Среда обитания

Российские НКО на грани вымирания

Президентский Совет по правам человека (СПЧ) в начале декабря планирует провести в Краснодарском крае выездное заседание. Речь пойдет о выживании региональных некоммерческих организаций (НКО). Борьба с «иностранными агентами» в их рядах, считают правозащитники, привела к тому, что зарубежные гранты прекратились, а от государства деньги почти не поступают.

СПЧ активно занимается мониторингом работы региональных НКО и установил, что значительная их часть находится сейчас в плачевном состоянии. В декабре, как стало известно «НГ», президентский совет в Краснодарском крае проведет выездное заседание. Предполагается обсудить с региональными властями ситуацию с нарушением прав человека и фактическим отсутствием общественной правозащитной среды. 

Как утверждают в СПЧ, в результате принятия закона об НКО – иностранных агентах многие структуры остались без финансирования и теперь вынуждены закрываться. Причем в их числе не только чисто правозащитные НКО, как правило, оппонирующие власти, но и так называемые социально ориентированные организации, которым вообще-то по закону полагается от государства поддержка – в том числе и финансовая.

Напомним, что 25 октября на сочинском «Валдае» президент Владимир Путин, по сути, признал ошибочность борьбы против всех без разбора НКО, получающих зарубежные гранты. «Вы сказали про НКО, многих «зачехлили», как у нас говорят, которые не занимались политикой. Ошибка. И точно совершенно, это надо исправить», – заявил Путин. Эти его слова СПЧ и воспринял как руководство к действию. Проблема, приобретшая всероссийский масштаб, как выяснила «НГ», заключается в том, что региональные власти на всякий случай воздерживаются даже от общения с общественниками – не говоря уже о  регулярном финансировании их деятельности.

Показательным примером «зачехления» одной из общественных структур является попытка ареста главы организации «Матери Прикумья» Людмилы Богатенковой, занимающейся разбирательством вокруг возможного участия российских военнослужащих в боевых действиях на юго-востоке Украины. Только из-за вмешательства СПЧ и разразившегося в СМИ скандала активистку  отпустили под подписку о невыезде. «Но это единичный случай, ставший достоянием публики. Об арестах множества других региональных правозащитников общественность сегодня почти ничего не знает. А местные НКО помочь не могут, поскольку сами сводят концы с концами», – сказал «НГ» член СПЧ Илья Шаблинский.

По его словам, Краснодарский край был выбран СПЧ не случайно. У местных НКО сложились не самые лучшие отношения с региональной администрацией. Например, краевой Совет по правам человека с 2007 года не может добиться аудиенции у губернатора Александра Ткачева. «Есть масса регионов, требующих вмешательства СПЧ, но Краснодарский край стоит одним из первых. Это идеальный пример бездействия властей и выживания правозащитников», – заявил Шаблинский. Власти, заметил он, лишили иностранных спонсоров желания и возможности поддерживать российские НКО. А президентское финансирование, по словам Шаблинского, несопоставимо с суммами, которые раньше распределяли европейские и американские грантодатели. «К тому же возникает ощущение формальности этих тендеров, их предопределенности», – подчеркнул Шаблинский.

Глава движения «За права человека» Лев Пономарев сообщил «НГ», что «зарубежные фонды в какой-то момент просто перестали давать гранты, мол, его организация слишком политизирована». «Нас неоднократно пытались выбросить на улицу. Сохранить НКО удалось благодаря вмешательству главы СПЧ. А там, где нет под рукой Федотова, ситуация действительно патовая», – пояснил собеседник «НГ». Сейчас организация Пономарева существует на президентские гранты, однако получить их было непросто: «Разумеется, НКО, связанные с правозащитной деятельностью, обделяют финансированием». Сейчас, по словам Пономарева, вместе с уполномоченным по правам человека в России Эллой Памфиловой они изучают действующие механизмы распределения президентских грантов и юридические хитрости, связанные с их получением.

Как указал Пономарев, обычно все сказанное Путиным «приобретает характер немедленного исполнения». Правозащитник напомнил случай, когда на коллегии ФСБ президент поинтересовался, почему не ведется работа с НКО – иностранными агентами – «тут же тысячи организаций пострадали от проверок прокуратуры». Выступление же президента на Валдайском форуме, по мнению Пономарева, сложно считать признанием ошибок: «Слова президента можно расценить и так: стране нужны НКО, но только хорошие, социальные, которые решали бы проблемы, которые не решают наши чиновники». Пономарев уверен: «Если бы курс Кремля действительно был на гуманизацию законодательства, то власти убрали бы самую опасную поправку в законе, позволяющую Минюсту без суда и следствия заносить НКО в реестр иностранных агентов».

Комментарии 0