Политика

Программа политического развития узбекского оппозиционера принята Советом Министров на рассмотрение

Известный узбекский общественный и политический деятель Намоз Нормумин поделился с ГолосИслама.RU своей позицией о будущем свободного Узбекистана.

Как известно Президент и диктатор Узбекистана Ислам Каримов умер. На протяжении 27 лет он не просто препятствовал развитию страны и народа, но еще и сделал максимально возможное для того, чтобы уничтожить все наши ценности и препятствовать развитию Ислама и мусульман. Кроме этого, падение наблюдалось в экономическом, политическом и социальном плане, не говоря уже о правовом статусе личности и общества.  Таким образом, режим диктатора Каримова можно сравнить с описанной в Коране системой Фараона. 8 декабря 2015 г. в день Конституции Каримов заявил, что через 15 лет в 2030 году он выступит и объявит народу, как увечился национальный доход в 2 раза. Но Аллах захотел, чтобы он ушел из нашей жизни, и мы говорим «Альхамду лиЛлях, слава Богу».  

Что теперь? Каримов оставил после себя страну в тяжелейшем положении как в политическом, идеологическом и экономическом отношении. Так, на душу населения приходится всего 2 тыс. $ Валового национального дохода.  После его смерти было понятно, что бразды правления достанутся одному из его приближенных руководителей в кругах министров или управления Национальной Службы Безопасности. Согласно Конституции, власть должна переходить председателю Сената, а через 3 месяца - состояться очередные выборы. Но этого не произошло. В нарушение Основного Закона, Парламент объявил временно исполняющим обязанности президента премьер-министра Шавката Мирзиёева.  Конечно, мы протестовали против такого рода антиконституционных действий. 

 С 1991 г. в стране не действовала Конституция, а была «абсолютная монархия» - узурпация власти Каримовым. Поэтому мы и не надеялись на какое-то соблюдение Основного Закона.  Поначалу, я даже написал письмо Путину, Эрдогану и Назарбаеву в надежде, что они вмешаются в ситуацию с целью проведения справедливых свободных выборов. Но мои ожидания не оправдались. После смерти Каримова из мировых лидеров приехал только Владимир Путин, который, вероятнее всего, и порекомендовал Мирзиёеву взять власть в свои руки как можно скорее.

О смерти Каримова объявили не сразу, и это вызвало информационный взрыв в социальных сетях.  Впервые за последние годы после перестройки были бурные дискуссии сторонников и противников Каримова, а узбекский народ начал обсуждать вопрос о том, как должна действовать власть. Сейчас я понимаю, что мои письма не имели никакого смысла. Это была моя первая реакция на смерть Каримова. Я думал, что действия со стороны Назарбаева, который делал шаги по сближению Турции и России, смогут как-то повлиять на ситуацию. Сегодня мне становится ясно, что это были неправильные выводы.  Действия России же свидетельствуют о том, что она имеет сильное влияние на Узбекистан.

Когда еще не был известен приемник Каримова, я сказал, что, если Мирзиёев возьмет власть в свои руки, то он все уничтожит. Это были мои преждевременные выводы. Сейчас же наблюдается, что первые шаги Шавкята Мирзиёева, в качестве временно исполняющего обязанности президента, дают некоторые слабые надежды на какие-то изменения в жизни общества и государства. А именно:

  1. Он начал действовать в направлении улучшения связей между республиками Средней Азии. Самые сложные отношения были с Кыргызстаном и Таджикистаном. Делегация Узбекистана уже побывала в этих двух республиках, где обсуждались вопросы открытия границы. Это первый и очень важный шаг для всестороннего развития  среднеазиатского региона, в котором все 5 стран должны развивать многополярное сотрудничество, если они хотят быть независимыми и самостоятельными государствами.
  2. Шавкат Мирзиёев подписал указ, способствующий развитию предпринимательства и малого бизнеса. Это очень важный импульс для развития экономики Узбекистана, которая сейчас переживает крах.
  3. Появились новые надежды на свободу в сфере средств массовой информации. К примеру, новость о крушении вертолета в Ферганской области стала первой, с чего начали вещание государственные каналы. Раньше это невозможно было представить.
  4. Спустя месяц после назначения временно исполняющим обязанности президента, Шавкат Мирзиёев заявил, что государство абсолютно не действует, оно парализовано. Он признал и тот факт, что необходимо по-новому подходить к решению вопросов.
  5. Мирзиёев открыл виртуальную приемную через интернет и сказал, что все граждане могут обратиться со своими проблемами к нему напрямую. Каждый день поступают десятки тысяч звонков и писем, в которых люди просят помочь в вопросах даже районного уровня, т.к. они настолько устали от бездействия системы Каримова, поэтому сейчас просто атакует приемную.

Я направил туда мою программу как оппозиционного политика с тем, чтобы Мирзиёев не продолжал политику своего предшественника и не стал новым Каримовым.  Мною был написан политическо-социальный проект развития Узбекистана после каримовского периода. Он включает в себя семь пунктов:

  1. Идеология.  В период правления Каримова не было никакого идеологического развития, а национальное самосознание было полностью уничтожено. В этом вопросе не могли высказать свое мнение ни народ, ни интеллигенция, ни представители духовенства. Каримов говорил, что Узбекистан в будущем будет великой страной. Но как это произойдет?  Это был просто пустой звук. В своем проекте я написал, что секулярная форма правления западных стран нам подходить не может. После Ататюрка например прошло вот уже 100 лет, однако Турция так и не стала светским государство европейского образца.  Тем более уже очевидно всем, что радикальный секуляризм западного образца сейчас уничтожает все человеческие ценности в Европе и Америке.

           Взамен этого, учитывая что 90 % населения Узбекистана состоит из мусульман, мы выступаем за гармоничное светское и духовное развитие общества. Необходимо, чтобы это находило сочетание, о котором говорится в Коране: «О Господь, дай нам добро в этом и ином мире».  Это правило должен соблюдать каждый мусульманин. Общество и государство должно стоять на двух ногах: правая - духовная, а левая – материальная. Одно без другого не может существовать, поэтому необходимо наличие обеих основ. Это фундамент идеологического развития, о котором должны говорить и разъяснять ученые Ислама. 

  1. Политические реформы.  В Узбекистане 4 Декабря этого года состоится внеочередные президентские выборы, которые, в действительности, будут лишь политической показухой.  Представлены кандидаты 4 карманных партий Каримова, не имеющих своего слова и мнения.

           Вместо этого я предложил постепенное поэтапное формирование власти. Так, начиная с каждого поселения выбирается свой совет, из которого на втором этапе избирается районный. На третьем – их представители отбираются в областные советы.  И уже на четвертом этапе из областных советов проходят депутаты в Верховное Собрание Мажлис Узбекистана, который предложит народу двух или трех кандидатов для избрания Президента страны. Люди изберут из них, как мы говорим,  своего «Раиса» – Президента страны. Если выборы пройдут таким поэтапным путем, то народ действительно сможет избрать достойного главу государства. 

  1. Экономика. Я сразу предложил, что собственность необходимо разделить на три части. Первая доля, а это 30% – государственное имущество. Сюда относятся стратегические и военные предприятия, полезные ископаемые, как золото, газ, нефть. Остальное – это малый и средний бизнес, которому нужно предоставить возможность аренды и приватизации. 70% экономики должны быть вне прямого, но правового контроля государства. В таких условиях у населения появится интерес работать. Тогда люди будут зарабатывать и добросовестно платить налоги.
  1. Открытие границ. Как я уже говорил выше, необходимо как можно быстрее открыть границы и урегулировать процесс взаимоотношений между государствами Средней Азии.  Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан. По сути эти государства являются одним целым. Раньше весь среднеазиатский регион назывался Туркестаном. Пусть это даже 5 государств, 5 столиц, 5 народов и 5 языков, но по большому счету, все это не имеет значения, потому что население этих стран мусульмане. Необходимо открыть границы, чтобы народы и страны сближались и имели хорошие взаимоотношения.
  1. Образование. Государство должно взять на себя инициативу образования в школах на основе Ислама, как, например, в Турции. 30-40% учебного процесса должно быть отведено изучению Ислама и Корана, а остальное время -  светским наукам. Дети должны получать такие знания, чтобы, в первую очередь, стать богобоязненными мусульманами и порядочными людьми.
  1. Религия. Здесь нужно выделить основные моменты: 

А. Именно государство должно инициировать религиозные реформы.

Б. Необходимо создать Совет ученых – Совет уляма, которые разработали бы такую программу, способную удовлетворить каждую группу мусульман и любой из них мог бы сказать: «Да, это моя религия».  Фундаментом программы должен быть хадис, в котором Джибриль, алейхис-салям, задал пять вопросов о том, что такое иман, ислам, ихсан, о времени наступления и признаках судного дня.  На эти пять вопросов пророк, салля Ллаху алейхи ва саллям, дал 15 ответов и сказал, что это и есть наша религия. А различия и подходы пусть остаются в компетенции ученых. Народ же нуждается в простой религии.

В. Необходимо освободить десятки тысяч необоснованно заключенных мусульман. Это улучшит авторитет нового правительство среди мусульман и будет служит национальному согласию а стране.

  1. Свободы. Соблюдение прав человека и свободы слова. При этом эти свободы должны быть в рамках неприкосновенности жизни, разума, имущества, наследственности и авторитета каждого гражданина.

Вышеупомянутые 7 положений были направлены временно исполняющему обязанности президента Мирзиёеву через виртуальную приемную, а, после обработки рабочей группы, -  в кабинет министров Узбекистана, и сейчас рассматривается как проект оппозиционного политика.

Я хотел бы сказать несколько слов об оппозиции. Ма ша Аллах, начиная с года независимости она все время старалась противостоять режиму Каримова и сохраниться несмотря на такие жесточайшие условия гнета, что уже само по себе, может считаться успехом.  Сейчас за рубежом есть и светская и исламская оппозиция. Среди мусульман есть разные достойные группы и джамааты. Мы стараемся, чтобы они пришли к какому-то умеренному пути подобно тому, как мы охарактеризовали религию, предоставляющую материальные и духовные ценности. Ислам ниспослан для того, чтобы дать человеку смысл жизнь и помочь ему правильно ее организовать.

Комментарии 5