Среда обитания

Владимир Пастухов: с Навальным разобрались по-семейному

Ричард Пайпс, рассказывая о пребывании Жорж Санд в Вене, заметил как-то, что, по наблюдению современников, писательница всегда отличалась большой оригинальностью суждений. Проблема, однако, возникла тогда, когда ради поддержания реноме она стала добиваться того, чтобы каждое ее суждение было оригинальным.

Владимир Пастухов – доктор политических наук, научный сотрудник Сент-Энтони колледжа Оксфордского университета. Исследователь российской политики, публицист и адвокат, автор книг "Три времени России", "Реставрация вместо реформации", "Украинская революция и русская контрреволюция".

Я вспомнил об этом, выслушав вердикт суда по делу братьев Навальных. Путин, славящийся тем, что его решения кажутся непредсказуемыми, очевидно, хочет быть более непредсказуемым и оригинальным, чем этого требует политическая ситуация и здравый смысл.

Есть такое старинное русское выражение – "умный, но дурак". Все эти хитроумные пасы, невнятные сигналы политического семафора сразу всеми цветами радуги, переносы сроков оглашения приговора то вперед, то назад, нагнетание страстей и чисто гоголевский финал – все это в конечном счете оказалось затеяно только для того, чтобы продержать публику в изумлении несколько часов.

Уже к полуночи первого дня весь эффект от этих судорожных политических и юридических конвульсий полностью сошел на нет, и роскошный кремлевский политический лимузин снова превратился в допотопную советскую тыкву.

В основном, те, кто хотел быть обманутым, остались обманутыми, а кто не верил Кремлю, тот продолжает ему не верить. Но общий баланс отчетливо сместился в сторону последних.

"Безходовка"

Еще задолго до всех этих событий политическую суть момента блистательно выразил штатный карикатурист сайта "Полит.ру" Елкин – с моей точки зрения, лучший политический аналитик России, - обрисовав (в прямом смысле слова) ситуацию на одном листке бумаги: замысловатый Путин мечтательно движется от одной "многоходовки" к другой, пока, наконец, не обнаруживает себя в точке с надписью "безходовка".

Вот так же кремлевские стратеги долго мудрили за казенный счет, отрезая Навальному свободу по частям, а потом Навальный сбежал из-под домашнего ареста на "Манежку" на митинг в свою защиту, и вся их сложная комбинация обернулась посмешищем.

Получается, что уже не власть издевается над Навальным, а Навальный издевается над властью, добиваясь ареста, в то время как власть всеми силами уклоняется от законной обязанности отправить Навального на нары.

Если так пойдет дальше, то Навальный скоро станет похож на героя фильма "День сурка", всеми силами пытавшегося свести счеты с жизнью, но приговоренного к бессмертию.

Власть увлеклась и запуталась в своих интригах. В эту игру можно поиграть какое-то время, но жить вечно играючи у Кремля не получится – рано или поздно придется принимать какое-то решение, и чем позже оно будет принято, тем болезненней будет на него реакция.

Не совсем понятно, почему Кремль вообще так мандражирует. У него достаточно сил, чтобы пресечь сегодня любой мятеж, а у оппозиции, наоборот, пока слишком мало поддержки в массах, чтобы этот мятеж организовать. Главные битвы впереди.

Но как раз все, что власть делает сегодня, направлено на то, чтобы в этих будущих битвах расклад сил был для власти максимально неблагоприятным. Под крики "не раскачивайте лодку" власть швартует эту самую лодку у причала и широким жестом приглашает публику запрыгивать на борт.

Безусловно, это провокация, но вряд ли затеявшему эту провокацию Кремлю удастся выбраться сухим из воды. Ведь Путин плывет с Навальным в одной лодке, на борту которой написано "Россия".

Цирк уехал

Братья Навальные
Существенная часть элиты осталась при мнении, что это чисто политическая расправа

Я не разделяю преклонения перед "гениальным планом" Путина, который якобы всех в очередной раз переиграл. И он не похож на хитроумного Одиссея, и "троянского коня" из Навального не вышло. Все его ухищрения скоро забудутся, а горький политический осадок останется. Уже сегодня можно подсчитать, что Кремль имеет в сухом остатке от "дела Навального":

  • репутация Навального только выросла, никакого внятного объяснения, в чем смысл предъявленных Навальному обвинений, российское общество не получило, и существенная часть элиты осталась при мнении, что это чисто политическая расправа;
  • если второй приговор Ходорковскому по делу ЮКОСа был ударом в сердце российской судебной системы, посмертный приговор Магнитскому был контрольным выстрелом в голову, то приговор Навальному по делу "Ив Роше" - это уже патологическое сладострастное расчленение юридического трупа: никогда российское правосудие от этого не отмоется ни внутри страны, ни за рубежом;
  • после всего случившегося явным и тайным сторонникам Путина на Западе будет гораздо сложнее сдерживать натиск общественного мнения, требующего принятия адекватных мер воздействия на кремлевское руководство и защиты от экспорта русской коррупции в Европу и Америку.

Ну что ж, Путин сумел-таки, как опытный политический конферансье, выдержать паузу и подержал общественность России в напряжении несколько дней. Напоследок он, словно фокусник, вытащил полудохлого юридического кролика из шутовской судейской шапочки и ввел публику на мгновение в политический транс.

Но кого он хотел удивить этим и что он собирается делать дальше с изумленным народом? Цирк уехал, но клоуны остались праздновать Новый год. И это какие-то очень невеселые клоуны…

Автор: Владимир Пастухов, доктор политических наук
подписаться на канал
Комментарии 0