Просвещение

О неприемлемости крайностей в исламской религии

Предлагаем вашему вниманию некоторые аяты Корана о неприемлимости крайностей в Исламе, и комментарии к ним известного богослова и автора Тафсира Абдуллы Юсуфа Али.

Сура 2 «Корова»

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

143. И так Мы сделали вас общиной умеренной[1], чтобы вы были свидетелями обо всем человечестве, и чтобы посланник был свидетелем о вас самих…

174. Поистине, те, кто скрывает ниспосланное Аллахом в Писании, и приобретает за это ничтожную плату, — заполняют свои животы одним лишь огнем[2]; Аллах не обратится к ним в День воскресения и не очистит их, и для них — мучительное наказание!

175. Они — те, кто купил заблуждение за прямой путь и наказание — за прощение. И как же они готовы терпеть Огонь!

176. Это — потому, что Аллах ниспослал Писание как истину, а те, которые спорят о Писании, конечно, пребывают в глубоком расколе[3].

177. Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие — (в тех,) кто уверовал в Аллаха[4], в Последний день, в ангелов, в Писание, и в пророков; кто раздавал имущество — несмотря на любовь к нему — близким, сиротам, беднякам, путникам, просящим, и на (освобождение) рабов; и совершал молитву, и выплачивал закят; и исполняющих свои договора после их заключения, и терпеливых в несчастии и скорби и во время беды. Вот те, которые были правдивы, и это они — богобоязненные.

Сура 3 «Семейство Имрана»

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

83. Неужели они жаждут иной религии, помимо религии Аллаха, в то время как Ему покорились все, кто на небесах и на земле, по своей воле или по принуждению[5], и к Нему они будут возвращены.

84. Скажи: «Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и в то, что было ниспослано Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Йакубу (Иакову) и коленам и в то, что было даровано Мусе (Моисею), Исе (Иисусу) и пророкам от их Господа. Мы не делаем различий между ними, и Ему одному мы предаемся».

85. От того, кто ищет иную религию помимо Ислама (покорности Божьей воле)[6], это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон.

86. Как же Аллах наставит на прямой путь людей, которые стали неверующими после того, как уверовали и засвидетельствовали правдивость Посланника, и после того, как к ним явились ясные знамения? Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей.

87. Их воздаянием является проклятие Аллаха, ангелов и всех людей.

88. Они пребудут в нем вечно! Их мучения не будут облегчены, и они не получат отсрочки,

89. кроме тех, которые раскаялись после этого и исправили содеянное. Воистину, Аллах — Прощающий, Милосердный.

Сура 5 «Трапеза»

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

77. Скажи: «О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии[7] вопреки истине и не потакайте желаниям людей, которые еще раньше впали в заблуждение, ввели в заблуждение многих других и сбились с прямого пути».

87. О те, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые Аллах сделал дозволенными для вас, и не преступайте границы дозволенного[8]. Воистину, Аллах не любит преступников.

Сура 80 «Нахмурился»

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

17. Да сгинет человек! Как же он неблагодарен!

18. Из чего Он сотворил его?

19. Он сотворил его из капли и соразмерил,

20. потом облегчил ему путь[9],

21. потом умертвил его и поместил в могилу.

______________________

 

[1] «Отлаженная, справедливо организованная, умеренная (умма)»: важной чертой Ислама является его стремление избежать чрезмерных требований, крайностей с любой стороны. Ислам как религия отличается взвешенностью, разумностью и практичностью требований.

[2] «Они заполняют свои желудки одним лишь огнем» — буквальный перевод, передает результат вопиющей неразборчивости, грубого небрежения к себе. Даже в вопросах принимаемой пищи и напитков Ислам стремится избежать, с одной стороны, крайностей несоблюдения установленного регламента, а с другой стороны, крайностей формализма. Исламский регламент предусматривает ряд простых и весьма разумных требований. Во всяком случае, их нарушение способно нанести ущерб здоровью или вызвать упадок физических сил. Но если человек, кроме того, еще проявляет дух мятежного противоречия или же, напротив, ханжеское, показное рвение, якобы во имя религии — хотя это явно противоречит духу религии, — то последствия таких крайних проявлений переходят в область морали и духовности, нанося им огромный ущерб. Ибо в подобных случаях совершается грех против веры и духа. Тогда, если дальше развивать данное в этом аяте образное сравнение с наносимым физическим ущербом, мы воистину поглощаем огонь, который будет жечь и нашу душу. Представьте себе мучения, если бы вы действительно проглотили огонь в физическом смысле! Но вам было бы безмерно больнее, мучительнее, если бы огнем была еще охвачена ваша душа, обреченная предстать перед Всевышним в Судный день, когда вы даже не удостоились бы слов, которыми Всемудрый Судья обличит более или менее «разумных» грешников. То есть, переходя все границы неповиновения слову Божьему или упорствуя во лжи и фальши, мы не заслужим Его милосердия и милости.

[3] От правил и ограничений, определяющих наше здоровое физическое состояние, мы сразу поднимаемся в сферу морали и веры. Ибо одно состояние связано с другим и так или иначе воздействует на него. Если мы постоянно ищем придирки, пытаясь найти недостатки в разумных и благотворных правилах и ограничениях, то мы тем самым лишь вызываем разногласия и раскол среди людей: это может привести к разрушительным последствиям даже в четко организованном, вполне упорядоченном обществе.

[4] Как бы для того, чтобы снова подчеркнуть предупреждение против мертвящего формализма, дается превосходное определение праведного человека, имеющего страх (стыд) Божий. Такой человек соблюдает благотворные ограничения и рекомендации, но, кроме того, его духовный взор всегда устремлен к Всевышнему и всегда преисполнен любви к Нему, а также к своим согражданам, к своим ближним. Нам дается четыре основных указания: 1) вера наша должна быть искренней, 2) мы всегда должны быть готовы проявить веру в своих делах — особенно в нашем деятельном сострадании ближним, милосердии к ним, 3) мы должны быть хорошими гражданами, деятельно поддерживающими общественную организацию, 4) наша собственная душа должна сохранять постоянство и оставаться неколебимой в любых обстоятельствах, т.е. мы не должны растрачивать свои душевные силы и всегда оставаться самими собой. Все указанные качества взаимосвязаны, но в то же время должны быть выделены и подчеркнуты отдельно.

[5] Истина Всевышнего ясна и очевидна, и все, чья душа непорочна и чиста, чьи помыслы добродетельны и искренни, все нормальные здравомыслящие люди воспринимают ее с радостью и готовностью; но даже когда «в сердце болезнь» (2:10) и извращенность и порок затмевают здравый разум, любое создание должно в конце концов осознать и признать Аллаха и Его могущество (2:167). Как сказал Р. Бридж в «Завещании красоты», «ибо любовь Всевышнего неизбежна, как окружающая природа, и человек, пренебрегающий ею и пытающийся оттолкнуть ее от себя, является злобствующим глупцом, который безрассудно бросается навстречу своей погибели и ускоряет свой крах». Вся природа, вся Вселенная благоговейно преклоняется пред Творцом, и Ислам не требует от нас ничего необычного или сверхъестественного, никаких сектантских экстремистских проявлений, но лишь призывает нас следовать своей естественной сути, привести свою волю в полное соответствие с волей Создателя и проявить покорность Ему, что демонстрирует нам вся Вселенная, что явствует из истории и о чем гласят Откровения. Это Послание носит всеобщий и всеобъемлющий характер.

[6] Позиция мусульман проста и понятна всем. Они не провозглашают свою религию особенной, присущей только им. Ислам — не секта и не религия одной — единственной нации, одного этноса. С их точки зрения, существует лишь одна единственная религия — религия вообще, поскольку истина — одна и едина для всех. Эту религию провозглашали, проповедовали все предыдущие пророки. Этой истине учили все священные книги. По существу, это означает осознание воли и замысла Всевышнего и готовность покориться этой воле и замыслу. Если кому-то нужна другая, отличная от этой, религия, он — на ложном пути и идет вопреки своей естественной сути, своей природе, ибо он фальшив и неискренен и вероломно нарушает волю и замысел Аллаха. Подобный человек не может надеяться на водительство Создателя и рассчитывать на то, что Он направит его по верному пути, ибо он обдуманно и преднамеренно отрекся от этого водительства.

[7] Излишества и крайности как противоположности сдержанной умеренности и благоразумия — вот простейший способ, чтобы распознать лицемера или корыстолюбивого эгоиста, спекулирующего на вере, и отличить его от искреннего, благочестивого и истинно верующего человека. Крайности — это когда истина порой утаивается или попирается, когда слепо перенимаются или утрируются образ жизни предков или современные моды, а имя Всевышнего оскверняется богохульными речами или превознесением всяческих лжебогов и кумиров, или когда боготворят и поклоняются праведникам (или даже откровенным мошенникам). Истинно добродетельный путь — это ровный, спокойный путь, без впадения в крайности, прямой и честный путь незыблемых нравственных устоев.

[8] Основной смысл аята 87:

В удовольствиях земной жизни

Крайности не допустимы,

Но в делах, что дозволены и чисты,

Ограничения излишни.

В удовольствиях, что дозволены и благочестивы, греховно впадать в крайности и излишества. Не следует проявлять пустого ненужного аскетизма и воздержанности при этом, хотя смирение и бескорыстие, которые порой присущи аскетизму, могут иметь свою ценность и достоинства. В аяте 5:82 высказывается одобрение и похвала в адрес христианских монахов за их особые заслуги и добродетели, однако и здесь, и в Исламе вообще монашество не одобряется и порицается. Пользуйтесь дарами Всевышнего с благодарностью, но не впадая в крайности, без излишеств, которых Всемилостивый Аллах не любит и не одобряет.

[9] Изначально природа человека низменна и примитивна, как у животного. Но какими только способностями и возможностями ни наградил его Всевышний Аллах впоследствии! Помимо животных инстинктов, радости и удовольствия, которые он также разделяет наравне со всеми остальными творениями Всевышнего, человеку дарован превосходный Божественный дар, который дает ему право называться наместником Бога на земле (см. аят 2:30). Ему дана свобода волеизъявления, он обладает духовностью, способен на возвышенные чувства — Божественную любовь; в определенных пределах властен над природой и может подчинить и направить природные явления и силы в свою пользу и на благо себе. К тому же, он одарен способностью рассуждать и взвешивать свои поступки и оценивать свое поведение, и тем самым может избежать невоздержанности и крайностей, а, значит, пороков и неприятностей, и выбрать некий средний путь — «золотую середину». Всевышний сделал этот путь так же, как и достижение всего, что необходимо для его жизнедеятельности во всех ее разнообразнейших проявлениях, легким и необременительным для человека.

подписаться на канал
Комментарии 0