Политика

Асад и Алеппо: о чем говорят Эрдоган c Путиным?

Как мы и предполагали, заявление Эрдогана о том, что Турция ввела свои войска на север Сирии, чтобы свергнуть тиранию Асада, вызвало у многих совершенно неадекватную реакцию. И не только у мусульманской общественности, которая в массей своей не отличается способностями анализировать суть заявлений и стратегий, но и в мире в целом.

В частности, удивление словами своего "партнера" изобразили в Кремле и на Смоленской площади, как будто бы Эрдоган не говорил об Асаде одного и того же все годы, а именно, что он тиран и должен уйти. В Кремле же предпочли разыграть комедию с объяснениями, которые дал по этому поводу Путину Эрдоган в состоявшемся между ними телефонном разговоре, содержание которых, однако, Песковым разглашено не было. Вместо этого кремлевская пропаганда потом осуществила "утечку", что де Эрдоган сказал Путину, что его неправильно поняли и операция Турции направлена не против Асада, а против террористов (как будто бы сам Асад не террорист), однако, все это, как всегда в таких случаях, делалось от источника ОБС (одна бабка сказала).

Вторую "утечку" осуществило издание Financial Times, которое написало о том, что в Анкаре при посредничестве Турции представители умеренной сирийской оппозиции ведут переговоры с Россией о политическом урегулировании ситуации в восточном Алеппо. Якобы Россия согласна оставить восточный Алеппо под контролем сирийской оппозиции при условии, что оттуда уйдет Джабхат ан-Нусра (Джабхат Фатх аль-Шам)*, которую не без оснований продолжают считать фактическим крылом Аль-Каиды" в Сирии.

Тут надо прежде всего сказать, что в результате анализа цепочки передачи данной "новости" некоторые эксперты пришли к выводу, что ее источником является небезызвестный аналитик Чарльс Листер, что заставляет относиться к ней с известным скепсисом. Ибо Листер хоть неплохой аналитик, но пристрастный и не раз был замечен в том, что выдавал желаемое за действительное. А подтверждений этой новости из других источников пока не было.

Но если предположить, что она соответствует действительности, возникает ряд вопросов. Теоретически можно предположить себе резоны таких переговоров, что тактические, что стратегические, для России. Они могут быть тактическим ходом для того, чтобы выманив из Алеппо Джабху, снизить боеспособность повстанцев, а потом взять город с меньшими потерями. Очень небольшие надежды могут существовать на наличие у Кремля понимания стратегической бесперспективности войны до победного конца, в том числе, полного уничтожения Алеппо на глазах у всего мира. Если все-таки допустить, что у московских стратегов остались хотя бы крупицы разума, то стремление достигнуть политического компромисса с позиций силы ("мы все-таки заставили террористов уйти из Алеппо") вполне логично.

Понятны резоны для таких переговоров и для умеренной сирийской оппозиции - без них повстанческий Алеппо в нынешней ситуации уже, скорее всего, обречен пасть.

Но совершенно непонятно, зачем такие переговоры нужны асадитскому режиму, которые впервые за все годы войны может одержать такую символически значимую победу. И способен ли в принципе Кремль заключить такое соглашение за Асада, пригрозив ему в противном случае отозвать поддержку с воздуха в Алеппо, да и захочет ли это делать, когда так велик соблазн продемонстрировать всем свою силу?

Что касается Турции, которую обвиняют в том, что такими переговорами она де предает повстанцев, то, на наш взгляд, действия Анкары отвечают изменившемуся с недавних пор стратегическому раскладу. Потому что, если смотреть на карту боевых действий в Сирии и Ираке, невозможно не заметить, что вся динамика территориальных изменений сейчас имеет место на севере Сирии и севере Ирака. За пределами этих территорий стороны, по большому счету, ведут позиционные бои, и даже возможное падение повстанческой части Алеппо приведет к минимальным изменением в карте контролируемых сторонами войны территорий.

На данный момент конъюнктура войны складывается уже так, что сейчас в первую очередь будут перераспределяться территории, находящиеся под контролем ИГИЛ, что уже и происходит. А учитывая то, что ИГИЛ до сих пор контролирует большую часть формальной территории Сирии (хоть они и малонаселены), фактически речь идет о том, кто вместо него получит этот контроль. Как мы уже писали, Турция своей операцией "Щит Евфрата" сейчас создает плацдарм для того, чтобы этот контроль получила союзная ей ССА, тогда как Россия вцепилась в Алеппо, не заметив, как с началом турецкой операции он уже утратил прежнюю стратегическую значимость.

Тем не менее, Турция продолжает нести моральную ответственность за Алеппо, что выражается в попытках, начиная с конца лета этого года, добиться для него перемирия. И если Эрдогану, используя свои отношения с Путиным, удастся сделать это, прекратив гибель и страдания тысяч мусульман, это можно будет только приветствовать - в условиях, когда у повстанцев нет возможности решить этот вопрос военным путем. И амбиции Джабхи, которой ради этого придется уйти из Алеппо, это то, чем, на наш взгляд, не только можно, но и нужно пожертвовать ради сохранения жизней обреченных в противном случае мусульман.

 

* - запрещенные в РФ организации

Комментарии 3
  • Конечно, Путину надо договариваться с суннитами, и делать ставку на них, а не на шиитов и Асада.
    (0)
    2 декабря'2016 в 17:23
    • Стандартная ситуация для пропаганды вырывать из контекста, искажать контекст, выворачивать контекст наизнанку.
      В действительности Турция стремится минимизировать, положить конец террору(ужасу) и страданиям тех, кто не хочет жить как прежде при Асаде. В этом весь контекст.
      https://www.youtube.com/watch?v=qQMi_M6Ufbc
      (1321)
      2 декабря'2016 в 18:39
      • За Алеппо ответственна не только Турция, но и Кса а также страны персидского залива. Они все практически проиграли эту войну в Шаме. Алеппо фактом уже пала..
        (502)
        4 декабря'2016 в 20:14