Просвещение

Будь братом каждому мусульманину

Братство — это милость, дарованная мусульманам Всевышним Аллахом, Который объединил всех уверовавших в Него под единым знаменем ислама.
«И помните милость Аллаха к вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по Его милости братьями!» Сура 3, аят103.


Ничто на свете не смогло бы так объединить арабов, пребывавших в нескончаемых воинах и раздорах, как вера в Аллаха. Исламское братство создало единую умму, охваченную общей целью, переживающую схожие чувства, имеющую общие мечты. Центром этого единства стала вера в Аллаха и поклонение только Ему одному.


«Он — тот, кто подкрепил тебя Своей помощью и верующими. И объединил их сердца. Если бы ты израсходовал все, что на земле, то не объединил бы их сердца, но Аллах объединил их, — ведь Он — Великий, Мудрый!» Сура 8, аяты 62,63


Каждый, кто произносил свидетельство, становился братом для всех мусульман, вне зависимости от национальности и расовой принадлежности. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Поистине не может быть у араба превосходства над неарабом, как и у неараба превосходства над арабом, не может быть у белого превосходства над черным и у черного превосходства над белым, кроме как по богобоязненности».


В этом единстве, плотными рядами, мусульмане противостояли выпадавшим на их долю испытаниям. Они поддерживали друг друга в трудные минуты и разделяли радость во время успеха. Это было братство, которое невозможно разрушить. Это было братство, которое ничто не могло поколебать. Это было братство несмотря ни на что.


«Мухаммад — посланник Божий, а те, кто с ним, — суровы и тверды против неверных, добросердечны меж собой. Ты видишь, как они, преклоняют колени, падая ниц (в молитве перед Богом), желая обрести Господню милость и сделаться Ему угодным». Сура 48, аят 29


Такому братству Всевышний ниспосылал победу и даровал Свою помощь, повергая их врагов и раскрывая мусульманам новые просторы для развития.


Однако, когда умма потеряла понимание священности братства, установленного Аллахом, и превратилась в совокупность разрозненных групп, выискивающих друг у друга недостатки, следящих друг за другом, и обменивающихся взаимными обвинениями, Всевышний лишил ее Своей поддержки и помощи.


Мусульмане стали небрежно относиться к братству, забывая, что оно установлено не людьми, по их большому одолжению, а Господом миров, как милость от Него к людям и как огромная ответственность.


«Они представляют милостью тебе то, что они приняли ислам. Скажи: "Не представляйте ваш ислам милостью мне. Это Аллах почтил вас милостью, что повел вас к вере, если вы правдивы!"» Сура 49, аят 17.


Для того, чтобы мусульманский мир обрел бывалую силу и поддержку Всевышнего ему необходимо вспомнить о той основе, с которой начинался ислам — братстве всех уверовавших в Единого Аллаха, как Господа и пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, как Его раба и посланника.


Речь в этой теме не идет о братстве, как об идеальных взаимоотношениях между мусульманами, хотя это не менее важно. Разговор пойдет о братстве как таковом, братстве, установленном Аллахом между всеми, кто произносит: «Нет божества, кроме Аллаха и Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, посланник Аллаха». Речь идет о понимании единства всех мусульман, произносящих это свидетельство, сплоченности, исключающей религиозную вражду и непримиримость.


Необходимо братство, основанное на доверии и любви, без подозрительности и выискивания недостатков. Необходимо понимание общности братьев, несмотря на многочисленные, препятствующие, как кажется на первый взгляд, этому пониманию, обстоятельства.


«Скажи служителям Моим, чтоб говорили они то, что лучше. Поистине, меж ними Сатана желает несогласие посеять, а Сатана для человека — явный враг». Сура «Ночной Перенос», аят 53.


«И не будьте таковы, как те, которые разделились и стали разногласить, после того как пришли к ним ясные знамения; для этих — великое наказание». Сура 3, аят 105.


Среди множества возможных препятствий на пути чувства братства мы рассмотрим два:
1. грехи и упущения в религии, которые совершает часть слабых или невежественных мусульман;
2. религиозно–правовые противоречия, которые существуют между мусульманами.

 

 

[Братство, несмотря на грехи брата]
Исламское братство сохраняется несмотря на наличие у брата грехов и упущений в религии. Понимание этого особенно важно в наши дни, когда многие мусульмане совершают большие грехи, а некоторые из них, по собственному невежеству, даже впадают в многобожие.


Известно, что совершение грехов не выводит человека из ислама, если человек их совершивший, не станет отрицать их греховность.
«Прощает все грехи Аллах, — поистине, Он милосерд и всепрощающ!» Сура 39, аят 53.


В книге «Облегчённый комментарий к "Акиде" Ат–Тахави». Доктор Мухаммад бин Абд ар–Рахманаль–Хамис пишет:
«Люди сунны и единодушия не обвиняют в неверии мусульманина, совершившего малый или большой грех, если сам он сердцем своим не посчитает для себя дозволенным совершение его, решив, что это не является для него запретным».


Все мы знаем, что вера — есть убеждение человека в сердце и подтверждение ее словами. Определенные поступки, или их отсутствие свидетельствуют о степени совершенства веры, а не о ней как таковой. Таким образом грехи, совершаемые человеком, будут свидетельством слабости веры, но не ее отсутствия, также как многочисленные благодеяния будут показателем совершенства веры.


Несомненно, что все мусульмане не могут быть совершенными и безгрешными, но из–за своей слабости они не становятся вероотступниками. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал тому, кто проклял пьяницу, которого уже несколько раз наказывали: «Не проклинай его — ведь он любит Аллаха и Его посланника».


Известно, что шариат назначил различные виды наказаний за такие грехи, как убийство, прелюбодеяние и пьянство, а если бы все это было неверием, то было бы одно наказание для всех — наказание вероотступника.


К тому же, очень важно помнить об опасности различных обвинений, совершаемых в опережение суда Всевышнего Аллаха, когда Он сам будет определять, кто есть неверный, а кто достоин прощения и милости. Поистине, милость Аллаха велика и объемлет всякую вещь, а сам Господь, перед тем как ввергнуть своего раба в геенну, будет искать малейший повод для того, чтобы простить его.


В одном из хадисов повествуется, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Среди сынов Израилевых было двое братьев, один из которых совершал грехи, а второй усердно поклонялся Аллаху. Постоянно видя, как брат грешит, правоверный говорил ему: "Прекрати!" Однажды он вновь застал его, когда тот совершил грех, и сказал: "Прекрати!" Тот ответил: "Оставь меня с моим Господом! Разве ты послан наблюдать за мной?" Он же сказал: "Клянусь Аллахом, Аллах не простит тебя". Когда же их души покинули тела, и они были собраны пред Господом миров, Аллах сказал тому из них, кто усердствовал в поклонении: "Знал ли ты обо Мне? Или же ты обладал Моим могуществом?" А затем Он сказал грешнику: "Ступай и войди в рай по милости Моей", — и повелел относительно другого: "Отведите его в Огонь!"". Абу Хурейра сказал об этом человеке: "Клянусь Тем, в чьей длани моя душа, он произнёс одно слово, которое погубило как его мирскую, так и будущую жизни".


Помни, мой брат, что лучше ошибиться, говоря о том, что Аллах простит кого–то, чем утверждать, что его ожидает наказание!
Мусульманин, видя греховность и слабость веры своего брата, должен проявлять к нему снисхождение и жалость. Его важной задачей будет объяснить своему брату греховность совершаемых им поступков, проявляя терпение и выдержку, просить у Всевышнего укрепления его веры и прощения его грехов. Все это должно исходить из понимания, что он, несмотря на свои слабости, все равно мусульманин, а значит твой брат по вере, к которому ты должен относиться с уважением и снисходительностью.

 

 


[Обвинение в неверии]

Болезнь, которая постигла сегодня мусульманский мир — взаимное обвинение в неверии. Отвлекаясь от прогресса и развития, некоторые мусульмане проводят время, выискивая друг у друга недостатки и обвиняя своих братьев в неверии, лицемерии и т. п. Существуют даже группы, которые обвиняют в неверии всех мусульман, живших после 4 века хиджры по причине таклида.
Мусульманин должен помнить, что называя кого–либо неверным или безбожником, он берёт на себя ответственность говорить от имени Аллаха и Его Посланника, поэтому с обвинениями в неверии необходимо быть особенно осторожным.
В первую очередь, необходимо учитывать, что неверие может совершаться по причинам, которые являются с точки зрения шариата уважительными:

 

1. Неверие может совершаться по незнанию. Всевышний Аллах сказал:
«А если кто–нибудь выступает против Посланника и не следует путём верующих, после того, как ему стал ясен прямой путь, то такого Мы направим туда, куда он обратился, и ввергнем в Ад». Сура "Женщины", аят 115. (Поэтому тот, кто находился в заблуждении до того, как ему станет ясен прямой путь, не будет обязательно в числе адских мучеников).


Шейх-уль–ислам Ибн Теймийа сказал о некоторых невежественных мусульманах, которые совершают многобожие: "Но по причине того, что распространилось невежество и уменьшились знания о послании среди последующих поколений, их нельзя обвинять в неверии за это (то есть за обращение с мольбой к мёртвым пророкам и праведникам), пока им не станет ясна разница между тем, с чем пришёл Посланник, и тем, что этому противоречит".


2. Поступки, внешне свидетельствующие о неверии, могут быть совершены неумышленно, то есть без соответствующего намерения.


Человек не становится неверным, если он не намеревался совершить неверие. Следует внимательно вникнуть в слово "намеревался", ибо это крайне важно. Непреднамеренное произнесение слов неверия может иметь место в нескольких случаях:


— в состоянии сильного гнева


— в порыве радости (хадис о человеке, потерявшем своего верблюда, и воскликнувшем при его обнаружении "О мой Аллах! Ты — мой раб, а я — твой Господь").


— под принуждением. «Гнев Аллаха падёт на тех, кто отрёкся от Аллаха, а раньше верил в Него, если только он не был принуждён к отречению, но [сам сохранял] в сердце приверженность к вере». Сура "Пчёлы", аят 106


Шейх Мухаммад ибн Салих сказал: "Для обвинения в неверии мы должны твёрдо знать, что совершённое человеком является неверием, о чём свидетельствует шариат, и тогда тот, кто совершил его, заслуживает обвинения в неверии. Если же мы не убеждены в том, что это является неверием, или сомневаемся в этом, то не имеем права считать человека неверным, ибо каждый человек считается мусульманином, пока не доказано обратное. Если мы знаем, что подобное деяние является неверием, но сомневаемся в положении человека, совершившего его, ибо не знаем, можно ли оправдать его поступок неправильным пониманием и неведением или нет, то мы также не считаем его неверным".


Наши праведные предки понимали огромную ответственность за исламское братство, которое установил Аллах и боялись обвинять в неверии мусульман.


Известно, что Али отрицал все обвинения хариджитов, но не отвечал им тем же и считал их мусульманами. Когда его спросили являются ли хариджиты неверными, он отвечал: «Бегите от обвинения в неверии!». Тогда его спрашивали: «Кто же они?» Он отвечал: «Они наши вчерашние братья, вышедшие против нас сегодня!»


Али также говорил хариджитам: «У вас перед нами три права: мы не можем запрещать вам посещать мечети, не можем лишать вас имущества и не можем начинать военные действия против вас, пока вы не начнете бунт». Али гарантировал им свободу богослужения в мечетях и предоставил все права мусульман. Это с учетом того, что каждый из хариджитов был хорошо подготовленным воином, готовым сражаться в любой момент.


Шейх-уль–ислам Ибн Теймийа упоминал о том, как имам Ахмад ибн Ханбаль относился к заблудшим мусульманам. Он сказал: "Некоторые из правителей утверждали то, что говорили джахмиты, считали Коран сотворённым, считали, что никто не сможет увидеть Аллаха в будущей жизни, и т.п. Они проповедовали это среди людей, подвергали их мучениям. Тех, кто не отвечал на их призыв, они наказывали, а тех, кто не следовал за ними, обвиняли в неверии. Схватив пленного, они не отпускали его, пока он не признавал их убеждения в том, что Коран сотворён, и пр. Они назначали своими наместниками только тех, кто признавал это, и только таким людям оказывали помощь из средств заката.


Тем не менее, имам Ахмад молил Аллаха смилостивиться над ними и простить их, так как он знал, что им ещё не ясно то, что они опровергают Посланника. И хотя они и не отрицали того, с чем он пришёл, они ошибочно толковали это и слепо следовали за теми, кто научил их этому".


Мусульманин должен искать оправдания для своего брата, а не выискивать его недостатки, разыскивая повод, чтобы обвинить его. Коран категорически порицает такое поведение:


«О вы, кто верует! (с особым тщанием) себя от подозрительности берегите, — бывают случаи, в которых она становится грехом; и не подсматривайте друг за другом, и за спиной друг друга не злословьте. Захочет кто–нибудь из вас есть мясо умершего брата? Вам омерзительно бы это было! А потому страшитесь (гнева) Господа, — ведь обращающ Он и милосерден!» Сура «Покои» аят 12.


Из жизни Абу Ханифы известно, что когда его сын спросил, почему он запрещает ему проводить дискуссии на философские темы, хотя сам в них участвовал, он ответил: «Мы вели споры так осторожно, будто на головах у нас сидели птицы, ибо боялись, что наш товарищ допустит ошибку, а вы ведете споры, желая, чтобы ваш товарищ ошибся, а тот, кто желает этого, желает, чтобы его товарищ впал в неверие».


Поэтому, относительно таких понятий как неверие необходимо проявлять особую осторожность.
Не нужно забывать о следующем хадисе Пророка, который сказал: "Придёт время, когда люди не будут знать ни о намазе, ни о посте, ни о хадже, ни о малом паломничестве, кроме стариков и старух. Они скажут: "Мы застали своих отцов, а они говорили: "Нет божества, кроме Аллаха"". Хузейфу ибн аль–Йамана спросили: "Им ведь не принесут пользы произносимые ими слова "Нет божества, кроме Аллаха"?" Он ответил: "Они спасут их от Огня!"


Мой дорогой брат, это является очень важной стороной исламского шариата, знать и придерживаться которой должен всякий, кто уверовал в Аллаха и Его Посланника. Будь милостив к окружающим тебя в этом мире людям, и Аллах будет милостив к тебе в мире ином. Не спеши называть человека неверным, но спеши разъяснить ему истину с мудростью и добрым наставлением, и да поможет всем нам Аллах!

 

 

[Братство несмотря на религиозные разногласия]
В исламе существуют категорические положения, которые имеют однозначную, неопровержимую основу в Коране, сунне а также в иджма (единогласном мнении). Это положения, относительно которых у мусульманских ученных нет разногласий. Они обязательны для принятия, и противоречить им не дозволяется, так как это может привести к неверию.


Однако, существует в шариате большое количество второстепенных вопросов, которые входят в область иджтихада. Здесь — множество мнений, каждое из которых, имеет свою аргументацию. Это — милость, мягкость и широта шариата.


Факторов, порождающих религиозные противоречия, может быть множество. К примеру, возникновение различных мнений между мазхабами Абу Амина Биляль Филипс, в своей книге «Эволюция фикха», объясняет следующими причинами.


1. Различия в толковании отдельных слов, встречающихся в Коране и сунне. К примеру, Абу Ханифа считал, что слово «куру», упомянутое Коране, означает месячные у женщины, а Малик, Аш–Шафиии Ибн Ханбал, понимали его, как период чистоты между месячными. Исходя из этого представителями мазхабов были вынесены различные фетвы о времени наступления окончательного развода.


2. Различия в степени доступности хадисов для имамов и слабое развитие науки критики хадисов (что привело к использованию в ряде случаев слабых хадисов), а также различные подходы самих имамов к оценке и анализу хадисов.


Во многих случаях повествования хадисов не доходили до ученных в силу того, что рассказывавшие их сахабы к тому времени поселились в различных регионах по всему исламскому халифату.


Также надо отметить, что крупные мазхабы, появившиеся с середины 8 века до первой половины 9 века, были основаны еще до того, как были составлены полные собрания хадисов (шесть достоверных сборников), которые появились только в конце 9, начале 10 веков.


3. различия в использовании дополнительных второстепенных источников фикха.
Например, принятие имамом Маликом обычаев жителей Медины в качестве источника мусульманского права не было признано большинством ученных. А принципы «истихсан» Абу Ханифы и «истисла» Малика были отвергнуты имамом Шафии.

Различные суждения существуют не только между мазхабами, но даже внутри правовых школ. Например, в мазхабе имама Ахмада все разногласия уложены в сборник из 12 томов под названием «Выбор перевеса в противоречиях».


Противоречия между учеными это естественное дело, и оно не должно переходить в религиозную неприязнь и вражду. Пример братства несмотря на различные мнения в наилучшей степени проявили наши праведные предки. Известно, что разные ученные молились друг за другом, несмотря на различные подходы к вопросам утраты омовения, чтения басмаллы и другим вопросам.
Как–то Ахмада ибн Ханбала, который считал омовение нарушенным при выходе крови, спросили: «Если у моего имама выйдет кровь, и он не совершит омовение, можно ли мне молиться за ним?» Он ответил: «А как же ты не будешь молиться за Саидом ибнуль–Мусайибом и Маликом!»


Разные точки зрения будут существовать всегда, и привести весь исламский мир к следованию одному мазхабу или одному ученому невозможно. Выход из этого лишь в воспитании «адабуль ихтиляф» (уважение к различным точкам зрения) и понимания неизбежности и естественности такого различия мнений. Важно также воспитание прочного братства, которое должно стать крепким стержнем, не позволяющим мелким противоречиям нарушить единство и сплоченность мусульманской уммы.
«И не будьте таковы, как те, которые разделились и стали разногласить, после того как пришли к ним ясные знамения; для этих — великое наказание». Сура 3, аят 105.


Когда один из халифов мусульман Абу Джа'фар предложил Малик ибн Анасу установить его мазхаб в качестве единственного и обязательного для всех, он отказался сказав: «Сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, разошлись по городам, и у каждого народа сформировалось свое понимание, и если ты попытаешься привить им одно мнение, будет смута».
Надо отметить, что случаи различного толкования слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, бывали и при его жизни, и посланник Аллаха с мудростью их разрешал.

Однажды, отправляясь в поход против иудейского племени Бану Курайза, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел своим сподвижникам не совершать послеполуденную молитву (аср), иначе как на месте прибытия. В пути сподвижники поняли, что не успеют доехать к месту назначения до окончания времени молитвы. Одни из них, расценив слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, буквально, продолжили путь без молитвы, а другие, решив, что пророк да благословит его Аллах и приветствует, хотел лишь поторопить их и не желал бы пропуска молитвы, совершили ее в пути. Однако, пророк, мир ему, не порицал никого из них, хотя кто–тов любом случае совершил ошибку. Это говорит о том, что действие при иджтихаде не может быть греховным, а значит не должно порождать взаимную неприязнь.


Абу Са'ид аль–Худри рассказал: «Два человека (имеется в виду сподвижники) выехали в путешествие. Настало время молитвы, и поскольку у них не было воды, они совершили тайаммум. Затем, в течение времени той же самой молитвы, они нашли воду. Один из них повторил свою молитву с омовением, а другой нет. Когда они увидели Посланника Аллаха, то спросили его относительно надлежащей процедуры в таком случае. Он сказал тому, кто не повторил молитву: "Ты действовал согласно сунне и твоя молитва достаточна для тебя". Другому же он сказал: "Ты получишь двойную награду". (Абу Дауд и Ан–Наса'и)


Понимая неизбежность противоречий в религиозных вопросах, мусульмане должны также понимать приоритетность единства и братства над всем остальным в исламе. Необходимо объединяться на основе того, что ясно и несомненно для всех уверовавших, а мелкие вопросы могут обсуждаться в спокойной дискуссии ученых людей.


Известен случай, когда один из египетских ученых приехал прочитать лекцию в каком–то селении. В мечети между жителями села в это время разгорелся спор, который готов был вылиться в противоборство. Причина спора была в том, что часть мусульман считали, что таравих следует совершать в восемь ракаатов, а другие настаивали, что нужно делать двадцать. Разногласия имели место также по вопросу делать ли дуа после азана вслух или шепотом. Из–за разногласий джамаат разделился на два лагеря, каждый из которых отстаивал свою точку зрения.


Когда в селение прибыл ученый, жители решили обратится к нему по указанным выше вопросам, чтобы он разъяснил сколько ракаатов совершать и как читать дуа. Когда ему задали вопросы, и сообщили о конфликтах возникающих на их почве, он дал им ответ, который их удивил. Он посоветовал им вообще не совершать таравих в мечети и вообще не делать азан, совершая молитву без него. Таравих и азан — это сунна, пояснил ученный, а единство, которое вы нарушаетеиз–за разногласий в них — это обязанность. Лучше вообще оставить сунну, чем из–за нее нарушить обязанность.


Действительно, за что Аллах спросит больше, за то сколько ты делал ракаатов таравих, как ты совершал дуа вслух или шепотом, или же за единство и братство, которое Он установил и повелел сохранять.


«Держитесь за вервь Аллаха, и не разделяйтесь, и помните милость Аллаха вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по Его милости братьями!» Сура 3, аят 103


«И не будьте таковы, как те, которые разделились и стали разногласить, после того как пришли к ним ясные знамения; для этих — великое наказание». Сура 3, аят 105.


Единство — это то оружие, которое мусульмане должны противопоставить своим врагам. Поэтому верующим необходимо проявлять мудрость и осмотрительность, не поддаваясь на уловки шайтанов из джиннов и людей, желающих раздробить мусульманскую умму, чтобы потом уничтожить ее по частям.


«Скажи служителям Моим, чтоб говорили они то, что лучше. Поистине, меж ними Сатана желает несогласие посеять, а Сатана для человека — явный враг». Сура «Ночной Перенос», аят 53.


Единство и братство — это те условия, которые Всевышний Аллах сделал обязательными для победы.


«Поистине Аллах любит тех, кто сражаются на Его пути (плотными) рядами, словно они единое здание» Сура 61, аят 4.
Напротив, разобщенность и противоречия служат предпосылкой поражения.


«Он — тот, кто подкрепил тебя Своей помощью и верующими. И объединил их сердца» Сура 8, аяты 62,63

 

Да объединит Аллах сердца мусульман
И дарует им правильное понимание Его религии
И убережет их от поспешности и дарует им рассудительность

Комментарии 2