Политика

Хекматияр пообещал не атаковать кабульский режим

(На фото - Гульбеддин Хекматияр)

 

Афганские СМИ распространили информацию о том, что Гульбеддин Хекматияр, известный полевой командир и лидер собственной Исламской Партии Афганистана (Хизб-и-Ислами) пообещал прекратить атаки на силы Кабульского режима.

Уже несколько месяцев различные мировые СМИ муссируют возможность сепаратной сделки между Хекматияром и Кабульским режимом. Но результаты переговоров, судя по всему, оказались весьма скромны - вместо официального мира и вовлечения Хекматияра в политическую систему Кабульского режима достигнуто всего лишь его согласие не атаковать силы режима, а только реагировать на их действия. Это означает, что Хекматияр сохранит контроль над своими территориями, которые и далее не будут подчиняться кабульским властям.

Хекматияр и его партия являются тактическими союзниками "Талибана"* в борьбе против Кабульского режима и американцев, которые внесли его и его партию в свой список террористов наряду с "Аль-Кайдой"*, Усамой Бен Ладеном и Айманом Завахири. Вместе с тем, отношения Хекматияра с Талибаном не просты, впрочем, как непросты отношения Хекматияра с кем бы-то ни было.

Он был одним из самых известных и влиятельных командиров моджахедов во время джихада против коммунистов и считался одним из наиболее исламистски настроенных среди них. После свержения в 1992 году советского марионетки Наджибуллы он отказался присоединиться к умеренному коалиционному правительству во главе с Бурхануддином Раббани и продолжил войну уже против него. Вместе с тем, когда взошла звезда Талибана, Хекматияр противопоставил себя и ему.

Многие аналитики считают Хекматияра креатурой иранцев в Афганистане и именно этим объясняют специфику его идеологии и поведения. В 1997 году он, действительно, скрылся из Афганистана талибов в Иране, однако, после событий 11 сентября 2001 года покинул Иран, видимо, по просьбе его властей, чтобы не подставлять их под удар американцев (те считали его каким-то образом причастным к этим событиям).

После вторжения в Афганистан американцев, он объявил войну им и их ставленникам в Кабуле, став таким образом тактическим союзником Талибана. Вместе с тем, Хекматияр не признает власти провозглашенного ими Исламского Эмирата Афганистан (ИАЭ) и продолжает самостоятельно контролировать ряд территорий, в основном на северо-востоке страны, в частности, в провинциях Куна, Лагман и Пактиа.

Кабульский режим и его покровители не раз пытались заключить сепаратный мир с Хекматияром, что было бы для них политическим успехом в расколе противостоящих им сил и привлечении части из них на свою сторону. В отличие от ИАЭ Хекматияр не претендовал на всю полноту власти над Афганистаном, поэтому не отказывался от возможности переговоров и участия в коалициях в принципе. Однако при этом он также, как и Талибан называл условием переговоров полный вывод иностранных войск, а также освобождение всех политических заключенных, что делало достижение с ним мира невозможным.

С весны этого года в афганских и мировых СМИ опять стала активно обсуждаться возможность заключения мира между Кабулом и Хизб-и-Ислами. Причем, зная подходы Хекматияра, многие прозападные эксперты стали отговаривать Кабул от этой затеи, считая, что тот заключит мир только на своих условиях, а именно условиях неподконтрольности его территорий "законным властям Афганистана", но при этом представительства в кабульской политике.

В итоге, судя по всему, уговорить Хекматияра признать Кабульский режим не удалось, и все, что он в итоге пообещал - не нападать на его силы первым, если те не будут посягать на его территории.

Комментарии 0