стали предметом оживленного неофициального обсуждения среди киргизских политиков и экспертов. Многие гадают – стоит ли расценивать обилие хвалебных заявлений президента Киргизии в адрес Анкары признаком "резкого внешнеполитического крена"?

Можно дать сразу несколько объяснений действиям главы Киргизии. Во-первых, Алмазбек Атамбаев имеет тесные личные связи в Турции. Не считая неподтвержденной информации о наличии у Алмазбека Шаршеновича там собственного бизнеса, можно отметить тот факт, что нынешний президент Киргизии прожил в этой стране несколько лет и свободно говорит на турецком языке. Во-вторых, Турция интересна Атамбаеву как альтернативный центр силы. Совместные инвестиционные проекты с Россией годами пробуксовывают, кроме того, Москва никак не выдает Бишкеку обещанные кредиты.

"Отдаваться" Китайской Народной Республике в Киргизии не хотят, понимая, что это билет в один конец. США постепенно сворачивают свое присутствие в регионе и деньги сверх оговоренных ранее объемов давать пока не желают. Остается Турция – лидер тюркского мира, желающий расширить свое влияние на Центральную Азию и воссоздать Великий Тюркский каганат.

Интересно, что, приглашая Турцию поучаствовать в переформатировании американской военной базы, Атамбаев делает Анкаре своеобразный подарок – в обмен на определенную финансовую помощь, Турция может получить дополнительный козырь на переговорах с США, что на фоне усиливающихся на родине Ататюрка антизападных настроений может быть весьма кстати.

Президент Центра перспективных исследований (Киргизия) Сергей Масаулов в интервью Институту общественной политики так оценил роль турецкого вектора во внешней политике Киргизии: "Мы сейчас видим определенное усиление турецких позиций. А это целый вектор, потому что с учетом концепции нового Шелкового пути, о которой мы узнали в начале ноября, мы сможем сказать, что теперь имеем абсолютно новый вариант: американцы выступают не сами от себя, а выдвигают вперед застрельщиков. Концепция нового Шелкового пути – это прямая американская стратегия, и застрельщиком в данной ситуации выступает Турция".

Автор: Григорий Михайлов, Независимая газета
подписаться на канал
Комментарии 0