Политика

Каддафи как предчувствие Кокойты

Дестабилизация обстановки в Южной Осетии может привести к печальным последствиям. Если Кокойты не решит вопрос с Джиоевой "полюбовно", ситуация в республике выйдет из под контроля и нынешнего президента Южной Осетии может постигнуть судьба ливийского полковника Каддафи. Гражданская война в Южной Осетии вряд ли будет, просто поубегают прихвостни Кокойты, а все остальные будут их ловить и вешать на столбах - считает эксперт Интеркавказ Артур Камалов.

По его словам, власти Южной Осетии завели ситуацию в "смешной тупик", сначала проведя выборы, потом скрывая их результаты, а потом отменив итоги из-за какого-то "фигового листка" - жалобы, которая не была ничем подтверждена, а затем перенеся выборы и исключив участие в них Аллы Джиоевой, которая победила в этом туре. "Но если сейчас они не перестанут заниматься такими "шутками" - будет уже не до шуток - там на площади около 5 тысяч человек готово с оружием в руках отстоять свой выбор и поменять власть в республике уже "не конституционными методами". В таком случае и "любовь с Россией" в итоге может стать под очень большой вопрос. Особенно если Россия приедет помогать "бедным осетинам" на танках" - заявил Артур Камалов.

Как сообщают "Московские новости", в Цхинвали ожидали появления делегации во главе с чиновниками администрации президента России. От них ждут, что они помогут найти выход из политического кризиса, в котором оказалась республика после второго тура президентских выборов 27 ноября. Тем временем МИД РФ опубликовал у себя на сайте заявление, согласно которому Россия «принципиально исходит из того, что эти политические процессы — внутреннее дело дружественного соседнего государства», «не вмешивается и не намерена вмешиваться в ее внутренние дела».


Российский МИД руководствуется при этом решением Верховного суда Южной Осетии от 29 ноября, которым были аннулированы итоги второго тура президентских выборов, выигранных оппозиционным кандидатом Аллой Джиоевой, согласно данным избиркома, с отрывом в 16% голосов. Суд назначил новые выборы на 25 марта. Но сторонники Джиоевой этого решения не признают. Более того, днем 30 ноября им удалось добиться от президента Эдуарда Кокойты согласия поддержать требование о пересмотре судебного решения. Если решение от 29 ноября будет отменено, итоговые протоколы выборов вступят в силу, Джиоева начнет готовиться к инаугурации, а Кокойты — к передаче полномочий.

Митингующие в центре Цхинвали сторонники Джиоевой вчера требовали от суда отменить решение немедленно. Но в ВС объяснили, что для этого нужна жалоба со стороны джиоевского штаба на неправомерность прежнего решения, принятого по жалобе правящей партии «Единство». Такая жалоба была вчера написана и передана в Верховный суд. Проблема в том, что решение 29 ноября принималось судом высшей югоосетинской инстанции, а фактически председателем суда Ацамазом Биченовым, которому теперь, возможно, придется отказаться от собственных выводов. По словам осведомленных собеседников «МН» в Цхинвали и Владикавказе, никто из судей Верховного суда, кроме Биченова, не согласился рассматривать жалобу «Единства». При этом председатель суда является одним из ближайших соратников действующего президента и отдает себе отчет в том, что в случае смены власти он рискует оказаться под арестом, полагает источник «МН». К вечеру 30 ноября стало известно, что жалоба джиоевцев будет рассмотрена 1 декабря коллегией судей, в составе которой, вероятно, не будет Биченова: он экстренно уходит в отпуск.

Последнее утро ноября началось с известия о том, что Алла Джиоева, вокруг штаба которой всю ночь дежурило несколько сотен сторонников, созвала «государственный совет». В него вошли практически все участники президентской гонки в первом туре, отказавшиеся поддержать во втором кандидатуру Анатолия Бибилова, и герой обороны Цхинвали в августе 2008 года Анатолий Баранкевич. В первой половине дня около полутора тысяч джиоевцев прошли от штаба к зданию российского правительства в Цхинвали.

После полудня Джиоева и Баранкевич были приглашены в посольство и вышли оттуда через 20 минут вполне довольные: по их словам, российские дипломаты обещали довести их позицию до руководства. Позиция сводилась к необходимости признать результат голосования 27 ноября. В это время на сайте МИД РФ уже висело заявление, в котором ведомство фактически признавало легитимность решения об отмене этих результатов и о новых выборах 25 марта 2012 года.

После посещения посольства колонна уже примерно из двух тысяч человек подошла к зданию администрации Южной Осетии, где также находится ЦИК. Джиоева собиралась там потребовать итоговые протоколы с результатами голосования.

Вход в здание ЦИК был перекрыт вооруженными бойцами ОМОНа и госохраны (личной охраны президента), с которыми Джиоева вступила в диалог: «Почему вы меня не пускаете?» «У нас приказ», — отвечали ей люди в масках. «А если вам прикажут стрелять в меня и всех этих людей? Будете стрелять?» — «Нет». Из окон третьего этажа выглядывали сотрудники центризбиркома. Люди начали разговаривать с ОМОНом, Джиоева просила их не проявлять агрессию к людям в камуфляже: «Это все наши дети, друзья, знакомые. Они служат не одной личности, а интересам государства».

Когда министр внутренних дел ЮО Валерий Валиев пригласил Джиоеву пройти в ЦИК, люди подумали, что ее пытаются арестовать, и начали напирать на сотрудников госохраны. Бойцы передернули затворы, направили автоматы вверх. Толпа продолжала давить, тогда они открыли огонь в воздух, а в них полетели снежки. Через несколько минут Джиоева и Баранкевич смогли зайти в здание. «Я не была вам врагом и никогда им не буду», — сказала Джиоева окружившим ее людям с автоматами. Ее ближайшие соратники, оставшиеся на улице, принялись успокаивать людей.

Примерно через 40 минут лидеры вернулись. Баранкевич сказал, что у него на руках есть итоговые протоколы, фиксирующие победу Джиоевой. По его словам, у ЦИК (который 29 ноября в полном составе утвердил результаты) нет ни одного вопроса к штабу Джиоевой, зато самого текста решения суда об отмене результатов до сих пор нет ни в ЦИК, ни в парламенте, который назначил дату нового голосования.

После этого Джиоева и несколько членов Госсовета отправилась на встречу с Кокойты. По ее словам, ему дали сутки на урегулирование ситуации — отмену неправомерного решения суда и передачу протоколов для публикации в СМИ. По словам участников встречи, обсуждались также гарантии безопасности для самого Эдуарда Кокойты и его семьи, после того как он покинет свой нынешний пост. Практически немедленно стало известно, что президент Кокойты предложил Верховному суду пересмотреть решение о выборах.

Около восьми часов вечера появились сообщения, что кортеж с российскими чиновниками пересек границу Южной Осетии. У здания администрации по-прежнему стоит примерно полуторатысячная толпа сторонников Джиоевой и не расходится: люди говорят, что не верят Кокойты. Когда он попытался выйти к митингующим для беседы, его освистали и фактически загнали обратно в здание. О местонахождении кандидата Анатолия Бибилова ничего не известно, его сторонников на улицах Цхинвали не видно.

Автор: Ильяс Танкиев
подписаться на канал
Комментарии 0