Среда обитания

«Если нет оружия, то нет и уголовного дела»

В Северо-Кавказском окружном военном суде Ростова-на-Дону начался процесс в отношении экс-главы Махачкалы Саида Амирова, его племянника Юсупа Джапарова и ряда других подсудимых. Они обвиняются в организации теракта, убийстве представителя правоохранительных органов и других тяжких преступлениях. Как и год назад, адвокаты Амирова заявляют о фальсификации дела.

Перед началом процесса были предприняты беспрецедентные меры безопасности: здание суда оцепили бойцы ОМОН, рядом дежурил бронеавтомобиль «Тигр», во дворе — вооруженные люди с собаками. Назначенное на 11:00 слушание задержалось почти на час.

Помимо экс-мэра Махачкалы Саида Амирова и его племянника Юсупа Джапарова на скамье подсудимых находятся Мурад Алиев, три брата Ахмедовых, Зубаир Мутаев и Магомед Кадиев (по версии следствия, они входили в банду, которую якобы возглавлял экс-помощник прокурора Кизляра Магомед Абдулгалимов). Все фигуранты обвиняются по статьям 205 (теракт), 208 (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем), 209 (бандитизм), 222 (незаконный оборот оружия и боеприпасов), 295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие) УК РФ.

Канва

По версии следствия, с упомянутыми людьми Амирова и Джапарова связывает несколько эпизодов. Один из них — подготовка покушения на жизнь руководителя Пенсионного фонда Дагестана Сагида Муртазалиева — рассматривался в Северо-Кавказском окружном военном суде в прошлом году.

По итогам процесса Амиров и Джапаров были признаны виновными в организации теракта (самолет с Муртазалиевым на борту якобы предполагалось сбить из переносного зенитно-ракетного комплекса (ПЗРК) «Стрела 2-М») и незаконном обороте оружия. Их приговорили к 10 и 8,5 года заключения соответственно.

Абдулгалимов на тех слушаниях был свидетелем и неоднократно утверждал, что во время дачи показаний его пытали током. Сам Амиров и его адвокаты заявляли о политической подоплеке дела и его «заказном характере».

В ходе предстоящего процесса должны быть рассмотрены еще как минимум два эпизода, связывающих экс-мэра Махачкалы и группу Абдулгалимова.

Как утверждает сторона обвинения, в 2010 году уроженец Дагестана, помощник прокурора г.Кизляр Магомед Абдулгалимов создал вокруг себя незаконное вооруженное формирование из-за угроз, поступивших от неизвестных террористов.

В первоначальный состав группы вошли Мурад Алиев, и два брата Ахмедовых — Абдулмажид и Шамсутдин. Своеобразной «базой» для них стал «М-клуб», созданный Абдулгалимовым в центре Каспийска. Своих охранников помощник прокурора неплохо оснастил: в распоряжении группировки оказались автоматы, пистолеты, огнемет, пулемет и патроны к ним. Постепенно формирование превратилось в полноценную банду, специализирующуюся на различных преступлениях; состав ее участников и арсенал пополнились, утверждается в обвинительном заключении по одному из уголовных дел.

По мнению следователей, в 2010 году Саид Амиров решил «продвинуть» своего племянника Джапарова на пост главы Каспийска — города-спутника Махачкалы, где тот уже исполнял обязанности замглавы администрации. Целью этой комбинации якобы стали перспективные земельные участки: на фоне возможного объединения городов они стали дорожать.

Однако, считает следствие, по разным причинам Амирову не удалось добиться цели — и он решил предпринять меры, направленные на принуждение главы Каспийска Омарова к «принятию решений, устраивающих Амирова». Одной из них, считают правоохранители, мог стать теракт, а именно – выстрел из реактивного пехотного огнемета «Шмель» по зданию культурно-развлекательного комплекса «Москва». Председателем совета директоров его был близкий родственник Омарова.

Выполнение задуманного при посредничестве своего племянника Амиров якобы поручил группировке Абдулгалимова. Спустя какое-то время выстрел в кафе действительно раздался, что причинило владельцам заведения ущерб в размере почти двух миллионов рублей. Предполагаемым исполнителем теракта стал водитель Абдулгалимова - Мурад Алиев. Стрелять из огнемета он поначалу не умел, но внимательно прочел инструкцию и просмотрел обучающие видеоматериалы в интернете.

Наконец, третий эпизод – это убийство руководителя следственного отдела СК по Советскому району Махачкалы Арсена Гаджибекова. По мнению следователей, именно Саид Амиров мог выступать заказчиком этого преступления — опять же, при посредничестве своего племянника.

Напомним, подполковник юстиции Арсен Гаджибеков был расстрелян в Каспийске в 2011 году. Как считают правоохранители, причиной убийства стало то, что он без разрешения главы города Амирова провел обыски в здании администрации Советского района Махачкалы. Узнав об этом, разгневанный градоначальник будто бы попросил своего племянника Джапарова разобраться с Гаджибековым. Тот воспринял просьбу буквально и снова обратился к Магомеду Абдулгалимову. 

После оглашения обвинения в суде Саид Амиров заявил, что не имел никаких интересов в Каспийске, не знал погибшего следователя Гаджибекова и не собирался убивать его. Также он отрицал знакомство с остальными фигурантами дела, исключая Джапарова, и то, что давал им какие-либо поручения.

«Мне не знаком ни один из этих молодых людей, – подтвердил Амиров, указывая на членов предполагаемой банды Абдулгалимова. – Свои показания они давали под пытками». Участники формирования утверждали, что не знают экс-мэра и видели его только по телевизору.

В ожидании вещдоков

В первый день заседания в основном решались организационные вопросы, сказал КАВПОЛИТу глава адвокатской группы экс-мэра Махачкалы Владимир Постанюк. В частности, суд отклонил ходатайство защиты о содержании Амирова в одной камере с его племянником: закон запрещает содержать в одной камере двух подсудимых.

Впрочем, это было не главное ходатайство. Адвокаты Амирова обратились к суду с просьбой представить для рассмотрения вещественные доказательства по делу — многочисленные единицы оружия, якобы обнаруженные у Абдулгалимова, и боеприпасы к ним. Как утверждает Владимир Постанюк, на этапе предварительного следствия они не были представлены.

«До сегодняшнего дня вещдоки не видел ни суд, ни прокуроры, ни защита, ни обвиняемые. В суд они не поступили. Нужно определиться – если они есть, то когда мы их увидим? Если их нет, то заявите нам об этом. Вопрос остался открытым, – подвел итоги дня Постанюк. – Суд обратил наше внимание на то, что вещдоки – это доказательство прокуроров. Хорошо, но у нас есть серьезные основания полагать, что их просто нет. Иначе почему их не показывают? А если нет оружия, тогда нет и уголовного дела. Не бывает теракта без оружия, и "незаконного хранения" тоже не бывает».

Как и год назад, адвокат считает, что суд торопится рассматривать дело. «Сегодня в дело вступили два ростовских адвоката, которые также будут защищать Амирова и Джапарова, – говорит Постанюк. – Соответственно, они просили суд дать им время, чтобы как минимум перечитать, а лучше, изучить тома дела, а их более 80. Но судья выделил на это всего четыре рабочих дня. У нас возникло ощущение, что суд куда-то гонит, торопится. Это вызывает настороженность».

Участники митинга в поддержку Саида Амирова в Махачкале

Важная деталь: в конце 2014 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) присудил экс-мэру 15 тысяч евро компенсации за бесчеловечное содержание под стражей. В частности, были признаны нарушения по статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию).

«Жалоба состояла в том, что г-н Амиров, находясь в заключении, был не в состоянии получить надлежащий уход по своему серьезному заболеванию, – говорилось в постановлении ЕСПЧ. – Суд установил, в частности, что медицинские доклады, представленные правительством РФ, не ответили на вопросы суда, касающиеся состояния здоровья г-на Амирова и того, было ли это совместимо с содержанием под стражей. Мнение правительства по этим вопросам не могло заменить независимую экспертную оценку».

Решение ЕСПЧ вступило в законную силу. Комментируя КАВПОЛИТу его дальнейшие перспективы, Владимир Постанюк отметил: «Европейский суд обязал провести медицинское обследование Саида Амирова и решать вопрос о мере пресечения только после того, как врачи определят, способен ли он вообще физически находиться за решеткой, отбывать наказание. Но пока никаких действий предпринято не было».

Напомним, Саид Амиров в течение уже долгих лет тяжело болен и прикован к инвалидному креслу. У него сахарный диабет и инсулиновая зависимость. «Сейчас мы готовим кассационную жалобу на решение суда, принятое в 2014 году (когда Амирова осудили на 10 лет – прим. ред.), она в том числе будет основываться и на решении ЕСПЧ», – заявил Владимир Постанюк.

Следующее заседание назначено на 19 мая: прокуроры начнут представлять свои доказательства, запланирован опрос свидетелей.

подписаться на канал
Комментарии 0