Политика

Китай России - не товарищ

Тема противостояния России и Запада продолжает оставаться одной из основных в британских газетах. Некоторые аналитики обращаются к финансовой составляющей конфликта.

Financial Times обращает внимание читателей на тесные связи, существующие между российским бизнесом и некоторыми влиятельными британскими политиками.

Например, британский экономист с русскими корнями лорд Роберт Скидельский, входящий в совет директоров государственной компании "Роснано Капитал", подверг критике санкции западных стран в отношении России. Он выразился за предоставление возможности востоку Украины отделиться от Киева, отмечает издание.

В числе других известных политических деятелей, связанных с российским бизнесом, называются имена бывшего министра по делам бизнеса лорда Мандельсона, бывшего министра финансов лорда Майнерса, бывшего министра иностранных дел лорда Оуэна, а также бывшего секретара принца Чарльза сэра Майкла Пита.

"Лондон уже давно стал лакомым местом для российского бизнеса. Многие компании разместили свои акции на Лондонской фондовой бирже, а российские олигархи подстегнули стремительный рост цен в секторе дорогого жилья"

Financial Times

Лорд Скидельский заявил, что выйдет из совета директоров "Роснано Капитала" только в случае, если Владимир Путин "начнет себя вести как Гитлер". "Если он начнет проводить серьезную экспансию, я уйду [из совета директоров] …пока признаков этого нет". Он считает, что Украина разделится на части, пишет газета.

Лорд Мандельсон связан с близкой Кремлю компанией АФК "Система". "Я один из нескольких независимых западных директоров компании, зарегистрированной на Лондонской фондовой бирже. Мы осуществляем наблюдение за деятельностью компании, и я доволен уровнем осуществляемого нами надзора".

Лондон уже давно стал лакомым местом для российского бизнеса. Многие компании разместили свои акции на Лондонской фондовой бирже, а российские олигархи подстегнули стремительный рост цен в секторе дорогого жилья.

Билл Браудер, основавший в России компанию Hermitage Capital Management и ставший одним из инициаторов создания "списка Магнитского", утверждает, что крупные российские бизнесмены хотят ввести в советы директоров своих компаний представителей британского истеблишмента для укрепления своей респектабельности, сообщает газета.

События на Украине могут стать причиной отказа некоторых британцев от своих мест. Лорд Майнерс, вошедший в 2012 году в совет директоров компании "Мегафон", не захотел комментировать свою позицию о событиях на Украине. По его словам, у "Мегафона" нет коммерческих интересов в Крыму. "В совете директоров я работаю на благо компании и ее владельцев, но я независимый директор", - цитирует его слова Financial Times.

Большая часть "Мегафона" принадлежит Алишеру Усманову, который связан также с лордом Оуэном, консультирующим две его компании. Лорд Оуэн считает, что вероятность новых санкций является "чисто гипотетической". Он надеется, что таковых не будет. Лорд Оуэн намерен принимать решения в зависимости "от обстоятельств и характера санкций", отмечает издание.

"Владимир Путин войдет в историю первый как человек со времен Екатерины Великой, воссоединивший Крым с Русью-матушкой"

Лорд Трускот

По мнению Рауля Рупарела из аналитического центра Open Europe, некоторые британцы могут в дальнейшем отказаться от своих постов, если ситуация с Украиной заметно ухудшится. Но он также считает, что некоторые из них будут принимать решение об уходе лишь в случае, если их компания подпадет под санкции, сообщает финансовое издание.

А лорд Трускотт, в прошлом году номинировавший Путина на Нобелевскую премию мира, вообще открыто поддержал захват Крыма Россией. "Владимир Путин войдет в историю первый как человек со времен Екатерины Великой, воссоединивший Крым с Русью-матушкой. Барака Обаму будут помнить лишь как первого чернокожего американского президента", - сказал он в интервью Financial Times.

Китай России - не товарищ

Россия в долгосрочной перспективе значительно пострадает экономически от приобретения Крыма, считает Амброс Эванс-Притчард из Daily Telegraph.

Он считает, что Владимир Путин совершил серьезную стратегическую ошибку, "порвав книгу международных правил", не заручившись при этом одобрением Китая. Любые надежды заполучить Пекин в качестве союзника, чтобы противостоять западным санкциям, обречены на неудачу. А значит, обречены на неудачу и шансы Кремля на легкую победу или вообще какую-либо стоящую победу, утверждает автор статьи.

Путин в своем обращении поспешил поблагодарить Китай за поддержку, а министр иностранных дел Сергей Лавров заявляет, что мнения России и Китая по ситуации на Украине совпадают.

"Китай периодически оспаривает российский контроль над газовыми месторождениями в Центральной Азии. Если раньше туркменский газ отправлялся на север, то теперь его поставляют на восток."

Daily Telegraph

"Это отчаянная ложь. Китай не встал на сторону России в Совете безопасности ООН при голосовании по Крыму, как это было по Сирии. …Нам неизвестно, что сказал китайский лидер Си Цзиньпин Бараку Обаме во время их встречи в Гааге, но представители Белого дома затем выглядели довольными, утверждая, что Россия потеряла своего "традиционного союзника". Если это так, то Путин не может надеяться, что ему удастся избежать финансового удушения со стороны финансовых регуляторов США, если он решится на дельнейшие действия на востоке Украины", - полемизирует Эванс-Притчард.

Также ему не стоит надеяться на изменение правил игры с Западом, объединив силы с Китаем для создания совместного Евразийского блока с общей валютой. На самом деле Китай периодически оспаривает российский контроль над газовыми месторождениями в Центральной Азии. Если раньше туркменский газ отправлялся на север, то теперь его поставляют на восток.

Путин уже наверняка понял, что остался в одиночестве. Даже всепрощающая Ангела Меркель более не может терпеть, о чем она открыто заявила. Прошедший саммит ЕС стал своеобразным призывом к мобилизации. Европейские страны должны в течение 90 дней разработать план сокращения зависимости от поставок газа из России, пишет обозреватель.

При этом российский президент начинает понимать, что мировая финансовая система больше опасается американских регуляторов, чем русских танков. Любые санкции против какого-нибудь олигарха, могут лишить возможности участия в финансовых рынках для связанных с ним компаний.

"Он выбрал не самое лучшее время для игры. Газовые хранилища Европы заполнены."

Амброс Эванс-Притчард, обозреватель Daily Telegraph

"Он выбрал не самое лучшее время для игры. Газовые хранилища Европы заполнены. Цена на нефть будет продолжать падать благодаря увеличению поставок из Ирака, дополнительным вливаниям из резервных запасов США и увеличению добычи в Ливии. …Путин рассчитывал бюджет, исходя из цены в 110 долларов за баррель. Вскоре ему, возможно, придется исходить из цены в 80 долларов за баррель", - полагает автор.

Можно сказать, что Путин разрушил Россию. Прибыли от высоких цен на нефть были потрачены впустую. Индустрия и промышленность находятся в плачевном состоянии, потому что основная прибыль в страну поступает от продажи нефти и газа, и при этом курс рубля переоценен, - считает обозреватель издания.

Российская ранимость - угроза для мира

Обозреватель Independent Мэри Дежевски – менее категорична в своих размышлениях о том, какую стратегию необходимо выбрать Западу в отношениях с Россией. Она призывает работать с Москвой ради всеобщего блага.

В Брюсселе политики столкнулись с дилеммой. С одной стороны, им необходимо выразить свое осуждение, но с другой стороны - не загнать Владимира Путина в угол, чтобы ему уже нечего было терять. Предположения о том, что Путин придет с извинениями и вернет Крым "на блюдечке" нереалистичны. Он знает, что содержание Крыма обойдется очень дорого, и также он знает, что за аннексию придется заплатить высокую дипломатическую и материальную цену. Также он знает, что российская экономика переживает не лучшие времена. Но "странная правда" заключается в том, что для него и для России Крым того стоит, уверена Дежевски.

Главный вопрос сейчас заключается не в том как наказать Россию, а что может получить Запад от этой неожиданной ситуации. Всегда есть соблазн действовать постепенно и осторожно, будь то символическое подписание соглашения об ассоциации ЕС и Украины, а затем частичная отмена санкций, если Россия не будет продвигаться на восток Украины и не станет вмешиваться в проведение президентских выборов, полагает автор.

"Западу в лице Евросоюза необходимо перестать подгонять Украину, призывая ее войти в свои ряды. "

Independent

Западу необходимо задаться вопросом, какую Россию он хочет видеть у своих границ – неуверенную, готовую сорваться в любой момент, или Россию, которая наконец возьмется за модернизацию своей устаревшей инфраструктуры, которая чувствует себя уверенно в пост-советских границах, считает обозреватель.

"Итак, что же делать? Начнем с Украины. Путину необходимо выполнить свое обещание, данное им во время своего выступления в Кремле, о том, что Россия не будет вторгаться на территорию Украины, и если необходимо, это можно зафиксировать в письменном виде, закрепив выполнение отправкой наблюдателей или даже миротворческого контингента", - пишет Дежевски.

Но Западу в лице Евросоюза необходимо перестать подгонять Украину, призывая ее войти в свои ряды. Необходимо признать зависимость экономики страны, по меньшей мере в нынешнем виде, от России, и принять это как должное. Необходимо также быть реалистами - членство Украины в ЕС может случиться еще очень не скоро. Во многом это связано с состоянием экономики страны. Но разве нельзя Москве, Брюсселю и МВФ договориться о совместной помощи Украине?

Понятно, что Крым потерян. Но уж если Путин приводит параллели с Косово, то нужно этим воспользоваться. Может, следует уговорить крымчан провести референдум заново, но тогда уж пусть и Россия признает независимость Косово. Нужно тогда заново взглянуть на проблемные территории вроде Приднестровья и отколовшихся от Грузии республик, размышляет обозреватель издания.

"А как насчет подписания договора об аренде Крыма, по типу того, как это было с Гонконгом, например, на 20 лет? И все это будет закреплено соглашением о европейской безопасности, чтобы за это время ни Россия ни НАТО не расширяли свои территориальные владения. Запад может возразить, что Россию не следует вознаграждать за плохое поведение. Но Украина, оставшаяся без Крыма и желающая двигаться в направлении Запада, не станет наградой. Россия считает, что в течение 20 лет ее интересы игнорировались. Барак Обама отметил, что поход за Крымом показывает слабость, а не силу. Должно быть решение того, как не дать чувству российской ранимости перерасти во что-то еще более опасное", - резюмирует автор.

Автор: Геннадий Алашеев
подписаться на канал
Комментарии 0