Среда обитания

Бои «лесного» значения

Крупные потери силовиков в Чечне и Дагестане ставят перед властями неудобные вопрос.

Из Чечни  в первые  же дни января пришли не приятные для руководства региона новости. В этой республике давно не случалось крупных боевых столкновений с участниками подполья. А тут сразу две крупномасштабные спецоперации. Причем одну из спецопераций российские эксперты уже успели охарактеризовать как провальную


В горах снова неспокойно

 5 января в предгорном Ачхой-Мартановском районе Чечни произошло вооруженное столкновение между военнослужащими внутренних войск МВД и группой боевиков численностью до десяти человек. Жертв и пострадавших в результате этого боестолкновения не было — просто потому, что, как стало известно несколькими днями позже,  спецоперация была завершена безрезультатно.

 По мнению силовиков, блокированным участникам вооруженного подполья удалось выйти из кольца окружения, разбившись на мелкие группы. Практически одновременно с этим 8 января в СМИ появилась информация о том, что в горно-лесном массиве близ селения Дышне-Ведено Веденского района Чечни была обнаружена еще одна группа.

 Предполагалось, что ее численность  составляла от 10 до 15 человек. Со стороны силовиков в этой операции участвовали сотрудники Ножай-Юртовского, Веденского, Курчалойского, Шалинского РОВД, полка полиции специального назначения им. Ахмата Кадырова, а также спецслужб. Боевую поддержку оказывали военнослужащие батальона «Юг» Внутренних войск Министерства внутренних дел РФ.

 По итогам боестолкновения СМИ сообщили о гибели  четырех  и ранении шестнадцати  силовиков. Боевики потеряли убитыми пять человек. Эксперты сразу же поставили не удобные для властей вопросы о том, как силовики допустили такие большие потери в столкновении с небольшой группой «противника».

 

 

Горячий снег

 Как сообщает «Кавказский узел», по мнению одного из местных наблюдателей, пожелавших остаться неназванным, то обстоятельство, что силовые структуры Чечни четыре дня вынуждены были вести масштабную операцию против боевиков в одном из горных районов, может говорить об отсутствии стабильности ситуации в республике.

 «Конечно, сейчас будут попытки объяснить появление боевиков в Веденском районе их переходом из Дагестана и тому подобное. Но реальность такова, что и в этом, и в других горных районах республики, в труднодоступных ущельях и лесах продолжают укрываться отряды боевиков. И эти люди все еще пользуются поддержкой у определенной части населения, поскольку в противном случае у них не было ни одного шанса выжить в горах, тем более зимой», — заключает собеседник «Кавказского узла».

 Однако на подобные заключения ответил сам глава Чечни. Отметим, что Рамзан Кадыров,  в прежние годы сам неоднократно принимавший участие во многих столкновениях,  подчеркнул, что операция проводилась в исключительно трудных погодных условиях: в горах лежит глубокий снег, ущелье окутано густым туманом, в связи с наличием снега было исключительно трудно обнаружить и обезвредить установленные боевиками взрывные устройства.

 Как передавал с места событий корреспондент НТВ Фатима Дадаева, боевики, по всей видимости, собирались провести в лесу зиму. Они хорошо укрепили свою базу — по периметру установили много так называемых растяжек. Действительно, накануне в горах выпал снег, и сотрудники спецслужб могли не заметить мины-ловушки.

 Сам глава Чечни не склонен рассматривать итоги операции  как поражение. С его слов, сбором информации о местонахождении боевиков сотрудники правоохранительных органов занимались длительное время. «Фактически обнаружено логово боевиков», — заявил Рамзан Кадыров. Он также отметил, что осмотр места столкновения доказывает, что боевики тоже понесли серьезные потери.

 

 

Дагестанский разгром

 Кроме того, недостаточно корректно сравнивать итоги веденского боестолкновения с действительно провальной прошлогодней спецоперацией в Дагестане. Тогда летом 2011 года произошло крупное столкновение в окрестностях населенных пунктов Кузнецовка и Большаковка Кизлярского района Дагестана. Бои продолжались несколько дней.

 Стоит вспомнить, что тогда писали СМИ об этом бое. По сообщениям «НГ», к месту спецоперации из райотделов Кизлярского, Ногайского, Бабаюртовского и Тарумовского районов, а также из Чечни,  были стянуты бойцы специальных огневых групп, танки Т-90, вертолеты Ми-24. В их поддержке нуждались бойцы Центра специального назначения УФСБ и ВВ МВД РФ, которые безуспешно штурмовали позиции боевиков. Село Кузнецовка было превращено в неприступный пункт с подземными переходами, пристрелянными зонами.

 Приданные силы – почти 3 тысячи человек – утюжили зону боев два дня. Боевиков атаковали с воздуха (более полусотни боевых вылетов в сутки) и тяжелой техникой. Операцию с наступлением ночи дважды приостанавливали. А в третью ночь боевики, разделившись на три группы, прорвали кольцо и скрылись в лесу. Их не смогли заметить даже тепловизоры, которыми после заката сканировали местность.

 По сообщениям «Кавказского узла»,  после этих боев сообщалось о 13 убитых и 19 раненных сотрудниках МВД и ФСБ России, но официально была подтверждена гибель лишь 5 и ранение 13 силовиков. Также имелись сведения о 5 убитых участников вооруженного подполья. Однако, по словам представителя следственного управления СК РФ по Дагестану, следователям для опознания предоставлены пока только два тела убитых боевиков.

 Представитель МВД завил тогда, что есть серьезные основания предполагать, что боевикам удалось уйти. Попытка прорыва, скорее всего, была отвлекающим маневром части участников вооруженного подполья, под прикрытием которого основной отряд ушел, возможно, по руслу реки. Позже рассеялись по лесу и оставшиеся боевики.

 

 

Причины поражений

  Конечно, в этих спецоперациях есть различия, но нельзя не отметить и сходства. Главное из них —  большое число потерь среди силовиков. И в первом, и во втором случае  имеются убитые, а также немалое количество раненых. Такие события наталкивают на вопрос: почему же, несмотря на такую колоссальную работу, которую проводят руководители республик Северного Кавказа, боевики совершают дерзкие маневры и заставляют нести потери силовые структуры…

 Самой очевидной причиной  является то, что отряды боевиков все еще пользуются поддержкой у определенной части населения. Поскольку в противном случае у них не было бы ни одного шанса выжить в горах, тем более зимой.

 Кроме того,  в республиках слишком много подразделений, слабо координирующих свои действия друг с другом. Каждое ведомство работает автономно. УФСБ не доверяет МВД, НАК не доверяет даже местному УФСБ, Минобороны с многочисленными частями контрактников ведет свою политику. Ненужная конкуренция рождает интриги, мешающие общему делу и общей цели.

 Часто бывает даже так, что силовики стреляют друг в друга. По большей части это относится к Дагестану. Об этом поведал источник из силовых структур, добавив, что он не одинок в своем мнении. К примеру, в селении Красный Восход бойцы ОМОНа и кизлярской СОГ (специальная огневая группа) полчаса обстреливали друг друга, прежде чем разобрались, кто есть кто. К сожалению, подобных случаев десятки.

 «Все эти факторы в совокупности  с коррумпированностью чиновников и силовиков создают благоприятную почву для боевиков», — считает житель Махачкалы, бывший офицер силовых структур Ибрагим К. С его слов,  это и позволяет  им вести активные и порой успешные боевые действия.

 Каждый из этих фактов требует  пристального внимания и не имеет общего рецепта для решения. В каждой республике подход должен быть именно таким, который учитывает специфические особенности народа, населяющего данный регион.

 Нельзя скидывать со счетов беспредел со стороны силовиков, который, к сожалению, во многих республиках Кавказа отнюдь не редкость. Такого рода факты заставляют людей относиться к ним с плохо скрываемым раздражением и даже враждебностью.

Автор: Беслан Успанов
подписаться на канал
Комментарии 2
  • опять началось.....
    (2)
    13 января'2012 в 09:13
    • валид, почему началось? По моему это никогда не заканчивалось!
      (15081)
      13 января'2012 в 09:22