Общество

Что такое – русский ислам?

Голландская студентка-исследовательница русского ислама Эва Рогаар, недавно побывавшая в Москве и познакомившаяся с новообращенными мусульманами, поделилась с Wordyou.Ru своими впечатлениями и в ответ на наши вопросы задала свои собственные.

Сразу уточню: Эва не мусульманка. Родом из Голландии, наполовину гречанка, высокая и стройная, она говорит с мягким акцентом, тщательно и точно подбирая слова. В Голландском университете Амстердама Эва изучает современную историю и политику Восточной Европы и России. Живой любопытный взгляд выдает в ней иностранку, она еще не привыкла к «бюрократическим процедурам», но уже успела заметить, что «русские больше заботятся друг о друге, а их отношения спонтаннее и теплее».

– Полтора года назад я начала учить русский язык, и это мне очень понравилось. Я хотела совместить знание языка со своими исследованиями и приехала в Москву на один семестр. Вообще я интересуюсь темами, которые являются важными, но которым уделяется мало внимания. Думаю, что русский ислам – именно такая тема.

Еще Эва говорит, что ей интересен сам человек, который вдруг меняет свой привычный образ жизни и становится другим – ради того, что считает правильным, истинным. Что он чувствует? Как принимает его общество? Эве удается разглядеть, что русский мусульманин находится на стыке двух культур, попадает под прессинг двух обществ и под прожекторы СМИ.

- Согласно твоим исследованиям, есть ли какая-то главная причина, побуждающая людей в России принимать ислам?

- Мне кажется, существуют две главные причины. Большая часть людей знакомится с исламом и принимает решение, будучи в браке с мусульманином. Другая часть – в результате интеллектуального поиска. Но есть еще и третья часть – это люди, принимающие ислам частично из политического протеста, оттого что, на их взгляд, руководство по правилам ислама могло бы быть более праведным. А вообще, конечно, причин намного больше.

- Тебе видна разница между российским мусульманином и немусульманином?

- Я, конечно, не могу обобщить всех российских мусульман. Но, может быть, мусульмане более внимательны в вопросах, касающихся смысла жизни и того, как лучше относиться к своей семье, к близким и к обществу.

Эва задает много вопросов. Например, почему московские торговые центры не оборудованы для людей с ограниченными возможностями? Надо ли ей будет поменять имя на «Хава», если она примет ислам? А еще – чем русский мусульманин отличается от татарина или чеченца и что такое «муфтият»? 

- Эва, как тебе показалось, чем российские мусульмане отличаются от европейских?

- Насколько я могу судить, в России мусульмане обращают больше внимания на национальность. Кроме того, проблемы, с которыми они сталкиваются, гораздо чаще, чем в Европе, вызваны политическими факторами.

- А в Европе?..

- В Европе эти проблемы вызваны непониманием со стороны немусульманского общества. Я не имею в виду, что немусульманское общество в России является более терпимым. Просто у вас большую роль играет политический фактор.

- В чем это выражается? 

- В России, например, часто не хватает мечетей – и нельзя строить больше. Нет мусульманских школ, детских садов и спортклубов. Мусульманкам нельзя ходить в хиджабе в школу. В Голландии таких проблем меньше. Там у мусульман намного больше возможностей заниматься своей религией и отдыхать по-своему. Европейские мусульмане в целом чувствуют себя свободнее.

Честно говоря, на вопрос Эвы о том, как государственная политика мешает мусульманам открывать школы и сады, ответить было непросто. Ведь речь не столько о политике, сколько о государственной системе в целом и, к сожалению, о пассивности наших мусульман. Когда Эва узнает, что в Москве примерно с десяток мусульманских организаций, которые не способны объединиться для решения хотя бы одной общей задачи, она искренне удивляется: «Но почему?!»

- Ты сделала для себя какие-нибудь открытия, связанные с русским исламом?

- В первую очередь, я поняла, что надо быть осторожным, когда говоришь о «русском исламе». У каждого свои мотивы, идеалы, желания. Одни думают, что русские мусульмане должны иметь свое общество и свою традицию в русской умме, а другие – что, наоборот, это избыточно или даже опасно. Кроме того, некоторые русские мусульмане считают, что российское правительство систематически угнетает мусульман в России, и особенно русских мусульман.

Если мы посмотрим на исследования российских «экспертов» по этой теме, то увидим, что большинство из них не уходят дальше женщин, полюбивших этнического мусульманина и принявших «его веру». Мы знаем, что в наших СМИ предпочитают обсуждать опасность хиджаба в «светских» учреждениях и «радикализм» неофитов. Но молодых европейских исследователей, оказывается, волнуют проблемы другого порядка.

- Мне было бы интересно узнать, как именно нарушаются права русских мусульман и какие можно предпринять шаги к тому, чтобы защитить эти права? Должны ли русские мусульмане создать собственное мусульманское общество и развивать свою особую традицию? Какие компоненты русской культуры следует в этой традиции сохранить?

Уверена, что исследования, которыми занята Эва Рогаар, помогут и русским, и в целом российским мусульманам не только переосмыслить проблемы и явления, с которыми приходится сталкиваться ежедневно. Они помогут почувствовать себя частью мировой уммы и осознать, наконец, свою историческую роль.

Автор: Галина Бабич
подписаться на канал
Комментарии 0