Политика

Политические маневры вокруг Сирии

(На фото - Али Хабиб во времена своей службы Башару Асаду)

 

Турецкие и мировые СМИ распространили информацию о том, что в Стамбуле состоялись переговоры между представителями руководства Турции и бывшим министром обороны асадовского режима, алавитом Али Хабибом. Данный визит освещался в свете возможности создания новой организации сирийской оппозиции, которая будет выступать, в том числе, от имени и в интересах алавитов, желающих дистанцироваться от режима Асада.

Этот визит вносит ясность в противоречия, которые наблюдатели усмотрели в последних заявлениях премьер-министра Турции Бинали Йылдырыма, сперва заявившего, что Турция должна сотрудничать с Сирией для борьбы против терроризма, а через несколько дней сказашего, что пока Асад остается у власти, никакого сотрудничества и искоренения терроризма не предвидится.

Определенную связь можно усмотреть между этими маневрами Анкары и предложением США к России осуществлять авиаудары только скоординированно и только по позициям ИГИЛ и "Джабхат ан-Нусры" (запрещены в России). С этой целью Вашингтон предлагает Москве создать координационный центр, базирующийся в Иордании, на базе которого будет происходить обмен данных и согласование целей для ударов.

На наш взгляд, данное предложение направлено на связывание рук Москве в Сирии, а потому, скорее всего, будет ею либо отвергнуто, либо размыто в ходе переговоров, либо просто будет игнорироваться. Дело в том, что Кремль и так бомбит "Джабхат ан-Нусру", и едва ли в предложенном американцами формате, будет делать это интенсивнее. Однако сейчас под видом ИГИЛ и "Джабхат ан-Нусры" Кремль бомбит всех реальных военных противников режима, в частности, Сирийскую Свободную Армию, а также Джейш аль-Ислам и Ахрар аш-Шам, которые США не соглашаются причислять к террористам. Поэтому в том случае, если Москва согласится на американский план, это превратит российскую группировку в Сирии фактически в орудие американской политики.

В этом случае Москве бы пришлось пожертвовать Асадом. При таком же развитии событий было бы логично появление новой, представляющей алавитов и способной перетянуть на свою сторону часть нынешних алавитских функционеров режима, силы, которую согласились бы признать в качестве партнера по переговорам сирийская суннитская оппозиция (Национальная коалиция, Высший комитет по переговорам) и Турция. Что касается "Джабхат ан-Нусры", перед ней в таком случае встал бы выбор - раствориться среди других повстанческих групп, не пытаясь навязывать им свою военно-политическую повестку, либо лишиться их поддержки в противостоянии Западу и России.

Но, несмотря на то, что для Кремля это был бы идеальный выход из его сирийской авантюры, пока нет оснований считать, что он на это согласится. Так, Дмитрий Песков вчера заявил, что позиция Кремля по поводу Асада остается прежней, что подразумевает, что он законный президент и должен оставаться у власти. Сам Асад также подтвердил, что собирается воевать с "террористами" (то есть, любой вооруженной оппозицией) до ее полного разгрома, тогда как США хотят использовать ее для его свержения.

Напомним в этой связи, что одним из главных мотивов для политики Кремля в Сирии стал панический страх перед "цветными революциями", будь то Арабская весна или Майдан в Украине. В них Кремль увидел угрозу не только свержения своих союзников и партнеров, таких как Асад или Янукович, но и подготовку к аналогичным событиям в России. Отсюда и "закручивание гаек" после уличных выступлений на Болотной площади в 2011 - 2012 гг, включая создание Национальной Гвардии и принятие законов Яровой, которые выглядят как паника, и истерическая реакция на Майдан, апогеем которой стали захват Крыма и развязывание войны на Донбассе.

Сохранение у власти Асада для Кремля, на наш взгляд, является частью единой стратегии противостояния "цветным революциям". Потому что, если сегодня алавитская элита сдаст Асада, где гарантия того, что завтра силовики и олигархи не сдадут уже Путина?

Впрочем, и от поддержки Януковича Кремлю пришлось отказаться, довольствовавшись (пока) Крымом, правда, за ним непризнанным. Не исключено, что на нечто подобное Кремль может согласиться и в Сирии, где таким Крымом может стать населенная алавитами приморская Латакия. Правда, если алавитская оппозиция сейчас напрямую вступит во взаимодействие с Турцией и Западом, Кремль может лишиться той гарантии его интересов в данном регионе, которую ему обеспечивает Асад.

Комментарии 0