Общество

Несистемные мусульмане – вызовы и реальность

Формально Российская Федерация является правовой светской страной с конституционным строем. Основной государства является конституция, в котором чёрным по белому прописаны основные права гражданина: свобода слова, свобода совести и вероисповедания, свобода передвижения, свобода передвижения, право на труд, право на справедливый суд и т.д. В стране по разным данным проживает до 20 млн. этнических мусульман, т.е. коренного населения России. Примерно 42% из них считает, что религия играет важную роль в их жизни, т.е. так или иначе соблюдает каноны Ислама.

Легко ли быть соблюдающим мусульманином в России? Соблюдаются ли права верующих, гарантированные Конституцией? Вопрос сложный, неоднозначный и даже политический. Сторонники того, что в стране можно свободно соблюдать столпы религии приводят в довод, что в России действуют мечети, и в них можно молиться, можно совершать хадж, покупать религиозную литературу. Работают воскресные школы при мечетях. Действуют духовные управления, в которые можно обратиться по разным вопросам. И они по-своему правы.

У противников этого мнения доводов намного больше. Они скажут, что из списка запрещённой литературы в 3 тыс. с лишним наименований 85% - исламские книги, в том числе и классические основополагающие труды, вошедшие в мировую историю. Они скажут, что ношение хиджабов в учебных заведениях запрещено. Скажут, что строительство мечетей вот уже лет десять сталкивается с негласным запретом почти на всех стадиях. Они также скажут, что за ношение бороды могут поставить на профучёт, т.е. внести в списки экстремистов. А это означает, что нормальная жизнь закончилась. Будут останавливать на каждом посту, «залетать» домой с обысками, а если понадобятся показатели раскрываемости экстремизма, то могут подкинуть патроны и посадить. Благо, если родственники подсуетятся, и через адвоката дадут взятку. Но могут и просто «потерять», т.е. втолкнуть в машину на улице, а потом труп найдут с многочисленными следами пыток, или «найдут» с бородой и оружием уже мёртвым на месте спецоперации. Как сообщают правозащитники за 4 года на Кавказе пропало без вести или было убито в разных спецоперациях до 8 тыс молодых верующих. И пойди разбери, кто из них действительно вышел с оружием в руках против власти, а кого «потеряли», а потом обнаружили на «спецухе». Тем не менее, политика властей к мусульманам в разных регионах отличается. Где-то мудрое руководство, не смотря на требования Москвы не занимается травлей своих граждан. Такие регионы - своего рода, островки безопасности.

Почему такая разная оценка?

Чтобы понять, нужно вернуться в прошлое на десятилетия назад в новейшую историю России. Молодёжь уже может этого и не помнит, и не знает. Именно тогда шли чеченские войны. И тогда произошёл раскол между мусульманами. Последователи салафитского течения, тогда ещё нового в стране и на Кавказе в частности, поддержали чеченский народ в сопротивлении России. Шли сотни добровольцев на помощь чеченцам. А вторая чеченская война вообще была инициирована салафитским движением, пришедшим из Афганистана и арабских стран. Началась вторая чеченская кампания с терактов в Москве. Война сопровождалась кроме прямых боёв, с одной стороны геноцидом и террором к мирным чеченцам российскими силовиками, а с другой стороны терактами против мирного населения России. У одной стороны в руках все СМИ, которые освещали события целое десятилетие, демонизируя мусульман в целом. У другой стороны несколько сайтов и ролики в интернете. Суфии и традиционалисты на Кавказе проявили себя лоялистами Москвы, т.е. поддержали российскую политику в Чечне, за что получили преференции Кремля перед салафитским меньшинством. Отсюда и такой разный подход к разным мусульманам. Надо признать, что салафизм и джихадистский салафизм это довольно разные, взаимоисключающие формы одной догмы. Первый формат мирно существует во всех странах мира, второй формат – перманентный джихад со всеми, который на каком-то этапе вылился в ДАИШ сегодня. В общем где-то на самом верху решили, что салафизм крайне ненадёжен и дали отмашку на репрессии.  Для большей надёжности постепенно запретили и все мусульманские организации, такие как «Хизб ат-Тахрир», «Ихван аль-Муслимин», «Джамаат Таблиг» (запрещены в РФ) и другие, которые никак не угрожали безопасности России. Одни призывают к борьбе с ересью на их взгляд, другие к политическому Исламу, третьи призывают прохожих в мечеть. Всё в рамках закона о свободе совести. Но власти решили, что ограничиваться репрессиями сторонников джихада не стоит. Отсюда и новый тренд – несистемные мусульмане, которые де-факто не считаются полноценными гражданами РФ, не могут рассчитывать на справедливый суд, на свободу слова, и другими правами, гарантированными Конституцией. Доказательством тому - сотни сфабрикованных уголовных дел, просто внесудебных казней, закрытий мечетей, запреты на литературу. И так, как вводные заданы на самом верху, это большой повод реализовать себя на поприще «борьбы с терроризмом» огромному количеству людей на службе у государства: оперативникам, следователям, журналистам, чиновникам. Карьерный рост обеспечен. Разбираться в религии простым сотрудникам правоохранительных органов сложно, а методички допросов и бесед с «неблагонадёжными» мусульманами до того примитивны, что нередко задаются вопросы, такие как: «Где Аллах?»! Репрессии зачастую были инспирированы т. называемыми исламоведами, изначально негативно настроенными на Ислам, и не имеющими никакого образования об Исламе. Репрессировать могут и за гражданскую позицию поддержки сирийскому народу, который сегодня убивается режимом диктатора Башара Асада совместно с кремлёвским режимом. Просто припишут к ИГИЛ (запрещена в РФ).

Будет ли оттепель?

Возможно, но скорее всего не при действующем президенте, при котором это всё начиналось. Слишком далеко заплыли, как говорится. За 15 лет правления Путина диалога так и не состоялось. Много крови пролито с обоих сторон, и много народа пробилось во власть под этим курсом. У несистемных мусульман так же свежи ещё раны, тысячи вдов, сирот и безутешных родителей. Сотни людей до сих пор сидят по тюрьмам. Десятки тысяч в эмиграции. Давление не слабеет, а наоборот усиливается.

Во всём ли виновата власть?

Конечно в сложившейся ситуации виновато государство, которое имея на это все ресурсы, не разобралось и загнало своих же граждан в подполье. С другой стороны, несистемные мусульмане зачастую выходцы с низов, не имеющие юридического образования, и не могущие чётко сформулировать свою позицию. Многие оценивают ситуацию через призму методологий своих джамаатов. После такого отношения государства к своей основе – Конституции, несистемные мусульмане полностью потеряли доверие к государству, которое для них стало примитивно – врагом. И чем сильнее репрессии, тем страшнее могут быть проявления экстремизма и ответные неизбирательные теракты, горячие головы, призывающие к возмездию, всегда найдутся. Даже животные защищаются, когда их загоняют в угол. Более того, даже системники – т.е. идущие в ногу с режимом мусульмане, будь то сотрудники многочисленных ДУМов, не чувствуют себя в безопасности. Ведь любой конкурент или «исламовед» может накатать кляузу о том, что якобы имам-то вахабит, и можно поехать по этапу. Уже десятки имамов были убиты или посажены по сфабрикованным делам. Обычно у всех «находят» оружие и наркотики. Поэтому неудивительно, что у многих на всякий случай прикуплено жильё заграницей, а чемоданы собраны. И тут дело даже не в мусульманах. Из страны покидают сотни тысяч просто несогласных с олигархической монархией у власти, с корупцией, с произволом чинвников. Оппозиция также подвергается гонениям за свою «несистемность».

Заграница нам поможет – или хиджра?

Погостить в арабских странах недельку или месяц при наличии денег дело приятное. Но ехать на постоянное жительство с семьёй требует хотя бы источника дохода или надёжную встречающую сторону. К сожалению, адаптироваться к чужой стране удаётся не каждому. Тем более проблему репрессий мусульман в России решили не признавать. Кому-то помидоры и текстиль в Россию нужно продавать, у кого-то туризм, а кто-то просто боится связываться с Россией. Например, Саудовская Аравия – официальный дистрибьютер не только нефти, но и салафизма в мире, ни разу не проявил озабоченность о притеснениях мусульман в России. Тут ситуация напоминает случай, когда Ватикан выразил ноту протеста Сталину за репрессии католиков в СССР. Получив депешу, Сталин спросил у окружающих: «А сколько у Ватикана танков?» Более того, на многих мусульман, покинувших страну фабрикуют дела задним числом уже после выезда, и требуют выдачи у стран, где они проживают. А беглого раба, как известно наказывают ещё строже по возвращению.

В Евросоюзе и без российских мусульман полно проблем. Наплыв беженцев с Ближнего Востока угрожает безопасности Европы.

Что делать?

На взгляд автора статьи, единственное, что может быть точкой опоры в отношениях государства и верующих граждан – это Конституция, которая на данный момент к сожалению, зачастую не действует по отношению к ним, страна находится на ручном управлении «царя»-президента. Конституция – это гражданский договор между государством и гражданами, а мусульманин обязан соблюдать договор, если он его заключил (если он не противоречит Шариату). В случае соблюдения Конституции мусульманину не нужно будет ходить на километровые шествия с футболками или хиджабами с изображением Путина, чтобы обезопасить себя или отвести от себя сомнения спецслужб. Есть и ещё несколько советов, которые на наш взгляд могли бы облегчить положение. Например:

  • Мусульманам следует консолидироваться вокруг неизменностей Ислама, а не искать разногласия и различия;
  • Мусульмане обязаны стоять на стороне справедливости, чего бы им это не стоило;
  • Мусульмане должны защищать друг друга и интересы Ислама, даже если репрессиям подверглись собратья с различной методологией;
  • Духовенство должно повернуться к своим собратьям по вере и защищать их интересы, а не интересы режима. Ибо сами в любой момент могут быть репрессированы;
  • Мусульмане, согласно закону, имеют право не быть приверженцами официального духовенства или обязательно разделять точку зрения Кремля;
  • Ислам – религия милости и мира. Это общий принцип нашей веры. Поэтому мусульмане осуждают террор над мирным населением;
  • Мусульмане за традиционные ценности, семьи, добрососедства, мира в обществе, в котором они живут и мирного диалога, как внутреннего, так и внешнего.

Добавить к этому можно многое и это тема для обсуждения. Это всего лишь точка зрения. Если мусульмане декларируют это сообща, желательно публично и через доступные СМИ, то провокации по отношению к ним делать будет уже труднее. Всё же режим обращает внимание на общественное мнение, даже если с каждым днём всё меньше и меньше.

Мы мусульмане, верим, что это испытание от Всевышнего Аллаха. за битого, как говорится, десять небитых дают. Режимы уходят и приходят, мусульмане остаются. «Поистине терпеливые получат свой удел без отчёта». (39:10).

Комментарии 9