Общество

Межклановая война в Дагестане - взгляд из Баку

МВД Дагестана: «Взрывают, непонятно почему…»


Криминальные события, теракты, имевшие место в соседнем Дагестане за последние годы и имеющие тенденцию учащения, стали основной темой обсуждения, не только у российских политиков, но и дагестанских правозащитников, которые видят связь между терактами, переделом сфер влияния между кланами (аварским, лакцким, лезгинским и др.) и преступным дележом дотационных поступлений из Москвы.

По последней переписи населения, в Дагестане 121 национальность и шесть основных крупнейших народов: аварцы, даргинцы, лезгины, кумыки, лакцы и табасараны. Операции по предотвращению терактов происходят практически 2—3 раза в неделю. Находятся схроны, нейтрализуются участники бандформирований.

Согласно российским СМИ, ситуация в Дагестане, где резко активизировались боевики, начинает выходить из-под контроля и все больше напоминает настоящую партизанскую войну. Напомним, что в пригороде Махачкалы в пятницу утром был убит замглавы республиканского Управления Федеральной службы исполнения наказаний Магомед Муртузалиев. Вместе с ним погибли дочь, племянник и водитель, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на следственное управление СК РФ по Дагестану.

«Одна из основных версий убийства Муртузалиева - его профессиональная деятельность. В управлении он курировал оперативную работу», - сообщил источник «Интерфакса» в правоохранительных органах.

В последние дни обстановка в Дагестане накалилась до предела: взрывы гремели один за другим. 21 сентября в Махачкале в районе республиканского управления ГИБДД сдетонировало взрывное устройство мощностью около 10 кг в тротиловом эквиваленте. Бомбу перевозили в машине "ВАЗ-2109", и, по версии следствия, она предназначалась для совершения теракта 22 сентября. При взрыве погибли четыре боевика, находившиеся в автомобиле.

В ночь на 22 сентября в Махачкале взорвались две бомбы: был ранен 61 человек, один полицейский погиб. Первое устройство, эквивалентное 3 кг тротила, сработало в 00:20 по Москве. При этом никто не пострадал. Взрывное устройство, заложенное возле машины "Лада-Приора", было безоболочным.

Через 15 минут в 40 метрах от места первого взрыва (в 300 метрах от места происшествия находится МВД Дагестана) неизвестный привел в действие второе взрывное устройство с поражающими элементами, которое было заложено в "ВАЗ-21043". Его мощность составляла 35-40 кг в тротиловом эквиваленте. По-видимому, первым взрывом террористы лишь заманивали силовиков в определенное место, чтобы убить как можно больше полицейских второй, более мощной бомбой.

А уже в четверг утром в Буйнакске неизвестные из пулеметов и автоматов обстреляли автомобиль начальника районного отделения МВД РФ Наби Адильханова. Сам полицейский начальник не пострадал, но погибли двое его спутников.

В связи с обострением ситуации глава Дагестана Магомедсалам Магомедов накануне срочно прервал командировку в Москву и вернулся в республику.

26 сентября примерно в 08:00 в городе Дербенте на улице Советская бандиты обстреляли сотрудника полиции Дербентского ГОВД, сообщил РИА «Дагестан» источник в правоохранительных органах. В результате обстрела сам полицейский не пострадал. Легкое ранение получила мать полицейского. В городе введен план «Перехват». Ведутся поиски преступников.

Глава пресс-службы МВД Дагестана Вячеслав Гасанов комментируя ситуацию в Дагестане, заявил Vesti.Az, что слухи о том, что в Дагестане между кланами идет дележ дотационных денег, не соответствует действительности. «Это смешно. На самом деле проявляют себя приверженцы экстремистского исламского вероучения. А что касается криминогенной ситуации, то она из под контроля никогда не выходила и не выйдет», - заявил Гасанов.

На вопрос: «какие требования выдвигают организаторы терактов и вообще взрывов?», Гасанов ответил, что непонятны цели этих людей. «То они не довольны полицией, то порядком не довольны или высказывают протест против алкоголя. А пускай не пьют, зачем же взрывать людей? То есть общие фразы. Конкретных требований пока никто не выдвигал», - говорит Гасанов.

Сам глава пресс-службы МВД считает, что геополитическое расположение Дагестана выгодно используется посторонними силами с целью ослабить Россию. С этим связаны и постоянные попытки дестабилизировать ситуацию в Дагестане.

По его словам, весь личный состав дагестанской полиции работает в постоянном усиленном режиме. «Оперативная ситуация очень сложная, но контролируется».

На вопрос: «почему в Дагестане так много огнестрельного оружия у населения на руках?», Гасанов ответил, что после развала Советского Союза оружейные склады остались без надзора и были разворованы. Судя по высказываниям Вячеслава Гасанова, большинство преступников, которые периодически организовывают взрывы в Дагестане, не относятся к числу идейных, а являются самыми настоящими беспредельщиками.

А тем временем, наш корреспондент побывал летом в Дагестане, где наблюдал любопытную картину с тонированными (затемненными) стеклами автомобилей. В республике, где почти ежедневно взрывают, у каждого второго автомобилиста тонированные стекла. Даже водители такси натянули на стекла черную пленку. Данное обстоятельство вызвало кучу вопросов. Например, куда смотрят правоохранители, которые кричат о том, что ведут борьбу с преступностью? Отметим, что еще в марте этого года президент РФ Дмитрий Медведев, вступая перед ответственными чинами МВД по случаю принятия нового закона «О полиции», заявил, что число преступлений экстремисткой направленности увеличилось на 20 %.

В связи с этим В.Гасанов сообщил, что недавно глава республики М.Магомедов поднял вопрос тонированных стекол и дал распоряжение МВД в целях борьбы с терроризмом и другими негативными последствиями в короткий срок ликвидировать темные пленки на автомобилях, вне зависимости от того, кто является владельцем транспортного средства.
«На сегодняшний день осталось очень немного автомобилей в Дагестане с тонированными стеклами. В отношении них также будут приняты меры административного характера», - сообщил В.Гасанов.

Ректор одного из Дагестанских университетов, который пожелал остаться неназванным в беседе с Vesti.Az, сообщил, что сегодня в Дагестане идет самая настоящая партизанская война. «С виду все спокойно, а на самом деле… Бандформирования за деньги привлекают в свои ряды малограмотных безработных молодых людей и обучают их подрывной деятельности».

Наши попытки связаться по телефону с министром по национальной политике Дагестана Бекмурзой Бекмурзаевым, оказались безуспешными.

Между тем, предполагают, что теракты, совершенные в ночь на 22 сентября в Махачкале, могли быть организованы лидером дагестанских боевиков Ибрагимхалилом Даудовым, который в конце 2010 года привез в Москву террористок-смертниц, чтобы устроить в столице взрывы на Новый год. Тогда теракт сорвался: одна из смертниц случайно взорвалась, не успев отправиться на дело, а вторая сбежала из Москвы и вскоре была задержана в Волгограде.

Кроме того, махачкалинские теракты связывают с лидером группировки джамаат "Шариат" Ибрагимом Гаджидадаевым, которого считают одним из организаторов взрывов 29 марта 2010 года в московском метро.

Правозащитный центр «Мемориал» опубликовал доклад о ситуации в Дагестане. В 2010 году там убиты 159 военных и милиционеров, ранены 233 — ровно вдвое больше, чем в 2009-м. С марта 2010 по март 2011 года «Мемориал» зафиксировал здесь 26 фактов похищения людей, из них в 23 случаях речь предположительно идет о похищении силовиками, то есть о незаконном задержании. В трех случаях похитителями, вероятно, были боевики. О семерых, включая трех похищенных боевиками, ничего неизвестно. Десять «нашлись» в СИЗО, пятерых отпустили, двоих убили. Двое, по официальной версии, совершили самоподрыв.

Автор: Рамелла Ибрагимхалилова
подписаться на канал
Комментарии 0