Политика

Сиси и баба

Со времен третьего рейха известно, что пропаганда должна быть грубой. Что чем чудовищнее ложь, тем охотнее толпа верит в неё. Что нужно добиваться не правды, а эффекта. Предвыборная кампания генерала Сиси полностью соответствует этим канонам. В пример достаточно привести плакат, который объяснял, почему надо голосовать за Сиси. Ответ прост – да потому, что этого хочет сам Господь. Но, безусловно, главным украшением пропагандисткой истерии стала простая каирская домохозяйка, грозящая с телеэкранов кулаком президенту США Обаме. Мол, только тронь нашего Сиси.

Речь о  взорвавшем интернет видео ролике, где  египтянка Муна аль-Бихери на ломаном английском  требует от Обамы послушать её и заткнуть свою… мышь. («Shut up your mouse Obama», почему-то говорит разъярённая женщина – прим. авт.)  Логика  железная:  мы –  простые египетские женщины, а потому Сиси – да, а Мурси – нет.

Простота хуже воровства…

Увидев этот ролик, я, конечно, не могла не вспомнить   великий фильм  «Член правительства». Картина рассказывает о том,  как бывшая батрачка Александра Соколова (роль исполняла сама Вера Марецкая), возглавив колхоз, вошла в состав сталинского Верховного Совета. Гениальный  эпизод  -  ее выступление на съезде в Москве перед партийным активом: «Вот стою я перед вами, простая русская баба…,  мужем битая, попами пуганая, врагами стреляная. Живучая…».

Но более всего  египтянка  Муна  напомнила  мне Свету Курицыну, объяснившую  журналистам, что благодаря Единой России люди в стране «стали более лучше одеваться».

А ведь поначалу «нашистка» Света вызывала  кислые улыбки  и даже что-то вроде жалости, пока… не заблистала в эфире НТВ с авторской программой «Луч Света».

Любой тоталитарный режим  обязан опираться на  «глас народа», на простую русскую бабу, или на  такую же простую  египетскую. Поэтому  госпожа  аль-Бихери,  спустя всего пару дней и несколько тысяч лайков на  ютубе, с завидной периодичностью начала появляться в эфире центральных телеканалов страны. Где, талантливо исполняя роль гласа народа,  регулярно повторяла свою пламенную речь в адрес президента Соединённых Штатов.

Руководителей  египетских ТВ  можно понять:  ролик  Муны в интернете имел  бешеную популярность.  Несколько десятков ремейков, всевозможные ремиксы  и по сей день  бурно обсуждаются в сети. Причём, по словам  многих моих знакомых египтян, большинство соотечественников восхищается подвигом «этой смелой женщины».

Кстати, на прошлой неделе бравая домохозяйка была приглашена в ОАЭ на форум арабских СМИ, проходящий в Дубае. Зачем её туда пригласили, не понятно никому. Тем не менее, у женщины появилась ещё одна уникальная возможность повторить слегка модифицированную речь и, как говорят в актёрских кругах, «порвать зал».

Как создаются «лидеры»

Все-таки точно сказано – надо добиваться не правды, а  эффекта.  Ведь эта «простая  египетская  баба», грозящая  Белому  дому,  невольно заслонила  собой человека, который должен  сидеть не на троне, а на нарах.  За преступления против своего народа. Это я про расстрел протестующих на площади Аль-Рабия (тогда  погибло более 3000 безоружных людей).

Но  египтяне  готовы носить своего нового  идола  на руках. И во многом это заслуга государственных пропагандистов, которые  талантливо лепят образ отца народа,  создают имидж национального героя. Бернард Шоу сформулировал: «Искусство управления есть организация идолопоклонства». И  пропагандисты генерала (бывшего) Сиси овладели этим искусством в совершенстве.

Сувенирная продукция с  его портретом  заполонила рынки, магазины и улицы Каира задолго до выдвижения его кандидатом в президенты. Сегодня буквально на каждом углу вы можете купить не только майку или плакат с его фотографией, но даже копию его удостоверения личности или водительских прав. Поговаривают, что в интернете можно заказать и женское бельё с изображением бывшего генерала. ( Все по Высоцкому – «А на левой груди профиль Сталина…»). Каирчане активно расписывают свои дома и балконы граффити с изображением самого популярного нынче профиля.

Сиси провозгласил себя лидером нации (если верить разделу «род занятий» в сувенирных удостоверениях личности) и старательно следует этому званию, понемногу уничтожая оппонентов. Сложно даже подсчитать, сколько на данный момент человек находятся в египетских тюрьмах в ожидании приговора или  смертной казни (более 1000 человек были приговорены к казни за последний месяц)

Но, тем не менее, египтяне продолжают восторгаться своим «лидером», и, подобно Муне аль-Бихери, грозить всем, кто  позволит себе   косо посмотреть в сторону их будущего президента.

Худший враг любой пропаганды — интеллектуализм

После  Октябрьской революции основную угрозу новой  власти  представляла  интеллигенция.  Вообще, теоретики тоталитарных режимов давно уяснили, что  «худший враг любой пропаганды — интеллектуализм».  Все  те, кто  умеет анализировать и делать выводы.  Сколько волн  иммиграции прошлось по стране, сколько сгинуло на нарах, прежде  чем  родилось  единогласие, единодушие и все как один?

Мне кажется, что именно  на этот  путь  классовой борьбы становится Египет.  И выводит  до боли знакомый термин – «враг народа».

Ведь кто погиб на  площади Аль-Рабия? Студенты, профессора, доктора, религиозные деятели. Элита. Люди, которые не могли смириться с военной оккупацией  страны.

А кто первым  попал на скамью подсудимых? Те же студенты, профессора, доктора и религиозные деятели, которым удалось выжить в массовых убийствах, но которых  выслеживали, арестовывали и бросали в тюрьмы без суда и следствия.

После этого те, кто выжил и не был арестован, начали массово покидать страну (помните философские пароходы?), чтобы избежать печальной участи своих соотечественников. А те, кто по разным причинам уехать не мог, продолжают жить на пороховой бочке, каждый раз вздрагивая от ночных шагов на лестнице, ожидая визитов Амна Даули или полиции.

Вот и получается, что на сцену выходят Муна аль-Бихери и ей подобные. Которые в принципе мало понимают, что происходит в их стране, но зато умеют сложить по-английски фразу «Shut up your Mouse Obama».

И как бы ни было прискорбно, домохозяйка Муна – это символ интеллектуально беднеющего Египта. И  сегодня, куда ни глянь, взгляд обязательно упрётся вот в такую Муну.

Осталось только сделать её – Муну аль-Бихери  – министром культуры или, скажем, министром египетских женщин, интересы которых она  так рьяно защищает. И тогда можно будет с уверенностью сказать, египтяне действительно «стали более лучше одеваться».

Автор: Раяна Ольга Черных
подписаться на канал
Комментарии 0