Общество

Постскриптум к Белорецкой перепалке

Белорецкая перепалка

Сначала не хотел комментировать эту самую перепалку, но, думаю, стоит написать несколько слов, раз страсти по ней не угасают до сих пор. Совсем недавно СМИ республики потрясли события с участием мусульман в тихом до сей поры Белорецке. Если проигнорировать попытки некоторых дешёвых (а то и бесплатных) газет придать этим событиям мегаскандальность, обвиняя во всём – ну кто бы сомневался – мифических ваххабистов, то произошло там буквально следующее.

Некий религиозный деятель (причём, я не берусь судить, какую именно религию он представляет, но не ислам – это точно[1]) с Кипра уже не в первый раз приезжает в нашу республику и начинает продвигать какое-то «что это?» среди мусульман. Сказано и написано об этом много, поэтому не буду повторяться. (Достаточно для примера того, что по убеждениям отца этого деятеля мы, татары и башкиры, должны ездить по этим краям на лошадях, саблями опоясанные… Без комментариев). Ну, ещё много чего интересного и откровенно непонятного говорили папа и сын, лидеры нового и неведомого доселе течения (Мехмет Адиль и батюшка его Назим Хаккани, нынче покойный). У мусульман Башкортостана возникло, мягко говоря, непонимание, и они решили снять все неясности, задав киприоту вполне обоснованные вопросы. А задавать вопросы, вроде как, в наши дни не запрещает никакой закон.

Судя по съёмкам, скандал начинается очень быстро: имам-мухтасиб Белорецкого района начинает свою речь, и тут один мусульманин встаёт и задаёт вопрос: «Кто это?», указывая на шейха-киприота. Вдруг взрослый дядя подходит к этому молодому парню и грубо толкает его в спину в сторону выхода, требуя покинуть мечеть (Он тому парню кто, отец родной, чтобы руки распускать?). Другой взрослый дядя с видом унтера Пришибеева начинает буквально душить и валить на пол ещё одного мусульманина, задавшего тот же вопрос. Надо отдать должное этикету, сдержанности и благоразумию поволжских мусульман – при желании могли бы вытолкать киприота со всеми его наивными почитателями (хакканитов, напавших на остальных мусульман, было гораздо меньше, к тому же – в основном преклонного возраста), но дальше разговора на тонах они не пошли, за что скажем им «молодцы, парни!». Хакканиты (такой термин уже закрепился за почитателями кипрского шейха) взяли в кольцо своего экстравагантного учителя и вышли из мечети на улицу, после чего Мехмет Адиль Хаккани куда-то уехал и был таков. Тревожные разговоры между хакканитами и мусульманами продолжались на улице, подъехала полиция. Дальше ничего особенного не произошло, если не считать, что два человека написали объяснительные в белорецком РОВД.

В последующие дни по классике жанра «пострадавшие» хакканиты сгущали краски, рассказывая сказки о тотальном разгуле ваххабизма в республике, «чётко спланированном захвате мечети радикалами», «хорошо организованных боевых (!) группах», «сотнях ваххабистов в башкирских деревнях», «крышевании» ваххабизма в Башкортостане всеми, кому только не лень… Глубоко оскорблённый имам-мухтасиб Исмагил Мухамедьянов созывает съезд прихожан новой мечети, составляет письмо аж самому президенту РФ. Суть письма: республика – «под пятой ваххабизма». Виновные – муфтий РБ Н. М. Нигматуллин, председатель Cовета по государственно-конфессиональным отношениям В. П. Пятков! Естественно, после такой несусветной чуши ДУМ РБ освобождает Исмагила Мухамедьянова со всех его должностей. Слава Богу. Нечего порочить наш тихий родной уголок, пытаясь выставить в хорошем свете себя, эдакого несравненного борца со злыми силами, плюс своего шейха, миролюбивого суфийского мудреца с задумчивыми глазами. Кстати, насчёт глаз. По словам Хаккани-отца, когда он был мюридом (суфийским учеником), его учитель передавал ему знания пяти уровней, так называемых «макамов», и по мере перехода учителя от одной стадии познания к другой цвет очей его менялся несколько раз – от жёлтого к к красному, от красного к белому, от белого к зелёному, ну и наконец от зелёного к чёрному[2]… Не знаю, лично мои глаза меняли свой цвет только один раз, и это было давно – родился с одним цветом глаз, а через несколько месяцев – о чудо! – они стали карими! Да ладно, шучу.

Считаю, что из БП выводы должны сделать все заинтересованные лица и круги. Читал я как-то про Каддафи, и запомнились мне его слова советским гостям: «У вас две проблемы: во-первых, вы слишком боитесь США, во-вторых, вы не читаете мою книгу». Скажу примерно то же самое: вы не берёте всерьез написанное мной, а потом прихо́дите к тем же выводам. Ещё год назад я писал (статья «Осторожно: “Сохбеты в Башкортостане”»): «Обвиняя некоторых мусульман в экстремизме и дестабилизации ситуации в РБ, вы пытаетесь тем самым отвести подозрения от самих себя, потому что вы как раз и являетесь дестабилизаторами». Подтвердилось? – Да. Писал я о том, что хакканиты и подраться могут: «…не надо угрожать людям, ведь физическая расправа – не всегда выход»? Подтвердилось? – Ещё бы. А писал ещё: «ну и кому же будут подчиняться имамы мечетей РБ, вступив все дружно в тарикат, культивируемый Мехмет Адилем и его подопечным Салаватом Кильдиным? Муфтию ДУМ? Или ЦДУМ? Не обольщайтесь!»? Подтвердилось? Ещё как – пришлось заплатить более высокую цену за позднюю реакцию. Говорил я «вам здесь не рады?». Я – да. А некоторые ведь всячески показывали хакканитам, что «рады, мол, рады!». Вот, пожинайте… Ну и много ещё я говорил такого, что подтвердилось, только не буду это вспоминать – неохота слишком много имён упоминать.

Давайте, всё-таки, ребята, быть более чуткими друг к другу, слушать больше тех, кто рядом с нами, кто по-настоящему, искренне, до слёз любит этот народ и желает ему мира, благополучия и процветания. И хотелось бы добавить ещё вот что: мир меняется, меняются и ценности, и глубинные механизмы мышления у мусульман. Не считайте их дураками и не ставьте на них эксперименты. Времена сказочников, застрявших где-то в девяностых, когда можно было увести народ чёрт-те куда под разными эзотерическими, НЛО-шными, «кашпировскими», «суверенитетскими» и т. д. соусами… когда некие гуру при – чего греха таить – господдержке (!) выдумывали ценности для целого народа на основе народных эпосов и водили их по лесам да по долам… когда знатоком ислама считался тот, кто знал алфавит да азы грамматики арабского языка… когда самые наболевшие вопросы ислама гасились звуками шумных чаепитий, оставляя боль в сердце… когда напоминание «хорошо забытой старой» заповеди[3] можно было объяснить легко и просто: «это ваххабизм»… Вот эти времена, ребята, прошли. Сегодняшний день требует от нас нового формата диалога с исламом, и то, насколько хорошо мы его подготовим, зависит от нас самих.

Автор Хайбуллин И. Н. Секретарь, преподаватель, переводчик, публицист при Совете мусульман Башкортостана.


[1] Чего стоит вот эта фраза: «Он (Мехмет Адиль) назначен моим преемником грандшейхами с небес»!!! 22 секунда ролика: http://www.youtube.com/watch?t=31&v=Og-_mZqvrOg.

[2] Книга «Суфийские практики тариката Накшбандия», стр. 14. Автор: Мухаммад Назим Аль-Хаккани.

[3] Например, о том, что ислам категорически запрещает строить всякое строение на могилах, даже на пядь!

Автор: Ишмурат Хайбуллин
подписаться на канал
Комментарии 0