Среда обитания

«Имеют место факты укрытия преступлений»

В своем Instagram Кадыров написал: «Генерал-полковник юстиции Александр Бастрыкин наградил меня… «за содействие в решении возложенных на Следственный комитет РФ задач». Александр Иванович является одним из настоящих патриотов России, для которого интересы Родины, законы России, обеспечение расследования и доведения до суда самых тяжких и общественно опасных преступлений превыше всего».

Рамзан Кадыров руководит Чечней с 2007 года. Следственное управление Следственного комитета (СУСК) по Чечне существует с 2008 года. Возглавляли управление три генерала.

Дольше всех (с 2008-го по 2013-й) в Чечне продержался  кадровый чекист Виктор Леденев. В период его работы в Чечне похитили и убили правозащитницу Наталью Эстемирову, гражданских активистов Алика Джабраилова и Зарему Садулаеву, бесследно исчезла во время спецоперации, которой руководил Рамзан Кадыров, активистка Зарема Гайсанова.

Ни одно из этих «тяжких и общественно опасных преступлений» не расследовано до сегодняшнего дня. Включая дело Натальи Эстемировой, которое было взято на контроль президентом Медведевым и Александром Бастрыкиным и которое  ведет даже не СУСК ЧР, а прикомандированный «важняк» центрального аппарата СКР Игорь Соболь.

В 2011 году в открытом доступе появились два документа, из которых можно сделать вывод о положении сотрудников Следственного комитета России в иерархии чеченских силовиков.

Из письма первого заместителя прокурора Чечни Николая Хабарова от 11 марта 2011 года: «Следует отметить отсутствие со стороны следователей <республики> принципиальности и настойчивости при расследовании уголовных дел указанной категории (похищения и убийства. — Е. М.), а также непроведение эффективного расследования»… Практика надзора за расследованием уголовных дел данной категории показывает, что органами следствия своевременно не проводятся неотложные следственные действия, не организовано надлежащее взаимодействие с оперативными службами в целях раскрытия преступлений…

Имеют место факты укрытия преступлений, связанных с похищениями граждан, непосредственно самими следователями СУ СК РФ по ЧР…»

Из письма руководителя Следственного управления Чечни Виктора Леденева — министру ВД Чечни Руслану Алханову: «…Сотрудниками МВД по ЧР оперативное сопровождение по данным уголовным делам осуществляется ненадлежащим образом… не в полном объеме, а поступающие ответы в основном носят формальный характер и не содержат запрашиваемых сведений. В ваш адрес направлялись письменные обращения о предоставлении информации о лицах, принимавших участие в проведении 31.10.2009 специальной операции (во время нее и была похищена чеченская правозащитница Зарема Гайсанова. — Е. М.)… Указанные обращения остались без соответствующего реагирования… ответы не поступили… необходимые следствию документы не представлены… Сотрудники от явки к следователю уклонились, ответы на поручения и письма получены не были… В ваш адрес направлено письмо с целью обеспечения их явки для производства следственных действий…Какого-либо реагирования со стороны руководства МВД по ЧР не последовало...»


2015 год. Фото: Instagram

СПРАВКА «НОВОЙ»

По данным Пенсионного фонда, с 2009-го по 2013-й Чечня получила 32 млрд рублей, притом что прирост населения за этот период составил 86 тысяч человек. Для сравнения: Москва получила около 15 млрд рублей, за тот же период количество населения в столице увеличилось почти на 1,5 млн человек.

 

Меньше всех в Чечне продержался кадровый прокурорский работник,  48-летний генерал юстиции Сергей Бобров. Президент Путин назначил генерала Боброва руководить СУСК по ЧР в мае 2013-го. Начал Бобров с большой чистки, уволив до 30 сотрудников Следственного управления Чечни. От оставшихся требовал результатов. Бобров приказал перетряхнуть и возобновить следствие по всем тяжким  висякам, в которых фигурировали сотрудники чеченской полиции. Стали возбуждаться без проволочек уголовные дела по пыткам в чеченской полиции и расследоваться  экономические преступления, связанные с финансовыми нарушениями бюджета в ходе восстановления разрушенных  и строительства новых объектов Чечни. Также впервые была поднята тема о многочисленных махинациях, связанных с выплатами социальных пособий и пенсий на «мертвые души». Коснулись сотрудники Боброва и одной из самых «денежных» тем —   разнообразных схем  обналичивания  материнских сертификатов (см. справку).   

В ноябре 2013 года у генерала Боброва состоялась встреча с руководителем администрации главы республики  Магомедом Даудовым. Даудова называют «вторым лицом» в республике.  В это же время было оказано давление на следователя по особо важным делам, ведущего под контролем Боброва два уголовных дела  (об убийстве трех женщин в Гелдагане, родовом селе Даудова, и дело о пытках, в котором фигурировал бывший подчиненный Даудова командир батальона Шалинского ОМВД). Запись, на которой следователю явно угрожает человек, чей голос похож на голос начальника Шалинского ОМВД,  попала в YouTube. Вскоре следователь был отстранен от обоих дел. 9 ноября 2013 года Сергей Бобров внезапно ушел в отпуск, из которого не вернулся. 3 декабря 2013-го  президент Путин подписал приказ об увольнении  Боброва из СКР «по семейным обстоятельствам». Вопрос  о переводе молодого генерала СРК  хотя бы в другой регион даже не ставился.  Александр Бастрыкин отказался комментировать ситуацию, спикер СКР Маркин подтвердил официальную версию про «семейные обстоятельства». В комментарии «Новой газете» Бобров признал, что он готов был служить, но почему-то написал заявление по собственному желанию, чтобы «посвятить себя семье». Рамзан Кадыров прокомментировал ситуацию так: «Сергей Владимирович (на самом деле Иванович. — Е. М.) был назначен на эту должность 9 мая 2013 года сроком на два года. Но до двух лет его пребывания на посту руководителя СУ не дотянул. В прессе было много слухов вокруг него. Я не намерен их сейчас вспоминать и комментировать. В администрации Кремля глубоко изучают вопрос, прежде чем принять подобные кадровые решения. Если досрочно подписан Указ, значит, были веские основания».

В данный момент Следственное управление Чечни  возглавляет генерал Сергей Девятов, имевший, между прочим, жесткую репутацию на Урале (был первым замом руководителя СУСК по Свердловской области).  В Чечне  за год он никак себя не проявил. Резонансными делами занимался центральный аппарат Следственного комитета России.

Именно СКР проводил проверку по факту давления со стороны руководства чеченского МВД на судью Верховного суда ЧР Вахида Абубакарова. В ходе судебного следствия судья судья установил, что подсудимого пытали сотрудники МВД Чечни. СКР провел пять проверок и отказал в возбуждении дела по пыткам. Проверка по факту давления на судью с целью повлиять на приговор по делу не закончилась ни возбуждением уголовного дела, ни отказом.

За этот год были приостановлены или прекращены все дела, реанимированные или возбужденные при генерале Боброве.  

P.S. В декабре Следственный комитет России отказался регистрировать заявление о признаках преступления в высказываниях главы Чечни Кадырова и первого заместителя МВД по ЧР Алаудинова о коллективной ответственности родственников боевиков. В частности, в заявлении приводились цитаты из публичного высказывания человека, чей голос похож на голос главы Чечни: «В наших мечетях есть те, кто похожи <на ваххабитов>, а я говорю: …если есть хоть один из этих тысяч признаков, его нужно убить. …Пусть меня посадят. Пусть на меня уголовное дело возбудят. Я сказал. Я, скажите, дал приказ. Если спросят: почему убил? Скажите: Рамзан cказал и убил. Я, кто придет с уголовным делом, застрелю его. Застрелю прям в лоб.…» СКР не увидел в данных призывах признаков преступления.

подписаться на канал
Комментарии 0