Общество

Александр Салагаев: “Я не против татарского языка”

Почему Общество русской культуры Татарстана требует увольнения министра образования и науки РТ Альберта Гильмутдинова? Как преподавать татарскую литературу русскоязычным детям? На эти и другие вопросы корреспонденту “еТатар” ответил Александр Салагаев – инициатор ряда пикетов и митинга в защиту русского языка, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан.

- Александр Леонидович, что вас не устраивает в преподавании русского языка в школах Татарстана?

- У меня дочь учится в 7 классе. В прошлом году они сдавали пробный ЕГЭ. Так вот, английский она сдала на 5, татарский – на 4, а русский – на 3. Причем, у нее был лучший результат по русскому языку в классе. Несмотря на то, что у нас русскоязычная семья, оказалось, что часов преподавания русского языка недостаточно. А ведь через несколько лет ей придется сдавать ЕГЭ по русскому языку. От этого результата зависит, сможет ли она поступить в престижное высшее учебное заведение. И скорее всего нам, её родителям,  придется раскошеливаться на репетиторов. И в таком положении оказалось большое количество семей. Им приходится оплачивать дополнительные часы русского языка, а это в среднем 4 тысячи рублей в месяц. Или же родители нанимают репетиторов, что еще дороже. Непонятно, почему мы должны закрывать все эти огрехи нашей образовательной системы своими деньгами.

- Выступаете ли вы против обязательного изучения татарского языка всеми школьниками – вне зависимости от национальности?

- Нет. Я просто считаю, что учащиеся русскоязычных школ должны изучать татарский в меньших объемах. Приведу в пример свою маму. Она училась в Казани еще до Великой Отечественной войны. У них татарский был 2 часа в неделю. И она понимала новости по радио, могла общаться с соседями на бытовые темы, т.е. знаний языка было вполне достаточно, чтобы ориентироваться в жизни. Татарский и русский – это государственные языки Республики Татарстан. И я согласен, что абсолютно все дети должны изучать эти языки. Но я считаю, что для русскоязычных детей вполне достаточно 2-х часов татарского в неделю. За это время они вполне могут освоить его как государственный язык республики. Остальное время нужно отдать изучению русского. Если у них возникнет потребность в татарском, они впоследствии могут его совершенствовать самостоятельно. Я не учил в школе татарский язык, но за счет самостоятельного изучения понимаю смысл того, что пишется и говорится на языке.

- И сколько, по-вашему, должно быть часов русского?

- 2 часа русского и 2 часа татарского как государственных языков. Оставшиеся часы нужно разделить соответствующим образом: в русскоязычных школах дети учат русский, в татароязычных – татарский. Это даст возможность полноценного изучения русскими и татарами своих родных языков. Получается, что в русской школе дети изучали бы русский язык, в общей сложности, 6 часов в неделю. Вполне логично. Мы за это и боремся. И более 15 тысяч родителей, вступивших в сообщество “Русский язык в школах Татарстана”, солидарны со мной. Кстати, процентов 20 наших сторонников – татары. Более того, по российским законам это право родителей выбирать учебный план, по которому учиться школе. А в Татарстане учебный план, по которому русский язык преподавался бы как родной, противоречит Закону о языках РТ, декларирующему обязательное равное изучение татарского и русского.

- Вы неоднократно встречались и с министром образования Гильмутдиновым, и с премьер-министром Халиковым. Какова реакция руководства республики на ваши обращения?

- Я разговаривал с Разилем Валеевым (председатель Комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Госсовета РТ). Предложил внести поправку в Закон о языках РТ, чтобы татарский и русский изучались бы в Татарстане в равных объемах как государственные. Эта поправка позволила бы изменить количество часов. Конкретного ответа на это предложение не последовало. Летом встречались с Ильдаром Шафкатовичем. Продуктивная встреча была. Я считаю, что татарскую литературу для учащихся русских школ нужно перевести на русский язык. А то что же получается? Русские дети, читая татарскую литературу на татарском языке, не постигают всё богатство этой литературы. Они оказываются обделенными. Есть же замечательные переводы произведений Фатыха Амирхана, Габдуллы Тукая, трудов Габдрахима Утыз-Имяни. Пусть русскоязычные дети читают этих авторов по-русски и понимают, о чем идет речь! Халиков согласился с этой мыслью.

- В открытом письме Рустаму Минниханову от 18 ноября вы требуете увольнения министра образования и науки РТ Альберта Гильмутдинова. Почему?

- Мы с ним 3 раза встречались. Он полностью отрицает наличие каких-либо проблем. Мол, всё у нас хорошо. Помимо перевода татарской литературы на русский язык мы попросили увеличения количества гимназий с русским этно-культурным компонентом, где классы по русскому языка можно делить пополам. По нашим данным, их в республике 15. Мы считаем, что этого мало. Работа по переводу произведений татарских авторов на язык Пушкина уже ведется. Только работа эта почему-то поручена министерству культуры, которое сейчас составляет перечень произведений для новой хрестоматии. Не логично ли, что этим должно заниматься министерство образования? Однако руководитель этого ведомства делает всё возможное, чтобы затормозить выполнение достигнутых на встрече договоренностей, и продолжает публично отрицать проблему преподавания русского языка.

- Вы уже получили ответ от Аппарата Президента РТ?

- Ответа пока не было.

- Как, по-вашему, будут развиваться события?

- К сожалению, местные СМИ искажают нашу позицию. Они воспринимают любую критику местных чиновников как неуважение к татарскому народу. Если вы видели наши плакаты во время митинга в апреле, то вы сразу поймете: мы не выступаем против татарского языка и татарского образования. Мы митинговали, в том числе, и в защиту татарского языка, на плакатах были требования открыть новые татарские гимназии. Но мы против тех чиновников, которые не дают русскоязычным детям реализовать свое конституционное право на полноценное изучение родного русского языка. А это, к сожалению, воспринимается чуть ли не как наезд на Татарстан и на татарский язык. Я склонен думать, что министр Гильмутдинов свою позицию не изменит. Мы будем добиваться его отставки. Будем митинговать. Только на митинги выйдет не 300 человек, а несколько тысяч. Ситуация не разрешается, и наше республиканское правительство должно адекватно реагировать на подобные вещи.

 

 

Автор: Раниль Бикбаев, Татарская деловая газета «еТатар».
подписаться на канал
Комментарии 1
  • Русские не успокоятся, пока не ассимилируют и так уже ассимилированных татар)
    (641)
    9 декабря'2011 в 14:42