События

Умер шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф

Умер шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф. Его называют учителем учителей. Под наставничеством шейха получили религиозное образование многие из тех, кто сегодня возглавляет верующих в нашей стране.

Это был Ученый с большой буквы, человек-эпоха, совесть мусульманского сообщества постсоветского пространства.Он был связующим звеном между эпохами – советской и постсоветской. Во многом благодаря ему, в Средней Азии и в России не была прервана живая традиция исламского образования и учености. Получив знания от предшественников, живших еще до большевистской революции, он сберег их, преумножил и передал дальше.

Он был и остается единственным на постсоветском пространстве исламским богословом с мировым именем. Если уж говорить о человеке, который мог бы возглавить мусульман СНГ, то речь, безусловно, по праву должна идти, прежде всего, о Мухаммаде Садыке Мухаммаде Юсуфе. К его слову прислушивались президенты, короли, министры, а также миллионы простых людей на всем земном шаре.

Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф являлся членом секретариата Всемирного союза мусульманских ученых, учредительного совета Всемирной исламской лиги, президиума Всемирной ассоциации тасаввуфа, генерального секретариата Всемирного народного исламского руководства, президиума Всемирного совета исламского призыва и т.д. Он был почетным профессором целого ряда университетов – в Саудовской Аравии, Иордании и Пакистане.

Впервые о нем заговорили еще в 80-е годы XX века. В годы Перестройки в СССР Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф возглавил Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана и стал народным депутатом советского парламента.

Как передают очевидцы, ослабление, а затем полная отмена политики государственного атеизма в отношении Ислама в СССР, было именно его заслугой. В 1989 году Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф представил тогдашнему президенту Михаилу Горбачеву подробный доклад о жизни и положении мусульман. Документ носил конструктивный, но четкий однозначный характер – религиозные права должны быть восстановлены и защищены.

После этого политика государства в отношении мусульман стала меняться в лучшую сторону. Начали открываться мечети, исламские учебные заведения, наладилось издание духовной литературы, появилось то, что было ранее запрещено.

По депутатскому запросу шейха Михаил Горбачев принял указ об организации массового паломничества мусульман из СССР, что явилось настоящим прорывом в закрытой стране. В течение семидесяти лет верующие были лишены возможности совершать один из пяти столпов Ислама. Первые три года все паломники из СССР были личными гостями короля Саудовской Аравии Фахда ибн Абдулазиза.

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф вел также огромную миротворческую миссию. В составе делегации Верховного Совета СССР он нанес визит в ряд стран, в частности встретился с афганскими полевыми командирами для переговоров по освобождению советских военнопленных.

Большинство кризисных явлений в исламском мире конца XX – начала XXI века шейх имел возможность видеть и изучать изнутри. После ухода с поста муфтия Узбекистана в 1993 году он долго жил и работал в разных мусульманских странах.

Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф был автором сотен книг, выступлений, проповедей. Написанный им тафсир Корана включает 22 тома, а толкование хадисов – 39! Его выступления по радио с еженедельными лекциями стали для многих людей неотъемлемой частью их жизни. Он вошел в дом миллионов, стал постоянным почетным гостем и даже частью их семей.

Будучи принципиальным и последовательным противником любого радикализма под исламскими лозунгами, Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф всегда оставался тверд в принципиальных вопросах. Честность и глубочайшие знания - за это его любили и уважали.

Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф был образцом настоящего современного мусульманина. Он имел глубочайшие познания в Шариате, общественных науках и богатейший жизненный опыт, дававший возможность адекватно ситуации применять нормы Ислама. Шейх в совершенстве владел искусством быть мусульманином в нашем непростом постоянно меняющемся мире – искусством оставаться в рамках норм и предписаний Аллаха в любой обстановке, в любом кабинете, перед лицом вызовов какими бы они ни были.

«Каждый мусульманин, его образ жизни, его поступки и речь – самое эффективное пособие, наглядный пример того, что такое Ислам! Самый-самый большой призыв – достойное и красивое поведение верующего», - говорил он.

Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф был настоящим алимом. Он не просто обладал знаниями, но и следовал им. Он жил так, как верил и как проповедовал сам, а верил и проповедовал так, как жил. Поэтому его слово имело такой отклик в сердцах. Миллионы людей может зажечь только настоящий свет искренности. Если его нет, то никакие красивые слова и умные мысли в душах людей не останутся.

Главной мечтой шейха было не просто пробуждение уммы, но то, чтобы она, как описывает Аллах мусульман в Коране, вновь стала «лучшей из общин, явленной на благо всего человечества» (3:110). Этим он жил и работал. Этому он учил всех, кто приходил к нему с вопросом о перспективах развития исламского мира.

В одном из своих последних интервью Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф с горечью замечал: «Немусульманский мир смотрит на мусульманский и задает правильный вопрос: могут ли вообще сами мусульмане договариваться между собой, решать свои внутренние проблемы мирно? Могут ли они ставить на место тех, кто использует неисламские методы? Нам неизбежно придется больше сил, внимания, средств направлять на то, чтоб экстремизм, терроризм и радикализм искоренять из нашей среды. Без мира невозможно гармоничное развитие и рост уммы.

Исламская религия пришла для того, чтобы показать людям их ответственность: ответственность человека перед своим Господом, перед Пророком (мир ему), перед Кораном, перед народом. На мусульманина возложена огромная ответственность. Он обязан ее нести, чтобы быть настоящим мусульманином, чтобы получить милость в этом и в будущем мире. Эта ответственность должна быть нами осознана. Каждый мусульманин обязан изучать свою религию как это должно, с тем, чтобы знать, как жить, как поклоняться своему Господу, как обращаться со своим братом мусульманином и немусульманином и знать ответы на многие другие вопросы».

«Вспомните, каким образом в странах Юго-Восточной Азии многие народы приняли Ислам. Люди видели, что есть купцы, которые не обвешивают и не обманывают при расчете, обходительны с покупателями любого дохода. Эти же торговцы поддерживали друг друга и не вели нечестной конкуренции. Откуда у вас такие нравы, интересовались люди. Это не от нас, звучал ответ, это от нашей религии. Настоящий мусульманин ведет достойный диалог на любом уровне. Это и есть самый эффективный призыв», - это тоже выдержка из его последнего интервью.

Просим Аллаха упокоить шейха Мухаммада Садыка Мухаммада Юсуфа с праведниками и исповедниками в Садах Рая, даровать ему милость, прощение и заступничество Пророка (мир ему), любовью к которому он жил и примеру которого он всю жизнь следовал!

Автор: Абдулла Ринат Мухаметов
подписаться на канал
Комментарии 2
  • Аллах рахмат этсин!
    (152)
    11 марта'2015 в 16:59
    • Инна лиллахи уа инна илайхи роджиъун. Необыкновенным был человеком...
      (1478)
      11 марта'2015 в 23:06