Общество

Что ждёт Татарстан и почему "ушли" муфтия Гусмана Исхакова?

Почему Гусман Исхаков досрочно покинул должность муфтия Татарстана?

На состоявшемся в Казани заседании Второго очередного Пленума ДУМ РТ, муфтий Татарстана Гусман Исхаков заявил, что складывает с себя полномочия муфтия Татарстана и Председателя ДУМ РТ. Согласно уставу и.о. муфтия стал первый заместитель Председателя ДУМ РТ Ильдус Фаизов.

Увы, у самого муфтия не оказалось времени и моральных сил самому прийти на итоговую пресс-конференцию. Поэтому новость об уходе Гусмана Усманова журналистам сообщил не сам муфтий (теперь уже бывший), а и.о. председателя ДУМ РТ Ильдус Фаизов.
«Сегодня состоялся очередной второй пленум. На нем муфтий хазрат отчитался по итогам работы ДУМ РТ во второй половине 2010 года. О своей работе отчитался совет улемов. Также сегодня об уходе по собственному желанию с поста муфтия объявил Гусман хазрат, - сообщил журналистам Фаизов.

Кстати, напомним предысторию случившегося, возможно, она прольет свет на эту «внезапную добровольную» отставку шейха Гусмана Исхакова. Частично это описывалось и в материале"Кто под предлогом борьбы с «ваххабизмом» сеет в благополучном Татарстане семена «Северо-кавказской фитны»?

Напомним о ней в сокращенном виде.
По чьей-то злой воле, как по мановению волшебной палочки благополучный Татарстан из островка мусульманской стабильности и процветания был превращен в «зону террористической опасности». Образцово-показательная модель государственно-религиозного консенсуса, которую приводили в пример другим регионам, вдруг стала рассыпаться как карточный домик. Многие задаются вопросом, а случайно ли это или это новый проект по дестабилизации общей обстановки в Российской Федерации, но уже в ее центральных регионах, как Татарстан и Башкортостан.

Совсем недавно основное детище, известного своими критическими заявлениями по обстановке в регионе зам.муфтия Татарстана Валиуллы Якупова – Центр исламской культуры «Иман» отмечало 20-летний юбилей. Но этот , казалось бы радостный повод не помешал тому, что форум религиозных и научных деятелей практически полностью был сконцентрирован на угрозах т. н. «ваххабизма» в Татарстане.

Сам В. Якупов в своем выступлении на форуме заявил: «В Татарстане сложилась устойчивая эшелонированная оргструктура, ответственная за пропаганду салафизма».

При этом он не оставил без критики и тех немногочисленных госчиновников, которые, рискуя попасть под критику, все же оказывали помощь мусульманским общинам в реализации некоторых их пректов.
По словам Валиуллы Якупова, ряд чиновников высокого ранга, представители банковского и бизнес-сообщества сознательно осуществляют финансирование «ваххабитской» проповеднической машины, выступая фактическими соучастниками терроризма!

На научно-практическом семинаре «Салафизм в Татарстане: распространение, конфликтный потенциал, меры противодействия» ему вторил бывший член известного своим экуменизмом ЦДУМ Фарид Хайдаров по кличке Салман, заявляя о том, что, якобы, «главным рассадником салафизма в республике является Духовное управление мусульман РТ».

Салафитский вопрос периодически «всплывал» в Татарстане начиная с 2000 года. В 2001 под шумные крики якуповых и салманов закрыли набережночелнинское медресе «Йолдыз». Затем последовали публикации в СМИ, в качестве оплотов ваххабизма в республике называвшие Альметьевск и Нижнекамск (нефтяной и нефтехимический промышленный центры Татарстана).

К слову, сегодня мэром Казани является Ильсур Метшин, в тот период возглавлявший администрацию Нижнекамска. В этом же городе располагается и нефтеперерабатывающее предприятие ТАНЕКО – ключевой промышленный проект нового главы республики Рустама Минниханова. По этому поводу можно только догадываться о том кому выгодно сегодня представить благополучный во всех отношениях Татарстан "угрозой для стабильности России". А также и о том, кто стоит за последними громкими разоблачительными заявлениями бывших и настоящих "религиозных деятелей", борцов с мифом «ваххабизма» в Татарстане?

Здесь необходимо напомнить, что ряд мусульманских лидеров Татарстана, среди которых было значительное количество представителей закамских районов Татарстана, выступили с ультиматумом о том, что заместитель муфтия Валиулла Якупов должен покинуть свой пост. Поводом послужил его скандальный призыв сжигать исламскую литературу, которая попала под запрет по решению некоторых региональных судов и вместо того что-бы предпринять меры по их судебной реабилитации, как предлагали лидеры мусульман.

В 2008 муфтий, под непосредственным давлением органов вынужден был сделать все, для того, чтобы спустить на тормозах ультиматум, объявленный имамами Татарстана В.Якупову. Так Якупов, фактически, сохранил свое влияние, а должность его была переформулирована с «первого заместителя» на «заместителя по работе с государственными учреждениями».
В добавок к этому, Гусману Исхакову, в качестве компромисса, навязывают первым заместителем еще одного непремиримого борца за "чистоту татарского ислама" Ильдуса Фаизова, который сегодня, фактически и заменил Г. Исхакова на посту муфтия РТ.

Все это время борцы с мифом «ваххабизма» в Татарстане не прекращали подталкивать силовые структуры республики и федерального центра к более «радикальным методам борьбы со своими инакомыслящими оппонентами, на коих они навешивают ярлык «ваххабитов» или «саляфитов».

Хотя на примере трагедии на Северном Кавказе было совершенно ясно, что силовое решение внутри конфессиональных разногласий абсолютно бесперспективно, ибо это привело к гуманитарной катастрофе, социально-экономическому коллапсу в регионе, а в Поволжье – ключевом транспортном и важнейшем промышленном регионе страны, в центре России может привести к результату вплоть до гражданской войны и разрушения самого государства.

Об этом должны были бы помнить «эксперты» и «исламоведы», которые сегодня призывают нещадно и без всяких разбирательств расправляться с любым проявлением инакомыслия в вопросах принадлежности мусульман к тем или иным общепринятым в мире правовым школам ислама.

«Взрывной рост числа исламистов в Республике Татарстан, наблюдающийся в последние три года, а также планы кавказских ваххабитов по распространению вооруженного “джихада” на Поволжье, позволяют уверенно предполагать, что ситуация в регионе, если в ближайшее время силовые структуры не примут решительных мер, будет развиваться по кавказскому сценарию», - пишет один из таких новоиспеченных «экспертов» Фарит Хайдаров (Салман). При этом он забывает добавить, что силовые структуры пока что никаких результатов на Северном Кавказе не достигли, систематически выигрывая бои, проигрывают войну в целом и призывать делать то же самое и в Поволжье – как минимум антироссийская позиция.

Бывший муфтий от ЦДУМ Фарид Хайдаров (Салман), которого было не слышно и не видно в течение последних нескольких лет, вдруг (а вдруг ли?) объявился в Казани, учредил свой собственный «исламский исследовательский центр» и стал повсеместно раздавать интервью и делать громкие заявления, в которых ответственность за «салафитизацию» республики возложил на руководителя ДУМ Татарстана Г. Исхакова.

«Республика оказалась в расколе – салафиты существуют, это факт, от которого никуда не денешься, партии существуют, существуют и другие нетрадиционные для татарского ислама направления – и все это благодаря тому, что во главе духовной власти был и остается Гусман Исхаков. Ему нужно подать в отставку и уйти, пока еще не совсем поздно, пока ситуация в духовной жизни республики вообще не вышла из-под контроля», -заявил этот новоиспеченный «эксперт». По мнению Фарида Хайдарова (Салмана), салафитского подполья в Татарстане нет, поскольку оно уже интегрировано с официальной духовной властью, ДУМ РТ практически полностью стало салафитским.

Ему вторит другой ревнитель «чистоты татарского ислама» В. Якупов: «Необходимо обществу осознать, что гораздо эффективнее ради мира и спокойствия в родном Татарстане убрать из мечетей всего лишь около двадцати мулл, которые являются ключевым звеном в ваххабитской проповеди, из-за деятельности которых сотни людей избирают ваххабизм как свою веру и духовно гибнут".

Далее он продолжает: "К сожалению, в результате многолетнего присутствия ваххабитских имамов в ключевых мечетях республики им удалось привлечь к деятельности ваххабитского холдинга многих представителей элиты Татарстана. К сегодняшнему дню ряд чиновников высокого ранга, представители банковского и бизнес-сообщества сознательно осуществляют финансирование ваххабитской проповеднической машины, выступая фактическими соучастниками терроризма». Обо всем этом говорится и в резолюции Съезда Центра Исламской культуры «Иман» В. Якупова, прошедшем под девизом «О необходимых мерах по профилактике экстремизма».

В мае 2010 года Валиулла Якупов говорил в интервью: «Проблема Татарстана в том, что значительная часть мусульманского духовенства также стала салафитами, что еще больше затрудняет их идентификацию. Трудность в том, что большинство нашего духовного управления салафизировано».

А вот что говорил Валиулла Якупов в 2004 году в интервью газете «Восточный экспресс» (№41(195) 16 сентября 2004): «На мой взгляд, одной из причин проникновения ваххабизма в Татарстан может быть коррумпированность чиновников. В частности, непонятно, какими принципами руководствуются чиновники, когда разрешают работу одного медресе, которое впоследствии оказывается ваххабитским, и не дают лицензию другому, которое курирует представитель традиционного мусульманского духовенства? Удивительно, что поддержку этим нетрадиционным группам оказывают некоторые чиновники из районных администраций. Так, к примеру, в двух сельских районах республики на средства местных администраций прошел мусульманский летний лагерь, где преподавателями выступали представители нетрадиционного ислама».

Тут необходимо отметить, что особенную тревогу вызывает то, что в авангарде борьбы с «ваххабизацией» стоят люди откровенно антиисламски настроенные и при этом реально слабо владеющие ситуацией.

Так, например, журналист, а ныне тоже «эксперт» Центра евразийских международных исследований Казанского федерального университета Яна Амелина, которая на дилетантском уровне занимается вопросами ислама всего три года, заявляет, например, что никакой умеренный ислам или ханафитский ислам реальной альтернативой «ваххабизму» быть не может, а «излечить» салафизм может только православизация татар.

Вот небольшая подборка высказываний Яны Амелиной об исламе и мусульманах в одной из популярных соцсетей: «Агрессивность ислама и его претензии на мировое господство - отвращают нормальных людей. Что касается нравственности, то сознательно выбрать ислам и следовать его установкам может только тяжелобольной в нравственном плане»; «Надеюсь, что все (здраво)мыслящие мусульмане примут православие»; «Для начала надо научить зверьков находиться в приличном обществе» (о чеченцах); «Так называемые "исламские знания" поражают антинаучностью и общим убожеством».

С таким вот экспертами, высказывания которых неплохо бы подвергнуть экспертизе на предмет разжигания межнациональной и межрелигиозной розни (статья 282 Уголовного кодекса РФ), сотрудничают некоторые религиозные деятели в самом ДУМ Татарстана. Вынашивая мечту оказаться у руля Духовного управления они хранили молчание и вдруг, на руку, к кем-то разыгрываемой уже в центре России «антиваххабитской» истерии вдруг стали активно выступать.

Несомненно, сегодня с подачи вышеупомянутых "духовных" и не духовных личностей происходит откровенный шантаж и нагнетание истерии, которое, вероятно, по их замыслу должно будет трактоваться как очень серьезный политический провал нового главы Татарстана Рустама Минниханова.

Известно, что не так давно из списка «благополучных» уже выбыл Башкортостан. Если такое крайне негативное представление ситуации в Татарстане будет навязано общественности и на федеральном уровне, республика утратит реноме региона, в котором знают и умеют решать исламскую повестку дня, потеряет статус образцово-показательной модели, которую, в немалой степени, поддерживало и Духовное управление во главе с муфтием Г. Исхаковым.

И, когда степень разочарования политикой свободного религиозного развития достигнет определенного градуса, тогда вопросы будут ставиться уже совсем иным ребром, а именно в ключе того, что сценария свободного и при этом благополучного развития ислама для России априори не существует.

В таком случае следует ждать массированного прессинга всего мусульманства, не зависимо от правовых школ и направлений, свертывания всех программ государственной поддержки ислама и низведения религии до уровня ручного пуделя этих самых «экспертов».

А это уже очень серьезная проблема, чреватая последствиями не только для ДУМ РТ или Татарстана, но и в целом для всех мусульман страны и развития ислама в России. Ни этого ли добиваются бывшие замы уже бывшего муфтия и их соратники по борьбе с исламской идентичностью российских мусульман? Время покажет!

Комментарии 0