Известный оппозиционный деятель Таджикистана, журналист и богослов Сайидюнус Истравшани, обратился в Совет по правам человека ООН с открытым письмом, в котором просит о проведении международного расследования причин смерти его жены Нилуфар Рахимджановой, скончавшейся в узбекской тюрьме.
Он просит привлечь к ответственности виновных в гибели молодой женщины, осужденной узбекскими властями по обвинению в терроризме.
По мнению Сайидюнуса Истравшани, известного своими критическими выступлениями в адрес лидеров Центральной Азии, его супруга стала жертвой борьбы с терроризмом и экстремизмом, которая в этих странах нередко становится лишь поводом для устранения политических оппонентов.
"Я понимаю, что мою жену уже не вернуть. Однако, если виновные в ее смерти понесут суровое наказание, то удастся спасти многих мужчин и женщин от клеветы, подлога, фальсификации, несправедливых приговоров и смертей. Я считаю главным виновником в смерти жены узбекского президента Ислама Каримова", - говорится в открытом письме Сайидюнуса Истравшани.
В пятницу также был обнародован доклад международной правозащитной организации Human Rights Watch, в которой узбекские власти подвергаются резкой критике в связи с условиями содержания политических заключенных в стране.
По оценкам HRW, в настоящее время в узбекских тюрьмах находится около 12 тысяч политических заключенных, многие из них содержатся в нечеловеческих условиях и подвергаются пыткам.
Жертва следователей?
Трагическая история Нилуфар Рахимджановой, 37-летней многодетной матери, скончавшейся при невыясненных обстоятельствах в женской колонии Узбекистана в сентябре этого года, вызвала большой резонанс и послужила поводом для многочисленных дискуссий в социальных сетях о правомерности действий властей центральноазиатских стран в борьбе с так называемым исламским терроризмом.
"Нилуфар оказалась удобной жертвой для следователей. Она была религиозна, носила хиджаб, имела таджикское гражданство и постоянно жила в Иране. По мнению МВД и СНБ Узбекистана Нилуфар - типичная религиозная экстремистка-террористка", - говорит президент ассоциации "Права человека в Центральной Азии" Надежда Атаева.
"История Нилуфар ярко показывает, как власти используют незнание гражданами своих законных прав. Они обманом и угрозами добиваются того, чтобы те молчали и не обращались к правозащитникам, в международные организации и к журналистам. А потом через подконтрольные им СМИ из таких запутавшихся и неграмотных людей создают образ "исламских террористов", - подчеркивает правозащитница.
Нилуфар Рахимджанова была задержана сотрудниками узбекских спецслужб в ноябре 2011 года в Ташкенте, куда она приехала к брату для участия в свадебных торжествах.
Официальным поводом для ее ареста стал незаконный переход через таджикско-узбекскую границу. Между двумя странами действует визовый режим, введенный в одностороннем порядке Ташкентом в 1999 году.
Однако граждане двух стран нередко обходят стороной строгие правила получения виз и переходят границу за определенное вознаграждение пограничникам.
Сама Нилуфар последние годы постоянно проживала со своей семьей в Иране.
Показания в обмен на свободу?
"Во время следствия женщину уговорили выступить по государственному узбекскому телевидению и обвинить мужа в связях с Исламским движением Узбекистана (военизированная группировка, включенная многими странами в списки террористических организаций - ред.)", - рассказывает Надежда Атаева.
По ее словам, следователь обещал Нилуфар, что таким образом она попадет под амнистию и выйдет на свободу.
Однако получить амнистию ей не удалось. Суд приговорил Нилуфар Рахимджанову к 10 годам заключения по обвинениям, включавшим терроризм и шпионаж в пользу Таджикистана. На суде она призналась, что ее заставили дать показания против мужа и отца в обмен на свободу.
"Доказал ли суд ее вину? Кто из наблюдателей был на суде? Нам известно, что ее адвокат подошел к делу сугубо формально. Суд был - это известно, вынесен приговор, но ни у кого его нет. Обжалований тоже не было, потому что родным обещали ее амнистировать и просили не поднимать шум", - говорит правозащитница Надежда Атаева.
Три года спустя Нилуфар Рахимджанова скончалась. Узбекские власти отказались выдать тело женщины мужу и отцу в Таджикистан. Тело Нилуфар выдали ее брату в Ташкенте на тех условиях, что оно будет быстро предано земле без проведения судебно-медицинской экспертизы. Точную причину ее смерти, таким образом, установить не удалось.
"Отсутствие доступа к достоверной информации, ненадлежащая защита и постоянное давление на родственников в Узбекистане не исключают того, что Нилуфар Рахимджанова подвергалась жестокому обращению не только на следствии, но и во время отбытия наказания. Не исключено, что именно поэтому власти не позволили установить причину ее смерти и потребовали быстро захоронить тело", - говорится в заявлении правозащитной организации "Права человека в Центральной Азии".
С кем ведется борьба с террором?
Это не первый случай гибели осужденных по так называемым религиозным делам в тюрьмах Узбекистана и Таджикистана.
Власти стран региона серьезно опасаются активизации подпольных религиозных организаций. Их сторонников задерживают и в Таджикистане, и в Узбекистане, и в Киргизии. Есть опасения, что они распространяют свои идеи в местах заключения, в связи с чем из тюрем выходит больше исламистов, чем туда отправляется.
Правозащитники утверждают, что жертвами борьбы с исламистами все чаще становятся простые, невинные люди, вся вина которых заключается только в том, что они следуют традиционным исламским обрядам и выполняют религиозные предписания.
"Я очень просил жену отказаться от поездки в Узбекистан. Но она очень хотела увидеться с родными. Мне было неспокойно, потому что я знал, что нынешние власти страны считают врагами меня и моего свекра - известного таджикского богослова и критика Ислама Каримова - Домулло Маруфджона Истравшани", - рассказывает муж Нилуфар.
По словам Сайидюнуса Истравшани, родственники Нилуфар были очень напуганы после ее ареста и просили не обращаться в правозащитные и международные организации, так как им обещали, что она будет освобождена.
"Теперь они отказываются со мной говорить, не разрешают звонить. Отказываются прислать мне свидетельство о ее смерти и не желают помочь в выяснении причины смерти", - поясняет Истравшани.
В правозащитной ассоциации "Права человека в Центральной Азии" считают, что дело Нилуфар Рахимджановой было сфабриковано.
"Она - мусульманка. Носила хиджаб. Жила в Иране. Этническая таджичка родом из Бухары. Это тоже сыграло роль. Нам документально известны десятки случаев дискриминации по этническому признаку… Ее осудили за "терроризм" на основании ее признательных показаний, полученных обманом. И сколько таких случаев в Узбекистане?" - задается вопросом узбекская правозащитница Надежда Атаева.
"В Узбекистане по этой статье осуждают даже правозащитников. Очень важно, чтобы о таких случаях знала общественность. В Узбекистане широко применяются пытки и фабрикация обвинений. Я в этом убедилась за время своей правозащитной деятельности. Как и в том, что многие жертвы режима интересуются своими правами и обязанностями, когда уже поздно", - сказала правозащитница.
Рост "религиозных дел"
В последние годы число арестов и судебных разбирательств по так называемым "религиозным делам" в Таджикистане и Узбекистане возросло в десятки раз. За последние годы несколько сотен человек в этих странах осуждены по обвинению в терроризме и шпионаже.
Правозащитники отмечают множественные нарушения при проведении следствия по "религиозным делам".
По мнению наблюдателей, власти нередко намеренно преувеличивает влияние небольших и малоизвестных исламистских группировок, пытаясь таким образом подчеркнуть важность своей роли в регионе в глазах Запада.
Однако неэффективные силовые действия властей лишь множат число сторонников радикальных исламистов.