Просвещение

Прививки и Ислам

С именем Аллаха. Вся хвала принадлежит Ему. Да благословит Аллах и да приветствует Пророка, его семью, сподвижников и всех, кто последовал за ними.

Многие мусульмане сталкиваются в своей жизни с вопросом о прививках: делать их или нет? Особенно этот вопрос касается родителей, у которых только родился ребенок и они, как родители, стараются оберегать свое чадо от всего, что может принести ему вред.

Дебаты по этому вопросу не прекращаются в интернете. С одной стороны антипрививочные группы, антипрививочные передачи, сюжеты, истории, а с другой – мировая медицина с ее статистикой и данными. Но давайте мы поступим так, как говорит об этом Аллах в священной Книге (смысл): «Спрашивайте знающих, если не знаете» (сура ан-Нахль, 43).

Ниже представляем вам переводы фатв ученых о прививках.

1. Фетва с сайта http://fatwa.islamweb.net/

Вопрос №35343:

Каково шариатское заключение о прививках против менингита?

Ответ:

Хвала Аллаху. Да благословит Аллах и да приветствует Пророка, его семью, сподвижников и всех, кто последовал за ними.

Прививки дозволены. Иногда они могут быть желательными. И нет разницы между ними (прививками – прим. пер.) и между лечением после того, как человека постигла болезнь. Поистине Пророк, мир ему и благословение Аллаха, указал на лечение от колдовства и яда, до того, как они постигнут человека. Он сказал: «Кто будет есть каждый день утром семь фиников (сорта) аджва, то ему не навредят в этот день ни колдовство, ни яд». Передали аль-Бухари и Муслим. Это указание в хадисе подобно прививке против болезни, каким бы оно ни было. Аллаху известно лучше.

http://fatwa.islamweb.net/fatwa/index.php…

2. Фатва с сайта Салиха аль-Мунаджида http://islamqa.info/ar/ :

№20276: Правовое заключение о прививках и вакцинации детей для укрепления иммунитета.

Каково правовое заключение в Исламе о прививках и вакцинации детей для укрепления их иммунитета? Существуют доказательства, указывающие на то, что иногда прививки могут принести вред организму, но они обязательны в некоторых странах. Это очень важная тема и многие люди не обладают полным пониманием данного вопроса.

Ответ:

Хвала Аллаху. Был спрошен шейх Абдульазиз Ибн Баз, да смилостивится над ним Аллах:

Можно ли прибегать к лечению до того, как постигнет болезнь, как, например, использование прививок?

Он ответил: Нет проблем в лечении, если человек боится, что его постигнет болезнь из-за какой-нибудь эпидемии или же по другой причине, из-за которой он может заболеть. Нет проблем в принятии лекарств, для предотвращения болезни, которой он опасается. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто покушает утром семь фиников Медины, тому не повредит ни колдовство, ни яд». Это из раздела предостережения от беды до ее наступления. Таким образом, если есть опасения в эпидемии (болезни) в городе, или в любом другом месте, то нет проблем делать прививки от нее. Это тоже самое, что и лечение от болезни, которая уже постигла человека. Но нельзя вешать талисманы и амулеты для лечения от болезней, джинов или сглаза, так как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил это. Поистине он пояснил, что это (талисманы) является малым ширком и обязательно нужно предостерегаться от него». («Фатава Ибн Баз» 21/6). (http://www.binbaz.org.sa/mat/238 — ответ с сайта Ибн База – прим. пер.).

А что касается вреда, которая постигает некоторых привитых, как высокая температура или временные осложнения, то подобный вред не берется в учет и является прощаемым в сравнении с большим вредом, который устраняется прививкой. А эти болезни причиняют явный вред человеку или становятся в этом причиной.

И общее правило шариата гласит, что выбирается меньшее из зол, чтоб уберечь от большего, когда выбор стоит перед большим и малым злом. Из книги «аль-Ашбах ва н-Назаир» имама ас-Субки.

Если же медицина установила, что какая-нибудь прививка наносит вред организму человека и этот вред выше, чем польза от нее, то в этом случае нельзя использовать эту прививку. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нельзя причинять вред ни себе, ни другим».

Таким образом, мы видим, что никто из ученых не запрещает прививки, хотя некоторые приводят фатвы, указывающие на их запретность. Запрет идет только в том случае, если медицина подтвердила наличие в прививке большего вред, чем пользы.

Но есть еще один вопрос, который беспокоит мусульман. Некоторые из прививок изготавливаются из мертвечины или из свинины, что еще хуже. Так что же делать в этом случае?

В качестве ответа на этот вопрос мы предлагаем вам ознакомиться со следующей фетвой.

Вопрос №96527:

Я новообращенная мусульманка из Болгарии. И мой вопрос связан с прививками от болезней. Разрешено ли нам прививать своих детей? Некоторые мусульмане в Англии не прививают своих детей, так как прививки, по их мнению, запрещены (шариатом), потому что в некоторых из них изготовлены из животных, более того даже из эмбрионов. В их состав входит желатин (сделанный из костей свиньи). Поэтому они выносят решение о том, что прививать детей запрещено.

Пожалуйста, не могли бы вы посоветовать мне, братьям и сестрам мусульманам из Болгарии, как нам поступить?

Ответ:

Хвала Аллаху. Мир и благословение Его Посланнику, его семье и сподвижникам.

Поздравляем тебя с принятием Ислама. И просим Аллаха укрепить тебя и нас на нем, пока мы не встретимся с Ним. И да увеличит Аллах твое стремление к добру.

Что касается прививок, то было сказано, что это является узаконенным (шаратом) методом лечения и нет в них проблем, ин ша Аллах. Прочитай фатвы №92651 и №85750.

Если же имеются сомнения относительно состава прививок и из чего они сделаны, то можно обратиться к доверенным специалистам в этой области из числа мусульман. Если будет в них установлено содержание наджаса, то недозволительно применять это как лекарство. Это основа. Но если наджас перешел полностью в другое состояние, таким образом, что и не осталось от него следа, то в этом случае нет проблем в использовании. Поистине, ученые указали, что наджас становиться чистым при полном изменении его свойств. Если же он не изменился и есть другой препарат (чистый), то не дозволено употреблять неизмененный. Однако разрешено использовать такой препарат, если нет заменителя. Этот вопрос (содержание неизмененного наджаса – прим. пер.) нуждается в подробном разъяснении. Если риск заболевания без прививки больше вероятности того, что он не заболеет, и болезнь является серьезной, от которой можно умереть или серьезно пострадать, то дозволенность такой прививки (содержащей неизмененный наджас – прим. пер.) становится очевидной и это состояние необходимости, к которой дозволено прибегать в вынужденной ситуации. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Он уже подробно разъяснил вам, что вам запрещено, если только вы не принуждены к этому» (Сура Скот, 119).

Однако если вопрос так не стоит, то является очевидным, запрет применения прививок, в которых содержится явный наджас, который не изменил свои первоначальные свойства. А Аллаху ведомо лучше.

http://fatwa.islamweb.net/fatwa/index.php…

Если вы сможете увидеть в ампуле с прививкой наджас, то в этом случает его нельзя применять, кроме как в случае, указанном в фатве.

И так, приведя фатвы ученых, мы установили, что:

- Прививки не наджас. Прививки, в которых изначально присутствовал наджас (желатин, бычья кровь и т.п.) не является наджасом, если этот наджас изменил свои первоначальные свойства так, что в конечном продукте от него не осталось и следа.

- Положение прививок может быть разным, от дозволенного до обязательного – в зависимости от обстоятельств.

- Вред прививок не учитывается, если пользы от них больше (например, если у 2 из 10 имеются осложнения из-за прививок, но 8 остались здоровы, и их не постигла болезнь).

- Лечение болезни — сунна. Прививки имеют такой же правовой статус, как и лечение болезни.

- Прививки запрещены, если они приносят вред в общем порядке. Единичные случаи не учитываются

Перейдем от теории к практике. Все знакомы с болезнью под названием корь. Медициной установлено, что в не привитом обществе от кори умирает один ребенок из ста. А если общество привито, то у одного из тысячи могут быть осложнения после прививок. Это медицина. Что же говорит шариат? Шариат стоит перед выбором: умирает каждый сотый или допускается возможность осложнения каждого тысячного? Основываясь на своем правиле шариат, конечно, выбирает второе. А что делать, если каждый тысячный, у которого произошли осложнения, будет доказывать вред прививок? Ответ очевиден.

Чтоб узнать пользу от прививок и их вред, достаточно пообщаться с детскими инфекционистами. Думаю, если человек увидел бы как протекают инфекционные болезни, например, корь или коклюш, у привитого и у не привитого ребенка, то вопрос делать прививки или нет, напрочь отпал бы у любого родителя.

Упование на Аллаха

Противоречат ли прививки упованию на Аллаха?

Но мы позволим себе задать встречный вопрос: а что значит «упование на Аллаха»?

Когда один из сподвижников спросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха, привязать верблюда и затем уповать на Аллаха, или оставить верблюда и так уповать? На это он ответил: «Привяжи, а затем уповай». То есть, сначала создай причины, а затем уповай.

Как указали ученые, прививки являются причиной лечения болезней до их наступления. Они также говорят, что лечение не противоречит упованию на Аллаха, а наоборот, является подчинением приказу создавать причины.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждый из вас является пастухом. И каждый будет спрошен за свою паству». Лечение своих детей является обязанностью родителей, и они отвечают за них. Если отец проявил халатность в лечении ребенка, вследствие чего ребенок пострадал или умер, то вся ответственность лежит на отце и ему придется отвечать за это в Судный День. То же самое касается и прививок. Если не привитый ребенок заболел и пострадал из-за болезни, которую можно было бы предотвратить прививкой или снизить риск заболевания, то вся ответственность лежит на отце и он будет отвечать перед Аллахом за последствия проявленной халатности.

Статья не призывает к тому, чтобы идти и делать прививки или полностью отказаться о них. Статья, а точнее слова и фатвы ученых, указывает на то, что прививки как таковые не являются запретными, даже если они причинили вред какой-то личности, но приносят пользу в общем. Что касается вреда и пользы прививок, тот тут нужно обращаться к специалистам мусульманам, в частности это вирусологи, а не педиатры, вот к ним и нужно обращаться, если человек искренен в своих намерениях. А ученые сказали свое слово.

Однако является ошибочным говорить о запрете прививок апеллируя тем, что от неверных ничего не принимается. В таком случае хотелось бы посоветовать этим людям отказаться от анестезии, операций и т.д., и вообще обходить стороной аптеки, как рассадник кафирской непроверенной информации.

И в конце хвала Аллаху Господу миров.

Автор: Ризван Ризванов

Комментарии 0