Среда обитания

«Маленький Абдулла», Маркс и Всемирный Халифат

Очередные три дня суда над четырьмя молодыми людьми из Дагестана и Центральной Азии, якобы покусившимися на конституционный строй России, прошли в Мосгорсуде. Обвинение демонстрировало кино: кадры оперативной видеосъемки публичных и частных бесед подсудимых и других лиц.

Радикалы согласны с Путиным

Первым делом, по ходатайству прокурора, были показаны видеозаписи с двух так называемых исламских конференций, которые проводились в августе 2011 и в том же месяце 2012 года, в московских гостиницах «Измайлово» и «Салют» соответственно.

По версии обвинения, данные конференции были сбором «участников организации «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), в ходе которых, в целях привлечения новых сторонников, пропагандировались идеи вышеназванной организации по построению теократического исламского государства в форме «Всемирного исламского Халифата» путем тотальной исламизации населения».

Между тем сами обвиняемые и их защита, а также некоторые участники мероприятий, весьма далекие от того, чтобы считаться членами запрещенной экстремистской организации, утверждают, что конференции вполне легально проводились под лозунгом единения мусульман.  Они были приурочены к месяцу мусульманского поста Рамадан (после них люди совершали совместную трапезу — ифтар), и никаких призывов от имени ХТ или какой-либо иной запрещенной организации на них они не слышали.

Так или иначе, обвинение продемонстрировало кадры, на которых разные люди, в том числе и подсудимые, выступали с трибуны по каким-то вопросам, касающимся религии и политики.

Обвиняемые в зале суда

В частности, весьма пространно говорилось об истории становления и развития ислама, о жизни пророка Мухаммеда, о достижениях и успехах исламской цивилизации в прошлом. Помимо этого, речи отдельных ораторов были посвящены упадку исламской уммы (сообщества), который, в свою очередь, привел к колонизации мусульманских стран, захвату их империалистами.

Говорилось также немало и о современном положении исламского мира. Указывалось на агрессивную, неоколониалистскую политику Соединенных Штатов Америки и прочих западных государств. Констатировалась необходимость единства мусульман вне зависимости от национальных и конфессиональных различий перед лицом новых вызовов времени. Часть выступавших также отмечали роль религиозных ценностей в преодолении моральной деградации нынешнего общества.

По словам адвоката Абусупьяна Гайтаева, защищающего подсудимого Курбанова, трудно понять, чем видеозаписи конференций могут подтвердить обвинение в приготовлении к насильственному свержению власти в России.

«То, что говорилось на этом публичном собрании, к примеру, в адрес США и других западных стран, по поводу их вмешательства во внутренние дела иных государств, навязывания ими своего понимания государственного устройства, «распространение демократии» военным путем и прочее, абсолютно соответствует оценке президента России Владимира Путина, неоднократно выраженной принародно, – полагает он. – Что касается высказываний, в которых внимание общества обращается в сторону пороков и бед, связываемых с проникновением чуждой многим народам западной масс-культуры, то этот взгляд мусульман вряд ли кардинально отличается от позиции Русской Православной Церкви и других конфессий России».

Кстати, допрошенный в те же дни бывший менеджер концертно-гостиничного комплекса «Измайлово» ни о чем криминальном, что могло быть замечено в ходе проведения конференции, рассказать не смог. Лишь в ответ на настойчивый вопрос прокурора, какой национальности были участники мероприятия, он сказал, что, скорее всего, выходцы с Кавказа и из Средней Азии.

Отметим, что ранее допрошенный оперуполномоченный ФСБ Полищук указывал также, что там были татары и башкиры. Почему представитель обвинения столь часто интересуется национальным составом мусульман и как на практике он может дифференцировать, например, татар и русских, осталось не до конца ясным.

Помянули Маркса

Два других дня показывали оперативные видеозаписи уже частных бесед из одной московской квартиры, которую, согласно материалам уголовного дела, в 2010 году снимал врач-стоматолог Рамазан Мамаев.

Во время зафиксированных тайным образом на пленку встреч люди молились, совместно принимали пищу, читали и обсуждали книги исламского содержания.

По утверждению обвинителей, это были собрания участников запрещенной организации, в ходе которых «изучалась идеологическая литература организации и проходило обучение навыкам её толкования в целях успешной пропаганды идей и привлечения новых сторонников».

Однако ничего того, что могло бы удостоверить заключение по обвинению подсудимых в совершении чудовищного преступления – посягательства на силовое ниспровержение конституционного строя Российской Федерации, – адвокаты также не заметили.

«Когда просматривали видеокадры, у меня сложилось впечатление, что я слежу за коллоквиумом молодых ученых, активно дискутирующих по поводу состоятельности марксистско-ленинской философии и ее соотношении с религиозным мировоззрением», – делится адвокат Тимур Шабешев, представляющий интересы Рахмонходжаева.

«Абдулла маленький» и «Всемирный Халифат»

В дополнение к кино обвинение привело еще одного своего засекреченного свидетеля под кличкой «Курбонов». Он едва владел русским языком, отвечал на вопросы прокурора, словно зачитывая заранее подготовленную речь (благо, визуально он был недоступен). Попытку адвоката выяснить, является ли русский язык родным для свидетеля, тот парировал, что «это может раскрыть его личность». Хотя и без его ответа были видны трудности общения со свидетелем.

«Курбонов» рассказал, что являлся членом «Хизб ут-Тахрир». Он по-особому интерпретировал три этапа построения Халифата: секретный призыв, открытый призыв, вооруженный призыв. Свидетель поведал, что «Абдулла маленький» (подсудимый Инамов) сказал ему и другим об этом на собрании в бараке у железнодорожных путей близ Рижского вокзала. После уточняющих вопросов адвокатов и подсудимого Инамова выяснилось, что эта информация якобы зачитывалась из книги. Какой именно, свидетель не помнил. «Курбонов» также объяснил, что халифат возродится на территории «маджал», которая представляет собой территорию бывшей Османской империи. Вопрос адвоката Гайтаева, а входила ли Россия в Османское государство, судья по традиции отвела, отметив, что не стоит проверять географические и исторические познания свидетеля.

- Скажите, а решение о том, что в мировом масштабе наступил третий этап призыва и пора брать власть, кто в «Хизб ут-Тахрир» принимает? – спросил у «Курбонова» адвокат Инамова Дионис Ломакин.

- Не знаю, но, наверное, Абдулла маленький, – ответил свидетель обвинения. 

В итоге «Курбонов» отметил, что до третьего этапа в России все-таки не дошли.

На следующей неделе на процессе произведут допрос подсудимых.

Автор: Рустам Джалилов
подписаться на канал
Комментарии 0