Политика

«Исламский НАТО» строит Саудовская Аравия

(На фото: министр обороны Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман)

Как сообщил Мухаммед бин Салман, министр обороны Саудовской Аравии и заместитель наследного принца, королевство создает новую Исламскую военную коалицию, и это его заявление немало удивило мир. В частности, он заявил, что именно исламские страны должны сделать односторонние контртеррористические кампании коллективными, чтобы победить терроризм, поскольку от «этой болезни» больше всего пострадали именно мусульмане.

Создание такой коалиции можно воспринимать как реакцию Саудовской Аравии на ту военную кампанию, которую неэффективно ведет международное сообщество в Сирии. По мнению КСА, эта кампания не имеет четкого решения и стратегии,  пренебрегая основными факторами, применению со стороны режима Асада грубой  силы к сирийскому суннитскому большинству.

Есть подозрения, что целью Саудовской Аравии является создание исламского варианта НАТО, но является ли эта цель конечной?

Заявление о создании коалиции, впрочем, кажется логическим продолжением предыдущих двух решений, озвученных КСА. Первое предполагало отказ от места королевства в Совете  Безопасности ООН и было принято в 2013 году. Тогда Саудовская Аравия заявила, что кровопролитие между израильцами и палестинцами, а также непрекращающееся кровавое противостояние в Сирии являются неопровержимыми доказательствами того, что Совбез ООН неспособен выполнять свои обязанности и нести возложенную на него ответственность.  Второе – это решение возглавить военную арабскую коалицию в Йемене с целью восстановления Хади.

Оба этих решения говорят о том, что парадигма видения королевством своей роли в регионе и видение США как гаранта стабильности на Ближнем Востоке изменилась.

Большую часть своей истории КСА использовала  свой статус в мире исламских государств как посредника между конфликтующими государствами и между конфликтующими силами внутри самого королевства, как использовала и свои нефтяные богатства.  Но в результате событий, которые вспыхнули на Ближнем Востоке после Арабской весны,  в регионе появилось новая господствующая сила – давний и крупный региональный враг Саудовской Аравии Иран. Кроме того, в регионе набрал силу ИГИЛ, заклятый враг КСА, и это также вынудило саудитов начать напористую и активную внешнюю политику.

Сейчас КСА использует оружие, поставляемое Штатами, обменивается все также развединформацией и регулярно консультируется с Америкой, но понимает при этом, что восприятие угрозы между Америкой и Саудовской Аравией  различное, и для Америки не являются приоритетными конфликты в Сирии и Йемене, в то время как для СА – это насущные внешнеполитические приоритеты.

Саудиты выражали свою обеспокоенность тем, что, по их мнению, деструктивная роль Ирана в ближневосточном регионе не помешала пописать США с Ираном историческое ядерное соглашение, что в результате может стать ключом для реинтеграции Ирана в международное сообщество.

Арабская коалиция в Йемене получает от США важную материально-техническую и информационную поддержку, но в принятии силовых мер для того, чтобы переломить успехи хуситов в военной кампании, международное сообщество не заинтересовано. Поняв это, Саудовская Аравия посчитала нужным запустить беспрецедентную кампанию. КСА призвали десяток арабских стран эту кампанию поддержать, и военная кампания стала высшим выражением новой внешней политики Саудовской Аравии, более независимой и напористой.

Прозвучавшее 14 декабря заявление было продолжено представлением со стороны гражданских и военных чиновников подробных целей данной создаваемой коалиции: так, по предположениям Аделя аль-Джубейра, главы МИДа КСА, которые он озвучил во время пресс-конференции в Париже, командовать данной силой будет оперативный центр в Эр-Рияде, однако генерал Ахмед Асири позже пояснил, что коалиция основной своей задачей ставит не создание совместной силы, а координацию усилий членов коалиции.

 

подписаться на канал
Комментарии 0