Экономика

Регион-ловушка

Менее чем через месяц субъекты Северного Кавказа отметят двухлетие совместной жизни в рамках нового федерального округа. Конечно, это маленький срок для подведения итогов. И хотя при назначении полпредом в СКФО Александр Хлопонин еще не знал достаточно этот новый для него регион, он все же вскоре заявил, что не видит на Кавказе «не решаемых проблем». Однако его на этом пути поджидал ряд неожиданностей, с которыми сталкивались многие его предшественники.

 
 Мы опять вместе

 На момент создания СКФО и назначения Хлопонина «наместником» на  Кавказе, ему были поставлены задачи по социально-экономическому развитию округа, созданию новых предприятий и рабочих мест. Ему предстояло остановить отток трудовых мигрантов, то есть уменьшить поток кавказцев в города и области Большой России, победить экстремизм и терроризм в регионе.

 Некоторые эксперты при вступлении Хлопонина на должность полпреда указывали, что он не знаком с регионом, у него нет плана действий, что Кавказу нужен сильный политик и жесткий управленец в одном лице, который решит проблемы дотационности экономики, уровня безработицы и тотальной коррупции.

 Некоторые эксперты считают, что часть этих задач Хлопонину удалось решить и за этот короткий срок. Вице-президент института современной геополитики России Мухтар Газаев считает создание округа, объединившего национальные республики Северного Кавказа, обоснованным и своевременным решением.

 «Управленческие и материальные ресурсы сконцентрированы под единым началом, что позволит оперативно решать проблемы социально-экономического развития республик, создавать новые рабочие места, формировать единое информационное поле. Народы Кавказа по культуре, быту, традициям близки друг другу. Исторически, Кавказ всегда был единым пространством, и на современном этапе развития государства мы опять едины», – говорит он.

 Выделение регионов в отдельный округ повлияло на разработку и реализацию целевых программ, считает начальник департамента по развитию курортов и туризма Минспорта КБР Хусен Темижев. «На нас стали обращать больше внимания», – говорит он. Наделение Хлопонина полномочиями заместителя председателя правительства РФ дает ему больше инструментов для поддержки региона. Полпред поставил перед собой цель сделать Северный Кавказ привлекательным для крупных инвесторов, конкурентоспособным регионом, а не быть придатком, как сейчас любят говорить о нас, считает Хусен Темижев.

  Глас народа

 Однако специфика Кавказа состоит в том, что любая новая управленческая инициатива здесь неизменно встречает первоначальное противодействие общественности. Тем более, если инициатива такая масштабная, как перекройка региона под новый округ. К примеру, среди черкесов, в которых включают и кабардинцев с адыгами, бытует мнение, что вычленение национальных республик из ЮФО и объединение их в отдельный федеральный округ связано с желанием отдалить этот народ от их исторических мест проживания на черноморском побережье и вокруг Большого Сочи.

 Сделано это, якобы, в преддверии зимней Олимпиады 2014 года. Это не выводы экспертов, а мнение народа, считает кандидат исторических наук, сотрудник Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований Фатима Озова. «Наш народ раздроблен, структурные изменения государства воспринимаются как очередная попытка разделения черкесов. Нет налаживания диалога федерального центра, местных органов власти с обществом. Поэтому такое решение было воспринято очень болезненно», – говорит она.

 Среди части балкарцев итоги деятельности СКФО также не вызывают особого восторга. Общественная организация «Совет старейшин балкарского народа» распространила в сети заявление с требованием отставки «наместника» на Кавказе. Из-за серьезных просчетов полпреда ситуация в КБР обострилась, говорится в нем.

 «Когда создавался СКФО, считалось, что Хлопонин решит проблемы Северного Кавказа путем привлечения в регион инвестиций и создания нормальных экономических механизмов, сумеет превратить территорию тлеющей войны в процветающий край. Однако, по мере реализации стратегии стала резко возрастать сначала численность, а затем и активность бандитов. После этого стало очевидно, что затея провалилась», – отмечается в заявлении.

  Край счастливых и сытых

 Однако власти продолжают утверждать, что в ближайшем будущем регионы СКФО должны стать самодостаточными, финансово процветающими, и вообще это должен быть край счастливых и сытых людей. Кавказцам в этом якобы поможет разработанная специалистами из Великобритании Стратегия развития СКФО.

 В течение ближайших 10 лет планируется создать не менее 400 тысяч новых рабочих мест, реализовать крупные проекты, сформировать условия для притока инвестиций. Многими экспертами стратегия была воспринята на ура, это первый документ комплексного развития Кавказа, говорили они.

 Руководство кавказских республик уверено в том, что полпред с этими масштабными задачами справится. «Александр Хлопонин пришел в политику из крупного бизнеса, и, как человеку современно мыслящему, ему, уверен, близки и понятны идеи модернизации, назревшие во многих сферах нашей общественной жизни», – заявляет глава КБР Арсен Каноков.

 Протоиерей Черкесский и Ставропольский Феофилакт высоко оценил рвение полпреда в деле улучшения жизни жителей региона. «Вы делаете очень интересные вещи: думаете о будущем, не о том будущем, в котором вы будете, а о том будущем, которое принадлежит живущим здесь людям. Это особенное качество вашего служения, достойное уважения и восхищения», – заявил священнослужитель на встрече Хлопонина с казаками Прохладненского и Майского районов КБР 15 декабря 2011 года.

 Местные же эксперты настроены скептически. «Федеральный округ существует уже два года, за это время местные проблемы только усугубились», – считает кандидат исторических наук Фатима Озова. «Поначалу была надежда, что мы будем ближе к федеральному центру, но ожидания не оправдались. Может, нужны новые методы и подходы в решении проблем региона. Но, к сожалению, никакого анализа в этой части нет, это, несомненно, ведет к еще большему разрыву между общественностью и органами власти», – говорит она.

  Снижение дотационности

 Одной из главных причин переустройства региона эксперты называли высокую дотационность республик Кавказа. Финансовая зависимость от федерального центра Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, к примеру, в 2006 году была на одном уровне: примерно 67%. В 2010 году КБР на выравнивание бюджета получила из федерального бюджета 6,7 миллиона рублей (дотационность на уровне 54 %), а КЧР – 4,1 миллиона.

 Главы КБР и КЧР работают над снижением дотационности своих регионов. Арсен Каноков дал поручение своим министрам в ближайшие 3-4 года вовсе избавиться от нее. Рашит Темрезов на встрече с журналистами местных СМИ в конце ноября отметил, что республиканские органы власти работают над снижением дефицита регионального бюджета. «Если в марте прошлого года по бюджетной дисциплине КЧР была на 80 месте, то сегодня мы занимаем где-то 60-ю позицию», – сказал он.

 «Все это должно говорить о самодостаточности региона, но сегодня КБР ищет другие пути пополнения казны», – говорит заведующий группой по изучению проблем современного развития общества КБИГИ Рубен Ошроев. С его слов, два главных источника доходов бюджета КБР парализованы.

 Изменения законодательства в части выдачи акцизов на алкогольную продукцию лишили республиканский бюджет основного источника налогового пополнения. Рекреационно-курортный источник из-за введения в начале года контртеррористической операции в ряде районов республики, в том числе в Приэльбрусье, несет финансовые потери. И этот фактор тоже является вечной головной болью Кавказа, не до конца учтенный в планах Хлопонина.

 Все это отразилось на реализации республиканских целевых программ. По словам первого вице-премьера КБР Адиба Абрегова, многие РЦП ввиду нехватки денег придется свернуть. В их число попадают программы по профилактике терроризма, экстремизма, коррупции.

 По словам Адиба Абрегова в 2012 году на реализацию всех программ необходимо 4,5 миллиардов, однако в бюджете запланировано только 750 миллионов рублей. «Если рассматривать эффективность нового федерального округа под таким углом, то результат плачевный. Хотя говорить о тенденциях еще рано», – говорит Рубен Ошроев.

 
 Неожиданные препятствия

 Владимир Путин в октябре 2010 года подписал постановление о создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе. Предусматривается создание восьми туристско-рекреационных зон. К 2020 году на Северном Кавказе должны появиться пять новых горнолыжных курортов. Строительство комплексов планируется в Дагестане, Северной Осетии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи и в Кабардино-Балкарии. Самыми крупными курортами станут Мамисон в РСО-А и Архыз в КЧР.

 «Все северокавказские республики расположены близко друг от друга, в этом наше преимущество. Создание туристического кластера – большой шаг к формированию современного горнолыжного комплекса, который будет работать 8-10 месяцев в году и станет конкурентоспособным. Туркластер способствует созданию новых рабочих мест, потребность в персонале возрастет в разы. Молодые люди не будут уезжать в поисках работы», – говорит Хусен Темижев.

 Однако бюджетные и финансовые успехи не гарантируют безопасности, без которой привлечь туристов, любителей горнолыжного спорта и альпинизма в горы Кавказа задача трудно решаемая. В самом начале своего назначения Хлопонин говорил, что Кавказ – это «мощный буфер, который сдерживает проникновение в Россию терроризма, экстремизма, лжеислама».

 Силовики ежедневно выступают с заявлениями, что криминогенная ситуация на Кавказе остается сложной, но контролируемой. Полицейские рапортуют об очередных победах над бандподпольем. Но к сожалению, ситуация периодически осложняется. Только с начала декабря в КБР и КЧР в различных перестрелках, спецоперациях, нападениях убиты 19 человек.

 Не важно, кто они – полицейские или боевики. В такой ситуации ни денежные потоки, ни современные горнолыжные трассы, ни сервис не станут той силой, которая затянет туристов в горы Кавказа. По этой и перечисленным выше причинам эксперты расходятся в своих оценках относительно деятельности Хлопонина на новом посту.

 Поскольку, он пока еще не выбрался из той же самой управленческой ловушки Кавказа, в которую попадали и его предшественники на протяжении последних 150 лет. Суть ее в том, что первые шаги крупномасштабных реформ в этом регионе всегда приводили к актуализации новых проблем, нежели к их стремительному сокращению.

Автор: Залина Арсланова
подписаться на канал
Комментарии 0