Общество

Коррупция получает подкрепление снизу

Точка зрения относительно высокого уровня коррупции на Северном Кавказе в сравнении с другими регионами России отчасти верна. Однако целый ряд регионов России мало в чем уступают Северному Кавказу по этому параметру, а подчас и опережают его. Стоит начать со столицы страны: уровень коррупции в Москве просто зашкаливает, а о размерах откатов и взяток ходят легенды.

По данным исследования фонда «Индем», на протяжении последнего десятилетия самый высокий уровень коррупции установился в ряде регионов Юга России (Ставропольский и Краснодарский край, Ростовская область) и в Приморском крае. Достаточно вспомнить трагическую историю станицы Кущевская, чтобы убедиться: феномен организованной преступности, к сожалению, жив, и процветает не только в республиках Северного Кавказа. А там где организованная преступность, там и коррупция, и «серо-черная» экономика.

В большинстве регионов страны средний уровень коррупции, который, однако, по мировым стандартам чрезвычайно высок: Россию ставят в один ряд со странами третьего мира, типа Нигерии.

Но в России есть и такие регионы, где со взяточничеством и коррупцией дела обстоят значительно лучше, чем в целом по России. Это достигается за счет личной социальной ответственности губернаторов.

Но в силу социально-культурных и этнополитических особенностей Северного Кавказа эти коррупционные импульсы не гасятся, а, напротив, получают подкрепление снизу. Определенной части федеральной элиты выгодно иметь такие регионы, где можно легко осуществлять операцию «распил-откат-занос», по меткому выражению Станислава Белковского.

В связи с реальной борьбой с коррупцией, начатой в Дагестане его бывшим президентом Муху Алиевым, я вспоминаю такой эпизод. Это было в августе 2006 года на совещании по проблемам Южного федерального округа, на котором присутствовали высокопоставленные федеральные чиновники, такие как генеральный прокурор, министр внутренних дел и другие. Высокие чины привычно переводили «стрелки» на местные элиты, обвиняя их в чрезмерном росте коррупции. И тогда президент Дагестана выступил с заявлением, смысл которого сводился к тому, что коррупция в регионе поддерживается именно федеральными ведомствами. Он привел пример: каждый день браконьеры выходят в Каспийское море, а пограничная служба, которую курирует ФСБ, имеет с этого каждый месяц неплохие деньги. «Что об этом не знают в прокуратуре, МВД, или их начальники на месте; те лица, которых назначают федеральные власти?» – спросил тогда Алиев. Федеральным высоким чинам нечем было крыть.

Скажу так: на 60-70% коррупция на Северном Кавказе подпитывается из федерального центра, в основном по линии силовых структур и ряда других ведомств. В этом плане верна поговорка «рыба гниет с головы».

Вертикаль власти превращена в стране в вертикаль коррупции. Эту вертикаль – коррупционную – попытался разрушить экс-президент Дагестана. И тем нарушил сложившиеся «правила игры», хотя позднее, он понял, что эта система непробиваема, и сам, по разным данным, попытался вписаться в неё. Но система – коррупционная – тоже действует избирательно; слишком он не подходящая кандидатура для новой своей роли.

Деньга Халидов Сопредседатель Российского конгресса народов Кавказа

 

Автор: Деньга Халидов, "КАВКАЗСКАЯ ПОЛИТИКА"
подписаться на канал
Комментарии 1
  • :) Очень смешно. Автор, как нашаливший ребёнок, которого поругали родители перевёл стрелки на старшего брата со словами "он первый начал". Уровень коррупции на кавказе зашкаливает, как ни крути. Не надо быть страусами и прятать голову в песок. На кавказе всё имеет цену. И пенсия по инвалидности, и пособие по безработице, и бизнес, и получение кредита, получение любых социальных льгот и гарантий. Даже пенсию оформить стоит денег. Не говоря о том что воруют. ЖКХ воруют нещадно, а потом втридорога сдирают с начеления. Пенсионный фонд ворует. Сколько в КЧР в пенсиооном фонде мёртвых душ? Много. А на жизнь фонду всё равно не хватает. Приходиться воровать. Ничего не могу сказать про Москву, но могу сравнить с ЯНАО. На кавказе воруют и берут взятки больше и наглее. Продаются водительские права, дипломы, больничные листы. Да всё!!! Всё можно купить за сходную цену. Хотя нет, всё можно приобрести ТОЛЬКО за сходную цену. Сделать всё по закону даже можете не мечтать. И что теперь нам байки рассказывать про Москву. В КЧР в больницах даже йодом не помажут бесплатно. Москва виновата? Проблема ещё и в том как население воспринимает вора. Не с презрением, а с благоговением, потому что у него джип есть и трёхэтажный дом. А о том, что приобрел всё это чиновник на ворованные деньги всем плевать. Хочу добавить, для себя я чётко разграничиваю понятие "кавказец" и понятие "мусульманин". Так рьяно, как продажные кавказские лизоблюды представители других национальностей с мусульманами наврядли борются. Любой тупорылый, нацепив форму уже считает себя бессмертным и безнаказанным. На кавказе чиновники никого не боятся, потому что в любом случае влиятельная родня сверху прикроет. Поэтому и уровень коррупции на кавказе выше и наглее. Плевать они хотели на население. А население подобострастно подставляет лбы для плевков. Наше население, угнетенное перед чиновниками, с врождённым чувством благоговейного страха перед любым, кто в "кресле" или в форме, безропотно принимают всё, что требует чиновник. Только мусульмане этому и противодействует. Может поэтому в кавказских регионах борьба с мусульманаами особо рьяная.
    (1890)
    4 декабря'2011 в 20:24