Общество

Боевики оскверняют могилы по всему Пакистану

Уничтожение храмов и могил нет делает услуги исламу, говорят улемы

Во второй половине августа в районе Сват произошло то, что мучает Пакистан все время с момента появления боевиков - осквернение могил. Неизвестные вандалы проникли на кладбище имени Миана Джаба Бабы в Чирьяле, Матта, и повредили более 40 могил. Нападавшие скрылись, как только местные жители бросились к месту преступления на шум.

«Вскоре на место происшествия прибыли полиция и другие службы безопасности. Мы начали поиски... чтобы арестовать участников этого инцидента», и было арестовано несколько человек, сказал «Средней Азии в Интернете» заместитель генерального инспектора в Малаканде Ахтар Хаят Гандапур.

Это происшествие напомнило местным жителям события 2008 года, когда боевики выкопали тело духовного лидера Пира Самиуллы, который всегда выступал против боевиков, и повесили его в общественном месте.

18 апреля 2009 года произошел похожий акт осквернения. Боевики взорвали могилу начальника полицейского участка Риаза Бангаша в районе Пехлаван Банда, Кохат. Они убили его 6 апреля 2009 года, но одного убийства им оказалось мало.

Рост числа разрушений храмов

Череда нападений на храмы и могилы началась в провинции Хайбер-Пахтунхва (ХП), Федерально управляемой территории племен (ФУТП) и на остальной территории страны с 28 мая 2005 года. В тот день смертник совершил теракт в храме Бари Имама в Исламабаде. В результате взрыва погибло не менее 20 человек и более 80 получили ранения.

Одно из последних нападений на храм произошло в июле. Террористы бросили ручные гранаты в храм Амира Хамзы Хана Шинвари (он же Хамза Баба) в Ланди Котале (округ Хайбер) и заложили взрывчатку вдоль ограждения. Гранаты не взорвались, но взрывчатка уничтожила внешнюю часть храма и магазинчик, принадлежащий внуку пуштунского поэта.

«Теперь в храме безопасность обеспечена на должном уровне за счет привлечения шести полицейских. После праздника Ид уль-Фитр меры безопасности будут повышены», - сказал Харун Шинвари, президент джирги Хамза Адаби. Литературные встречи не проводятся в храме уже несколько лет.

Свои действия боевики оправдывают тем, что в святынях наблюдается предосудительное поведение.

«На самом деле... ни женщины, ни целители не посещали (святыню Хамзы Бабы), - сказал Харун, опровергая заявления террористов. - Наркоманов внутри или снаружи храма тоже нет».

Взрыв мавзолея суфийского пуштунского поэта XVII века Абдулы Рахмана Бабы 5 марта 2009 г. в Пешаваре был совершен на фоне обвинений в «неисламской» деятельности.

Настоятели храма сказали, что из неизвестных источников им поступил приказ не пускать женщин в храм, в противном случае он будет взорван.

«Как можно не пускать в храм верующих женщин и в то же самое время отдавать дань уважения человеку, который почитается как глава семьи и старейшина каждого пуштунского племени? - задается вопросом Шах Фейсал, старший член джирги Рахман Адаби. - Женщины в равной степени чтут Рахмана Бабу».

Перед рассветом боевики взорвали заложенную взрывчатку, от чего в гигантской гробнице образовалась трещина. Взрыв оказался настолько разрушительным, что инженерам пришлось демонтировать храм, чтобы его отремонтировать.

Богословы осуждают подобные разрушения; по их словам, это порочит тех, кто покоится в могиле.

«Это не делает никакой услуги религии, - сказал Маулана Аманулла, учитель семинарии Абу Бакар на Кольцевой дороге. - Такие люди, как Абдул Рахман Баба, почитаются во всем мире как святые, и женщины в надлежащей исламской одежде приходят сюда, чтобы отдать дань уважения и произнести фатиху (главную исламскую молитву)».

Мотивы осквернений

За нападениями на святыни в основном стоит желание запугать общественность, сообщил «Средней Азии в Интернете» Халид Хан, репортер «Джео ньюз».

«Определенная секта, которой не нравится, что люди ходят в храмы и на могилы, тоже стоит за этими инцидентами (и хочет), чтобы из-за страха люди перестали посещать эти места», - сказал Хан.

Хан напомнил о нападении на храм Абу Саида Бабы в деревне Шиехан в марте 2008 года. Как минимум 18 жителей деревни погибли в борьбе боевиками из округа Хайбер, которые требовали, чтобы храм закрыл свои двери для посетителей. По словам Аршада Али, члена джирги Рахман Баба Адаби, за уничтожением святынь стоит ряд факторов.

«Часть секты «Ахле Хадис» против почитания и придания значения святыням и могилам, - сказал он. - Считается, что за (большинством) нападений на храмы и могилы стоят последователи этой школы мысли».

Другие суфийские идеалы противоречат трактовке ислама боевиков.

«Убежденные боевики не поддерживают кавали (суфийскую традиционную музыку) и другие обряды в храмах, которые проводят последователи суфизма, - сказал он. - Они стали на сторону терроризма, чтобы положить конец этим действиям... , но в целом это им не удалось».

Нападения на храмы относительно новое, но, к сожалению, хорошо знакомое явление

Пакистанцы плохо помнят, что до 2005 года о взрывах святынь не было ничего известно.

Такие атаки начались в конце 2007 года, когда боевики взорвали гробницу Абдула Шакура Баба в Чамкани, Пешавар, и напали на другие святыни по всей территории ХП и ФУТП.

В декабре 2008 года власти предотвратили попытку взрыва храма Пира Бабы в Бунере. Боевики отправили пару террористов-смертников из районов проживания племен напасть на посетителей храма Шахи Сарвара в Дера Гази Хане 3 апреля.

Один из подростков подорвался, убив более 50 человек, но попытка другого не увенчалась успехом. Уцелевший террорист по имени Умар впоследствии сказал, что сожалеет о своем участии в кровавых преступлениях, и попросил своих бывших товарищей отвернуться от воинственности.

Террористы хотят, чтобы было как можно больше жертв и страха, поэтому и нападают на многолюдные святыни. В июле 2010 года трое смертников совершили теракт в храме Даты Дарбара в Лахоре, унеся жизни не менее 42 человек и ранив десятки других.

В Пакпатане в результате взрыва бомбы, заложенной возле храма Бабы Фарида Шакара Ганджа погибло шесть и было ранено 16 человек. Из-за принятых мер безопасности террористы не смогли проникнуть в здание, иначе число жертв было бы выше, сказал Ваказ Назир, участковый инспектор из Пакпатана.

Такая тенденция волнует верующих. «Как мусульманин может убить десятки мусульман под предлогом, чтобы они не совершили «грех»? - спрашивает Аманулла. - Те, кто проводят эти нападения, на самом деле не мусульмане, они работают на врагов».

 

Автор: Джавед Азиз Хан
подписаться на канал
Комментарии 0