Просвещение

Природоохрана и зоозащита как религиозная обязанность мусульман

Вo имя Аллаха, Милостивого, Милосердного

Бережное отношение к природе и милосердное отношение к живым существам как нравственный императив присущи многим религиозным традициям. Однако в Исламе уважение и милосердие ко всему живому и неживому творению Бога является не благим пожеланием, ни к чему не обязывающим, а строгим повелением Аллаха человеку, неукоснительной религиозной обязанностью общины верующих в целом и каждого верующего в отдельности.

В исламе есть четко обозначенная категория религиозной обязанности ("фарз"), за исполнение которой полагается награда, а за невыполнение - наказание в вечной жизни. В Коране такие обязательные действия предписаны Аллахом в форме строгого повеления, а в достоверной сунне пророка Мухаммада (с.а.в.) эти повеления детализированы и конкретизированы. Невыполнение таких обязанности является тяжким грехом, а их отрицание выводит человека из религии. Другая категория мусульманского права - одобряемое ("сунна"), действие, которое желательно выполнять верующему, действие, которое пророк Мухаммад (с.а.в.) рекомендовал совершать, совершал сам, одобрял или порицал. Категория "харам" - это абсолютно запретное для мусульманина действие, совершение которого запрещено Аллахом в Коране и пророком Мухаммадом (с.а.в.) в достоверных хадисах.

Бережное, уважительное отношение к природе, к земле, к воде, к среде обитания, к живым существам является повелением Аллаха в Коране. "Не распространяйте нечестия на земле после того, как она приведена в порядок! (7: 56); "Не ступай по земле горделиво, ведь ты не пробуришь землю и не достигнешь гор высотой! " (17: 37); "… и делайте добро родителям, родственникам, сиротам, нуждающемуся, соседу, как состоящему (с вами) в родстве, так и не состоящему, и товарищу, и путнику, и тем, кто вам принадлежит. Поистине, Аллах не любит надменного и гордеца" (4, 36). "Те, кто вам принадлежит" - речь идет о в том числе и о животных, с которыми человек связан в жизни. Земля создана Аллахом "на пользу вам и вашим животным" (80: 32).
"Те, кто на небесах и на земле, а также их тени добровольно или невольно падают ниц перед Аллахом по утрам и перед закатом” (13: 15). Бытие природы и животных имеет ценность не только по отношению к пользе человека, но и само по себе. При этом природа имеет преимущество перед человеком:"Неужели ты не видишь, что перед Аллахом падают ниц те, кто на небесах и на земле, солнце, луна, звезды, горы, деревья, животные и многие люди. А многие из них заслуживают мучений. Никто не окажет почтения тому, кого унизит Аллах. Воистину, Аллах поступает так, как пожелает” (22: 18). Все природные существа поклоняются Аллаху, а люди - не все! "Все живые существа на земле и птицы, летающие на двух крыльях, являются подобными вам сообществами. Мы ничего не упустили в Писании. А затем они будут собраны к своему Господу”. (6:38) 
"Он сотворил небеса и землю во истине" (16: 3). Ислам не знает противоположности между "святым" небом и "грешной" землей, все творение Аллаха - священно и совершенно, а все зло порождено греховными делами человека. "Зло на суше и на море по причине людских рук" (30: 41) - предупреждает Аллах. Человек - наместник Аллаха на земле, но человек не является господином жизни и смерти земли и населяющих ее существ. Земля, природа, растения и животные даны ему во временное пользование под строгий отчет.
Истязание животных с целью "хозяйственной необходимости", служения идолу или просто для развлечения является абсолютно запретным деянием ("харам"), в Коране оно названо "деянием сатаны". "«Я непременно заберу назначенную часть Твоих рабов. Я непременно введу их в заблуждение, возбужу в них надежды, прикажу им обрезать уши у скотины и прикажу им искажать творение Аллаха». Кто сделал сатану своим покровителем и помощником вместо Аллаха, тот уже потерпел очевидный убыток" (4: 118-119). Повеления пророка Мухаммада (с.а.в.) детализируют эти повеления Аллаха. Спасенная собака послужила человеку прощением грехов, погубленная кошка стала причиной посмертных мучений. Пророк (с.а.в) проклял того, кто выжигает клеймо на морде животного, кто охотится ради развлечения, кто использует мех диких животных для роскоши. Такие деяния, как убийство животного жестоким способом, убийство дитеныша на глазах матери, увечье, издевательство подпадают под категорию "харам", запрещены Аллахом и пророком (с.а.в.), влекут за собой посмертное наказание, а также должны повлечь за собой и наказание в земной жизни.(http://islamecologia.ucoz.ru/index/0-20). Кошка - любимое животное пророка Мухаммада (с.а.в.), любить кошку - сунна пророка. Однако проявлять милосердие человек обязан ко всем без исключения живым существам, независимо от симпатии или антипатии к тому или иному биологическому виду. Даже убйство опасных для жизни человека живых существ должно производиться не мучительным способом.

В хадисе пророка по поводу избегания запретного говорится: если ты увидел что-то запретное или порицаемое, останови это своей рукой, если не можешь остановить рукой, останови словом, если не можешь остановить словом, то отойди и осуди в сердце своем, и последнее будет самым слабым проявлением веры. Таким образом, мусульмане обязаны сами избегать природоразрушающих действий и жестокости к животным, по возможности пресекать подобные действия других людей, попагандировать экологические ценности, участвовать в разработке природоохранных и зоозащитных законов и добиваться их принятия, участвовать в акциях против использования меха, жестоких методов охоты и опытов, убийства бездомных животных. Мало только избегать запретного и протестовать, милосердие должно быть активным, деятельным. "Оттолкни зло тем, что лучше"(23: 96) - повелел Аллах в Коране. Пророк (с.а.в.) велел посадить росток финиковой пальмы в землю, даже если уже наступает Судный день. Человек, которому Аллах простил грехи, не просто пожалел больную собаку в своем сердце, а спустился в глубокий колодец, зачерпнул воды и напоил ее. Мусульмане обязаны проводить природовосстановительные работы, строить и содержать приюты и ветеринарные клиники для беспризорных и больных животных, активно участвовать в научных исследованиях и разработках природосберегающих технологий. Мало того. Мусульмане обязаны не только исправлять последствия хищнического природопользования людей неверующих. Мусульмане обязаны разработать и предложить собственную социально-экономическую, технологическую и гуманитарную парадигму развития современной глобальной цивилизации.

Темы экологии, природоохраны и зоозащиты давно стали широко обсуждаемыми и актуальными во всемирной исламской общине. Современные мусульмане и в странах "золотого миллиарда", и в странах "третьего мира" принимают активное участие в экологических движениях и начинаниях, предлагают свои пути решения проблем современного мира. Только в России, к сожалению, мусульмане не проявляют ни малейшего интереса к этому важнейшему аспекту своего вероучения. Официальные мусульманские организации и лидеры озабочены только тем, как бы угодить власти. Немногочисленные независимые, нонконформистские группы и отдельные мусульмане, ориентированные на правозащиту, также игнорируют природоохранные и зоозащитные проблемы, видимо, "стесняются" озвучить проблему прав животных и природы, пока не решена проблема прав человека. Однако сунна пророка Мухаммада (с.а.в.) не дает оснований к такому однобокому антропоцентрическому подходу: "сперва человек, а животные и природа - потом". В достоверном хадисе говорится о том, как пророк (с.а.в.) приказывал своим спутникам распрячь и напоить уставших верховых животных, прежде чем приступить к обязательной молитве.

Аллах не возложил на человека ничего непосильного. Приютить бездомное животное, посадить дерево взамен срубленного, разместить в своем блоге информацию на экологическую тему под силу любому мусульманину и мусульманке, независимо от своего материального положения, социально-культурного уровня и положения с правами человека в стране пребывания. Поэтому есть основания рассматривать как индивидуальную религиозную обязанность ("фарз айн") участие каждого верующего в тех формах природоохраны и зоозащиты, которые традиционно приняты в современном обществе, в малых делах милосердия по отношению к животным и природе. Разработка же и внедрение инноваций, направленных на радикальное решение глобальной экологической проблемы есть коллективная обязанность ("фарз кифайя") всемирной исламской общины.
А Аллах Всевышний знает лучше.

Автор: © IslamEcology Community

Комментарии 0