Просвещение

Мультикультурализм в Исламе: Коран и комментарии к аятам о свободе веры и плюрализме мнений


Хафиз Абдулла Юсуф Али (14.04.1872–10.12.1953), кавалер ордена Британской империи, политический и общественный деятель. Автор всемирно известного перевода смыслов Корана и комментариев к Корану (1934 г.)


 Священный Коран с комментариями Абдуллы Юсуфа Али на русском языке Издательский дом «Медина», 2007 г. 1742 с.

  

 

СУРА 3 «СЕМЕЙСТВО ИМРАНА»

 

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

 

55. Вот сказал Аллах: «О Иса (Иисус)! Я упокою тебя и вознесу тебя к Себе. Я очищу тебя от тех, кто не уверовал, а тех, которые последовали за тобой[1] , возвышу до самого Дня воскресения над теми, которые не уверовали. Затем вы вернетесь ко Мне, и Я рассужу между вами в том, в чем вы разошлись во мнениях»[2] .

56. Тех, которые не уверовали, Я подвергну тяжким мучениям в этом мире и в Последней жизни, и не будет у них помощников».

57. Тех же, которые уверовали и совершали праведные деяния, Он одарит вознаграждением сполна. Воистину, Аллах не любит беззаконников

58. Это и есть знамения и мудрое напоминание, которое Мы читаем тебе.

59. Воистину, Иса (Иисус) перед Аллахом подобен Адаму. Он сотворил его из праха, а затем сказал ему: «Будь!» — и тот возник.

60. Истина — от твоего Господа. Посему не будь в числе сомневающихся.

61. Тому, кто станет препираться с тобой относительно него после того, как к тебе явилось знание, скажи: «Давайте призовем наших сыновей и ваших сыновей, наших женщин и ваших женщин, нас самих и вас самих, а затем помолимся и призовем проклятие Аллаха на лжецов!»[3]

 

 

СУРА 4 «ЖЕНЩИНЫ»

 

29. О те, которые уверовали![4] Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному вашему согласию. Не убивайте самих себя (друг друга), ведь Аллах милостив к вам.

30. Мы сожжем в Огне того, кто совершит это по своей враждебности и несправедливости. Это для Аллаха легко.

31. Если вы будете избегать больших грехов из того, что вам запрещено, то Мы простим ваши злодеяния и введем вас в почтенный вход.

122. А тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Мы введем в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно по истинному обещанию Аллаха. Чья речь правдивее речи Аллаха?


123. Этого не достичь посредством ваших мечтаний или мечтаний людей Писания[5] . Кто творит зло, тот получит за него воздаяние и не найдет для себя вместо Аллаха ни покровителя, ни помощника.

124. А те мужчины и женщины, которые совершают некоторые из праведных поступков, будучи верующими, войдут в Рай, и не будут обижены даже на величину выемки на финиковой косточке.

125. Чья религия может быть прекраснее религии того, кто покорил свой лик Аллаху, творя добро, и последовал за верой Ибрахима (Авраама), исповедуя единобожие? Ведь Аллах сделал Ибрахима (Авраама) Своим возлюбленным[6].

126. Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Аллах объемлет всякую вещь.

162. Тех из них (речь идет об иудеях), которые обладают основательными знаниями и веруют в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя, которые совершают молитву, выплачивают закят и веруют в Аллаха и Последний день, Мы одарим великим вознаграждением.


163. Воистину, Мы внушили тебе откровение, подобно тому, как внушили его Нуху (Ною) и пророкам[7] после него. Мы внушили откровение Ибрахиму (Аврааму)[8], Исмаилу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Йакубу (Иакову) и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба), Исе (Иисусу), Айюбу (Иову), Йунусу (Ионе), Харуну (Аарону), Сулейману (Соломону). Давуду (Давиду) же Мы даровали Забур (Псалтирь).

164. Мы отправили посланников, о которых Мы уже рассказали тебе прежде, и посланников, о которых Мы тебе не рассказывали. А с Мусой (Моисеем) Аллах вел беседу.

 

165. Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха. Ведь Аллах — Могущественный, Мудрый.

 

СУРА 5 «ТРАПЕЗА»

 


5. Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания[9]также дозволена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас[10], если вы выплатите им вознаграждение (брачный дар), желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги. Тщетны деяния того, кто отрекся от веры[11], а в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон.

44. Мы ниспослали Тору, в которой содержится верное руководство и свет[12]. Покорившиеся пророки выносили по ней решения для исповедующих иудаизм. Раввины и первосвященники[13] поступали таким же образом в соответствии с тем, что им было поручено сохранить из Писания Аллаха. Они свидетельствовали о нем[14]. Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня, и не продавайте Мои знамения за ничтожную цену. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими.


45. Мы предписали им в ней[15]: душа — за душу, око — за око, нос — за нос, ухо — за ухо, зуб — за зуб, а за раны — возмездие. Но если кто-нибудь пожертвует этим, то это станет для него искуплением[16]. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются беззаконниками[17].

46. Вслед за ними Мы отправили Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), с подтверждением истинности того, что было прежде ниспослано в Торе. Мы даровали ему Евангелие, в котором было верное руководство и свет, которое подтверждало то, что прежде было ниспослано в Торе. Оно было верным руководством и назиданием для богобоязненных.

47. Пусть люди Евангелия судят согласно тому, что Аллах ниспослал в нем. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами.

48. Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно предохраняло их. Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах, и не потакай их желаниям, уклоняясь от явившейся к тебе истины. Каждому из вас Мы установили закон и путь[18]. Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной[19], однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях[20].

67. О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа[21]. Если ты не сделаешь этого, то не донесешь Его послания. Аллах защитит тебя от людей. Воистину, Аллах не наставляет на прямой путь неверующих людей.

68. Скажи: «О люди Писания! Вы не будете идти прямым путем, пока не станете руководствоваться Торой, Евангелием и тем, что ниспослано вам от вашего Господа». Ниспосланное тебе от твоего Господа приумножает во многих из них несправедливость и неверие. Не печалься же о неверующих людях[22].


69. Воистину, верующие, а также иудеи, сабии и христиане, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и поступали праведно[23], не познают страха и не будут опечалены.

82. Ты также непременно найдешь, что ближе всех в любви к верующим, являются те, которые говорят[24]: «Мы — христиане». Это потому, что среди них есть священники[25] и монахи, и потому, что они не проявляют высокомерия.

83. Когда они слышат то, что было ниспослано Посланнику, ты видишь, как их глаза переполняются слезами по причине истины, которую они узнают. Они говорят: «Господь наш! Мы уверовали. Запиши же нас в число свидетелей.

84. Отчего нам не веровать в Аллаха и ту истину, которая явилась к нам? Мы желаем, чтобы наш Господь ввел нас в Рай вместе с праведными людьми».

85. Аллах вознаградил их за то, что они сказали, Райскими садами, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно. Таково воздаяние творящим добро.

86. А те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, являются обитателями Ада[26].

 

СУРА 7 «ОГРАДЫ»

 

156. Предпиши для нас добро в этом мире и в Последней жизни, ибо мы обращаемся к тебе. Аллах сказал: «Я поражаю Своим наказанием, кого пожелаю, а Моя милость объемлет всякую вещь. Я предпишу ее для тех, которые будут богобоязненны, станут выплачивать закят и уверуют в Наши знамения,


157. Которые последуют за посланником, неграмотным (не умеющим читать и писать) пророком, запись о котором они найдут[27] в Торе и Евангелии. Он повелит им совершать одобряемое и запретит им совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещенным скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют».


158. Скажи: «О люди! Я — Посланник Аллаха ко всем вам. Ему принадлежит власть над небесами и землей. Нет божества, кроме Него. Он воскрешает и умерщвляет. Уверуйте же в Аллаха и в Его Посланника, неграмотного (не умеющего читать и писать) Пророка[28], который уверовал в Аллаха и Его Слова. Последуйте за ним, дабы вы последовали прямым путем».

159. Среди народа Мусы (Моисея) есть люди, которые истинно указывают путь и устанавливают справедливость

 

СУРА 10 «ЙУНУС (ИОНА)»

 

93. Мы поселили сынов Исраила (Израиля) в славной стране и одарили их благами. Между ними не было разногласий, пока к ним не явилось знание. Воистину, в День воскресения твой Господь рассудит между ними в том, в чем они расходились во мнениях.

94. Если ты сомневаешься в том, что Мы ниспослали тебе, то спроси тех, кто начал читать Писание раньше тебя[29]. Воистину, к тебе явилась истина от твоего Господа. Не будь же в числе тех, кто сомневается.

99. Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле. Разве ты стал бы принуждать людей обратиться в верующих?[30]

 

Публикацию подготовил Дамир ХАЙРЕТДИНОВ,
кандидат исторических наук


[1]«Тех, которые последуют за тобой» — по существу, мусульмане являются истинными христианами, ибо они следуют (или должны следовать) подлинному, неискаженному учению Исы [Иисуса Христа]... Однако в мире существует множество людей, по рождению унаследовавших и формально считающихся последователями этого (христианского) учения... И те (христианские) добродетели позволяют им... претендовать на ведущее положение, которое они в настоящее время занимают в мире.

[2] Когда мы предстанем перед Всевышним, исчезнут все споры и разногласия, касающиеся различных вероучений. Аллах будет судить нас не по тому, что мы исповедуем, что провозглашаем или кем стараемся казаться, а за то, кто мы есть на самом деле, каких истин придерживаемся.

[3] В 10 году хиджры, в «год депутаций», из города Наджран (к северу от Саны) к пророку Мухаммаду прибыли христианские послы. Чтение этого отрывка из Корана, разъясняющего истинное положение Исы [Иисуса], произвело на них неизгладимое впечатление, и они добровольно присоединились к новому мусульманскому государству и стали платить ему дань. Однако укоренившиеся предрассудки и обычаи помешали им принять Ислам как официальную религию. Пророк, непоколебимый в своей вере, предложил созвать мубахала, то есть торжественный митинг, на котором с обеих сторон должны были участвовать не только мужчины, но и женщины и дети, для того, чтобы вознести Всевышнему свою искреннюю молитву и навлечь Божью кару на тех, кто был неискренен и лжив. Те, чья вера была чиста и искренна, без колебаний присоединились бы к этой молитве. Христиане отклонили это предложение, взяв на себя обязанность выплачивать определенную плату взамен покровительства мусульман.

[4] Позвольте мне перефразировать этот аят, поскольку заключенный в нем глубочайший смысл заслуживает более подробного рассмотрения. 1. Все ваше имущество — будь то записанное на ваше имя или принадлежащее общине, либо тем, кто находится под вашей опекой и контролем, передано вам лишь в доверительное владение, расточать его вы не вправе. 2. В аяте 2:188 встречается такая же фраза, предостерегающая нас от алчности и жадности. Здесь она приводится для того, чтобы поощрить в нас стремление приумножить вверенную нам собственность путем хозяйственного и рачительного использования (в производстве и торговле), воскрешая в памяти христианскую притчу о талантах (Евангелие от Матфея, 25:14–30). В ней слуги, которые приумножили богатство своих хозяев, получили поощрение и повышение, а слуга, который лишь сохранил его, был ввергнут во мрак. 3. Эти строки предостерегают нас о том, что наше расточительство может привести нас к самоуничтожению («не убивайте или не губите самих себя»). Но в этих словах заключен также более общий смысл: мы должны заботливо и бережно относится к нашей собственной жизни и к жизням других людей. Мы не должны никого оскорблять и совершать насилия, ибо это противоречит повелению «торговать по взаимному согласию между вами». 4. Проявление насилия по отношению к нашим собратьям выглядит особенно нелепым и абсурдным, видя какую любовь изливает на нас Всевышний, какими милостями осыпает Он нас и все Свои творения.

[5] Как основное требование Ислама снова и снова повторяется о необходимости личной ответственности. Это понятие включает и веру, и богоугодное праведное поведение. Вера — это не нечто внешнее и несущественное и не чисто внешнее проявление: она начинается усилием воли, однако, если она истинная и искренняя, она захватывает все наше существо целиком и целенаправленно ведет к праведному поведению в жизни. Этим Ислам отличается от всякого рода верований, которые обещают спасение только благодаря тому, что призывают вас уверовать, уже самим фактом своего рождения люди освобождены кем-то от их грехов; или таких верований, которые утверждают, что только потому, что вы по рождению принадлежите к определенному народу или к определенной касте, вы находитесь в привилегированном положении, и к оценке ваших деяний и поведения будут подходить с другими мерками и стандартами, чем к поступкам всех остальных людей. В Исламе же кем бы вы ни были, если вы совершаете зло и ведете греховный образ жизни, вы должны пострадать за последствия этого, пока милость Всемогущего Аллаха не придет к вам на помощь.

[6] В мусульманской теологии Ибрахим [Авраам] носит титул «Друг Аллаха». Конечно, это не означает, что он был чем-то большим, чем обычный смертный. Но его вера была чиста и истинна, и в любых обстоятельствах он вел праведную жизнь и был тверд и непоколебим в своей вере. От него берут начало три направления религиозной мысли, из которых впоследствии выкристаллизовались три мировые религии — иудаизм Мусы [Моисея], христианство Исы [Иисуса] и Ислам Мухаммада, избранника Всевышнего (мир им всем).

[7] Вначале здесь дается общее утверждение о том, что откровение Всевышнего было ниспослано многим пророкам и что оно было таким же, что получил пророк Мухаммад, ибо послание Всевышнего — едино. Обратите внимание, что здесь говорится об откровении; это необязательно должна быть книга. Каждый народ или группа людей имел своего пророка (аят 10:47). Некоторые из этих посланников упоминаются в Коране по именам, а другие — нет (4:164).

[8] Приведенный здесь перечень подразделяется на три группы: 1) первая группа, включающая членов семейства Ибрахима [Аврама], — та, что упоминается в аяте 2:136 (см. комм. к нему) и в аяте 3:84. 2). Затем следуют трагические фигуры Исы [Иисуса], Айюба [Иовы] и Ионы [Йунуса], миссия которых, с мирской точки зрения, была безуспешной. 3). Далее идут Харун [Аарон], проповедник и царь Сулейман [Соломон] — оба они являются выдающимися личностями, однако каждый из них менее значим по отношению к своим предшественникам, а именно Мусе [Моисею] (о котором говорится в следующем аяте) и Давуду [Давиду] (упомянутому в конце этого аята). Выдающуюся известность и славу Давуду принесли его псалмы, которые сохранились до наших дней. Хотя они в их сегодняшнем виде отличаются от оригинала, и, вне сомнения, сюда включены и псалмы, не принадлежащие перу Давуда, это сочинение все же содержит высочайшие образцы возвышенной духовной поэзии.

[9] Каждый пророк провозглашает милосердие и доброту Всевышнего по отношению к благочестивым и правоверным людям и прощение тех, кто раскаивается в своих грехах (это благая весть), о том, что гнев Всемогущего Аллаха падет на тех, кто отвергает веру, ведет порочный образ жизни и погряз в грехе (это предостережение). Предостеречь людей о Божьей каре — эта их цель является лишь вступлением и дополнением к основной их пророческой миссии — возвестить миру добрые, благие вести. И никто не сможет тогда оправдаться, что он или она ничего не знали и не слышали об этом.

[10] Речь здесь идет о пище вообще, той, которая обычно доброкачественна и чиста; что же касается мяса, то забой должен осуществляться с соблюдением торжественного обряда, подобного такбиру. исламские законы в этом смысле сходны с законами других людей Писания, и ничто не мешает и тем, и другим признавать греховным мясо, забитое по языческим суеверным ритуалам, и совместно выступать против этого. В этом отношении христианский закон гласит то же самое: «...чтоб они воздержались от оскверненного идолами, от блуда, от удавленины и крови...» (Деяния апостолов, 15:20). Обратите внимание, что запрет на прелюбодеяние ставится в один ряд с недозволенной пищей.

[11] Ислам — это не религия, замкнутая узким кругом избранных, которая никого не допускает в свои ряды; напротив, он открыт для всех. В нем разрешены и допустимы любые общественные связи и отношения, включая и заключения межнациональных браков с людьми Писания. Мусульманин может жениться на женщине из их рядов при соблюдении тех же условий, как если бы он женился на мусульманке, то есть он обязан обеспечить ее экономическое и моральное положение, а не просто идти на поводу своих похотливых побуждений и физических влечений... Любой мужчина и женщина, любой национальности и вероисповедания могут, приняв Ислам, свободно вступить в брак с любым мусульманином и мусульманкой, если только это происходит из чистых целомудренных побуждений, а не ради удовлетворения низменных страстей.

[12] Как всегда, все наши жизненные интересы — наша пища, наша чистоплотность и опрятный вид, наши общественные взаимосвязи и брачные узы — вся наша жизнь —связаны с нашим долгом пред Всевышним и нашей верой в Него. А долг и вера существуют ради нашего же блага и пользы, для нашего духовного возвышения здесь, на земле и в грядущем мире.

[13] «Руководство», касающееся поведения людей, «свет», относящийся к высшим сферам духовного прозрения.

[14] Слово ар-раббанийун — от еврейского рабби (раввины), которым иудеи величают своих ученых мужей, в первую очередь — знатоков Талмуда. Под словом аль-ахбар (мн. ч. от хибр или хабр) могут подразумеваться богословы-теологи, знатоки иудейского закона; позднее этот термин в том же понимании стал использоваться и в других религиях.

[15] Они являлись живыми свидетелями подлинного Писания и могли бы торжественно поклясться в том, что ознакомили с ним людей.

[16] Такие взаимоотношения предписаны в книгах Пятикнижия, например: в книге Исхода (21:23–35), книге Второзакония (21:21–23). Хотя формулировки во всех ветхозаветных источниках различны, но ни в одной из них нет такого дополнительного призыва к милосердию и терпимости, какой мы находим в Коране. Обратите внимание, что в Евангелии от Матфея (5:38) Иисус, цитируя слова Ветхого Завета «око за око» и т.д., пытается смягчить их, призывая к прощению. Кораническое предписание еще более конкретно и определенно. Этот призыв касается милосердия человека к человеку в духовном мире. Даже когда обиженная сторона прощает обиду, государство или глава правомочны предпринять все необходимые меры, чтобы сохранить законность и порядок в обществе, ибо иногда значение и последствия преступления выходят за рамки интересов личности, которой была нанесена обида — наносится вред всей общине.

[17] Это не часть Моисеева Закона, а учение Исы [Иисуса] и Мухаммада. Обратите внимание, как постепенно знакомство с учением Исы подводит нас к учению Корана.

[18] Если христиане следуют не ниспосланному им свету, они восстают против воли Всевышнего, и в этом случае они — бунтовщики.

[19] «Закон» (по-арабски шариат) — правила и нормы практического поведения. «Открытый путь» (минхадж) — это нечто более прекрасное и значительное, что выше закона, но, тем не менее, вполне доступное каждому человеку, подобно некоему свободному высшему пути. Слово «свет» в вышеприведенных аятах — что-то, относящееся к еще более высоким духовным сферам, что присуще всему человечеству в целом, тогда как законы, правовые нормы и принципы у разных народов могут принимать различные формы.

[20] Изначально человечество представляло собой единый народ или одну нацию (аяты 2:213 и 4:1). Создав нас такими, Всевышний мог бы оставить всех похожими и ничем не отличающимися друг от друга, говорящими на одном языке, ведущими одинаковый образ жизни, живущими в одинаковых физических (включая и климатические) условиях. Однако Он в Своей непостижимой мудрости одарил нас таким многообразием во всем, и не только в определенный промежуток времени, но и в различные периоды жизни и в разные века.

Автор: Журнал «Минарет»

Комментарии 0