Среда обитания

Дагестан: После «зачистки» в поселке Временный остались только женщины и дети

24 сентября 2014 года в ходе визита в столицу Республики Дагестан полномочный представитель Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Сергей Меликовзаявил: «Мы отошли от масштабного применения вооруженных сил, воинских формирований. Сегодня точечные удары наносятся по объектам вооруженного бандподполья, ведется борьба силами сотрудников правоохранительных органов. Мы также стараемся, чтобы не были затронуты и ущемлены права мирных граждан, тем более стремимся оберечь гражданское население от потерь».

Между тем, на момент приезда полпреда в Дагестан уже неделю шла масштабная спецоперация в поселке Временный Унцукульского района. Эта операция продолжается до сих пор. Методы ее проведения находятся в вопиющем противоречии с принципами ведения контртеррористических операций, заявленными полпредом.

Поселок Временный расположен в 2 км от села Гимры, уже в течение полутора лет находящегося в центре внимания правоохранительных органов (См. подробнее в бюллетене ПЦ «Мемориал» «Ситуация в зоне конфликта на Северном Кавказе: оценка правозащитников» (http://www.memo.ru/uploads/files/1047.pdf), (http://www.memo.ru/uploads/files/1148.pdf) (http://www.memo.ru/uploads/files/1360.pdf). Отметим, что режим КТО был введен во всем Унцукульском районе еще в марте 2014 г.

Поселок Временный был основан во время строительства Ирганайской ГЭС для размещения в нем строителей. Он состоит из двух пятиэтажных и восьми трехэтажных многоквартирных домов, а также нескольких десятков одноэтажных частных домов. Общее население Временного  - немногим меньше тысячи человек. После завершения строительства в 2008 г. здесь поселились, в основном, выходцы из села Гимры. В частности, некоторые семьи переселились в поселок после того, как их дома были разрушены или сильно повреждены в ходе спецоперации в Гимрах весной 2013 г.

18 сентября 2014 г. поселок оцепила большая группировка военнослужащих и  сотрудников МВД. Сюда подтянули десятки единиц бронетехники. Въезды и выезды из населенного пункта были перекрыты.

Гимринский тоннель, соединяющий Унцукульский район с Буйнакским районом, был перекрыт, как изначально объявили власти, на пять дней. Однако по истечении этого срока вплоть до сего дня проезд по тоннелю так и не возобновлен. В результате дорога из Махачкалы в 12 горных районов Дагестана стала длиннее на 2-3 часа.

19 сентября силовики зашли в поселок, после чего началась тотальная «зачистка». Жителям было приказано не выходить из домов.

Прессу и других внешних наблюдателей на территорию Временного не допускают. Поступающая в СМИ информация о происходящем в самом поселке фрагментарна. Согласно официальным источникам, в поселке Временный в ходе спецоперации в нескольких домах были обнаружены  оружие и боеприпасы, также найдены четыре тщательно замаскированных бункера («Новое дело», № 38, 26.09.2014, И. Гуссейнов «Долгая блокада»). Впрочем, местные жители утверждают, что некоторые из этих «бункеров» на самом деле представляют собой обычные подвалы. Сообщалось также, что четверо мужчин из числа местных жителей, Хапизов Султанбег Магомедович, 1984 г.р.,  Камилов Магомедзагид Магомедович, 1979 г.р.,Шамилов Муртазали и Байсултанов Магомедгажи Набиевич, были задержаны силовиками и увезены в неизвестном направлении. Позднее Магомедзагид Камилов был обнаружен на трассе у поселка Леваши, сведений о судьбе остальных задержанных нет.

Представители двух правозащитных организаций - Правозащитного центра «Мемориал» и Хьюман Райтс Вотч (Human Rights Watch) -  26 сентября предприняли попытку посетить поселок Временный для получения информации о происходящих в нем событиях в аспекте соблюдения прав человека. Однако проехать через блок-пост, расположенный на перекрестке дорог, ведущих в поселок Временный и село Гимры, не удалось.  Силовики, стоящие на этом посту, отказались пропустить правозащитников не только во Временный, но и в Гимры, где на тот момент никакой спецоперации не проводилось. Более того, под предлогом якобы возникшей опасности в связи с появлением в окрестностях боевиков, силовики в масках потребовали, чтобы все гражданские автомашины, стоящие перед постом (на тот момент там находилось два десятка легковых машин) немедленно отъехали на пять км.

С дороги перед блок-постом у поселка и в нем самом было видно большое количество военной техники, включая и бронированную.

В последующие дни нам удалось встретиться с несколькими жителями поселка Временный. В результате их опроса сложилась следующая картина происходившего в поселке.

Утром 19 сентября в блокированный поселок въехали бронетранспортеры, грузовики с вооруженными силовиками и автобусы. Людей, в основном мужчин, выходивших из домов на улицу, силовики без объяснения причин закидывали в автобусы, остальным жителям поселка приказали не выходить из квартир и домов.  Как сообщила нам одна из жительниц поселка, когда вооруженных людей спрашивали, зачем они приехали, те в ответ кричали: «Не ваше дело!» или «За бандитами!».

Автобусы с задержанными подъехали к расположенной на окраине поселка пожарной части. Здесь задержанных выгрузили, и автобусы уехали за новыми партиями задержанных.

Вскоре силовики начали «зачищать» дом за домом, выводя на улицу и погружая в автобусы подряд всех жителей поселка – мужчин и женщин, детей и стариков. Всех отвозили к помещению пожарной части. Здесь производилась «фильтрация» местных жителей. У них проверяли документы, снимали отпечатки пальцев, отбирали пробы ДНК, их фотографировали, данные сверяли по каким-то спискам в компьютерах. Процедура занимала много времени. Собранная силовиками толпа стояла на улице у пожарной части, многие дети плакали и кричали. Лишь через несколько часов прошедшим фильтрацию женщинам с детьми разрешили возвратиться в свои дома и квартиры, затем  домой смогли отправиться и остальные женщины. Однако от мужчин, прошедших фильтрацию, силовики потребовали немедленно покинуть территорию поселка. На вопрос: «Куда же идти?» Ответ был один: «Идите, куда хотите. До конца спецоперации во Временном вам на его территорию вход будет закрыт». Шокированные люди объясняли, что они не взяли с собой никаких вещей, кроме документов, что им не во что даже переодеться. «Нас это не касается» - был ответ. Часть женщин отказались уходить домой без мужей, братьев, отцов. Им было сказано, что они тоже могут уйти из поселка вместе со своими мужчинами. В результате часть семей целиком покинула поселок. Но большинство женщин, особенно тех, у кого есть маленькие дети, вернулись в свои дома и квартиры. Многие боятся бросить свои жилища, помня о том, что в Гимры во время спецоперации весной 2013 г. многие гимринцы, вернувшиеся к своим домам после сплошной «зачистки» села, обнаружили их полностью или частично разрушенными, разграбленными, оскверненными.

Мужчины разъехались - кто в близлежащие Гимры, кто к родственникам в другие населенные пункты. Они перезваниваются со своими семьями и пытаются понять, что происходит в поселке. Во Временном разрешили остаться лишь незначительной части мужчин,  - главным образом тем, кто работает на обслуживании Гимринского тоннеля и Ирганайской ГЭС.

В поселке уже более десяти дней продолжается проверка. С помощью экскаватора силовики пытаются обнаружить замаскированные бункеры. Многие квартиры и дома неоднократно подвергаются обыскам. Можно предполагать, что имели место случаи вандализма. Нам рассказали, что когда женщина попросила силовиков не ломать дверь пустующей соседней квартиры и протянула им ключ, те приказали ей «не высовываться» и выбили дверь. В поселке не работают школа, детский сад, большинство магазинов. Силовики нередко запрещают местным жителям ходить по улицам, даже в аптеку за лекарствами.

Выяснилась судьба одного из четверых пропавших жителей Временного.  

18 сентября Магомедзагид Камилов, накануне «зачистки» поселка, находился у своей матери, проживающий в центре Временного. Ему позвонили соседи и сказали, что к его дому, расположенному на окраине поселка, подошли военные, которые намерены обыскать дом и сейчас будут ломать двери. Он с ключами от ворот и дверей побежал в верхнюю часть поселка к своему дому и пропал. Поздним вечером 25 сентябряего обнаружили на трассе у поселка Леваши, далеко от Временного. Он позвонил родным и сообщил, что он живой, что его «выкинули на обочину трассы». Никакой более подробной информации о его состоянии и о том, где он находился с 18 сентября, пока нет.

Вышеизложенная информация требует проверки. В любом случае, методы проведения спецоперации в поселке Временный не могут не вызывать тревогу.

Правозащитный центр «Мемориал» направит полномочному представителю Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе и Главе республики Дагестан письма с просьбой обратить пристальное внимание на события «зачистки» поселка Временный.

подписаться на канал
Комментарии 0